Сострадание и милосердие к людям в русской литературе (Ф. М. Достоевский и А. М. Горький)

Человек, человеческие отношения, место человека в мире – эти темы всегда волновали умы русских писателей. Какими должны быть отношения между людьми? На этот вопрос по-разному отвечают два великих русских писателя – Федор Михайлович Достоевский и Максим Горький.
Идеи Достоевского, изложенные в романе ” Преступление и наказание“,- это идеи христианские. Носителем авторских идей выступает Сонечка Марме-ладова. Позиции Горького в споре о Человеке с большой буквы четко проявляются в пьесе “На дне”, где “проводником”

авторской мысли является Сатин.
Главный герой романа “Преступление и наказание” – бывший студент Родион Раскольников. Он задавлен бедностью, живет а какой-то каморке под крышей. Окружающая его обстановка действительно ужасна. Родион находится под властью своих идей, выросших в теорию. Это теория сверхчеловека, которому все дозволено, и “тварей”, обычных людей, которые должны повиноваться. Чтобы проверить, к какому типу он относится, Родион убивает старушонку. Он признается в этом Соне Мармеладовой.
Она, выслушав его довольно стройную теорию, возражает: “Это человек-то вошь?” Сама Соня представляет образец смирения, христианского всепрощения. Она говорит, что людей надо любить, жалеть, прощать. Какая-либо классификация людей для Сонечки просто безумна. Она зовет Раскольникова к общественному покаянию, покаянию перед всем миром, перед людьми, к внутреннему раскаянию, отказу от его бесчеловечной теории. Под влиянием Сонечки, да и просто понимая, что не выдержал он экзамена в “Наполеоны”, Раскольников признается во всем в полиции. Но он не отказывается от теории, он лишь понял, что он – “вошь”. Признаки освобождения от самой теории появляются лишь в конце романа.
По ходу повествования мы видим, что Достоевский считает Милосердие, сострадание к людям, одним из важнейших качеств человека без которого было бы невозможно духовное освобождение Раскольникова. Очень тяжело прожить без Сострадание, милосердия к людям. Для человека необходимо, чтобы его понимали, могли его взбодрить, пожалеть, помочь ему, простить его. Так, не найдя поддержки в окружающих, чувствуя отчужденность, Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. Раскольников же, благодаря милосердию Сонечки, выживает.
Идеи христианства, всепрощения выражает странник Лука в пьесе Горького “На дне”. В этом произведении завязывается спор о Человеке, настоящем Человеке с большой буквы, между старцем Лукой и Сатиным. Идеи Луки схожи с идеями Достоевского. Место действия пьесы – своеобразное “дно” общества, ночлежка для бездомных. С появлением Луки в ночлежке становится как-то теплее, душевнее. Лука подбадривает всех. Он не жалеет теплых слов утешения для людей ночлежки. Анне он обещает скорое. избавление от мук и пророчит жизнь на небесах. Пеплу он советует убежать с Парашей в Сибирь, где жизнь, по его словам, должна быть намного лучше. Актеру он дарит надежду на излечение от алкоголизма, рассказывая, что в каком-то городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Лука олицетворяет христианские отношения между людьми. Он рассказывает истории из своей жизни, да и не только из своей, где показывает, что правда может убить человека, а ми-
Лосердие, мягкое обращение с людьми могут только помочь. Лука говорит, что человек слаб, поэтому его надо жалеть, любить.
Но Сатин не согласен с Лукой. “Человек – это звучит гордо!” – говорит Сатин. Человека не нужно ни жалеть, ни сострадать ему. Человек стоит выше простых земных чувств, его нужно только уважать. Человеку нужна правда, какой бы страшной она ни была. Выше человека ничего нет – вот позиция Сатина. Все в мире создано для человека. Милосердие отрицается Сатиным. Такие чувства, как жалость, могут только унизить человека. Такова позиция и самого автора. Милосердие – это нечто ненужное, даже вредное для человека. Но финал пьесы подтверждает слова Луки о том, что правда может убить человека. Актер, лишившись той духовной поддержки, что давал ему Лука, оказался неспособным самостоятельно искать лечебницу, о которой говорил Лука. Но и настоящая серая и никчемная жизнь стала против, на Актеру, и он удавился.
Спор о Человеке может вестись и сегодня, ведь каждый выбирает только свой путь. Конечно, прав и Горький, и Достоевский, каждый по-своему прав. Но мне ближе позиция Достоевского, ведь все-таки каждый может ошибаться, и духовная поддержка просто необходима. Одна лишь правда может навредить человеку.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...

Сострадание и милосердие к людям в русской литературе (Ф. М. Достоевский и А. М. Горький)