Система уроков по творчеству Бунина

Елец. Гимназия, в которой учился И. А. Бунин.

Программой И. Н. Сухих на изучение творчества Бунина в 11-м классе отводится пять часов. Перед первым уроком учащиеся знакомятся с главами учебника, посвященными биографии писателя.

Первый урок называется “Бездомный певец русской Атлантиды: изгнанник или хранитель?” и начинается с беседы по стихотворению Бунина “У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…”: “Каким чувством проникнуто cтихотворение И. А. Бунина? Какие аллюзии в нем содержатся? В чем оcобенноcти композиции этого cтихотворения

(обратите внимание на повторы)? Что вынуждает лирического героя веcти бездомную жизнь? Почему котомка названа “ветхой”? С каким “багажом” герой двигается по жизни? Как вы могли бы охарактеризовать лирического героя стихотворения, каким словом его назвать?”

В нашем классе учащимся оказалось непросто найти в тексте отсылку к Евангелию. Вернее, они почувствовали, какая строка является скрытой цитатой, но не могли определить, откуда. Также непросто было им увидеть и “вечный сюжет” притчи о блудном сыне, отзвук которого слышен в тексте. Учитель помогает учащимся провести эти параллели, и тогда

трагическое звучание стихотворения становится для них более очевидным.

При разборе композиции стихотворения мы видим, что перекличка строк в двух строфах создает своего рода “эмоциональную дугу”, вызывающую напряжение: две строфы – это начало и конец “сюжета”, между которыми – целая жизнь скитаний. “Ветхая котомка” ветха не только от времени. Это принадлежность прошлого, изношенность воспоминаний.

В поисках характеристики лирического героя учащиеся в конце концов приходят к слову “изгнанник”.

Опираясь на прочитанные дома главы учебника, поговорим о том, как отражаются в этом стихотворении жизнь и творчество Бунина. Почему Бунин, живя за границей, пишет о России, которой больше нет? Как это его характеризует?

Учитель останавливает внимание учащихся на факте невозвращения Бунина на родину. Отчего писатель, который не мог найти себя в эмигрантской жизни и всей душой был связан с Россией, отказался вернуться?

Мы знакомим учащихся с высказыванием писательницы Тэффи: “…Что вы потеряли, отказавшись ехать? Что швырнули в рожу советчикам? Миллионы, славу, все блага жизни. И площадь была бы названа вашим именем, и статуя. Станция метро, отделанная малахитом, и дача в Крыму, и автомобиль, и слуги. Подумать только! Писатель, академик, Нобелевская премия – бум на весь мир… И все швырнули в рожу. Не знаю другого, способного на такой жест, не вижу…” Как они оценивают поступок Бунина? Как его понимают?

Учащиеся говорят о том, что Бунину некуда было возвращаться. Его России в реальности больше не существовало. Она жила лишь в его памяти и творчестве.

И в заключение урока мы размышляем над вопросом: “Кто же такой И. А. Бунин – изгнанник или хранитель России?”

Домашнее задание. Прочитать стихотворение “Одиночество” и рассказ “Антоновские яблоки”. Из рассказа выписать предложения или их части, которые могли бы стать строчками стихотворения, то есть написаны в стихотворном размере. (Это задание придумано учителем С. П. Белокуровой.)

Второй урок называется “Лирический мир И. А. Бунина: поэзия или проза?” . Он начинается с беседы по стихотворению “Одиночество”: “Назовите опорные слова, создающие пейзаж, атмосферу стихотворения. Как развивается мотив одиночества в тексте, как меняются настроение и интонации лирического героя? Какие бытовые детали преображаются в поэтические, почти символические образы? Каков их смысл? Какие слова, выражения звучат не как поэтические, а как прозаические строки? Есть ли в стихотворении сюжет и герои? В чем своеобразие финала? Что роднит это стихотворение с прозой и что отличает от нее?”

Следующая часть урока посвящена чтению учащимися “стихотворных” строк из рассказа “Антоновские яблоки” и размышлениям над тем, чему могло быть посвящено стихотворение, включающее данную строку. Обращаем внимание на то, как много в тексте таких строк: “Помню раннее, свежее, тихое Утро…”, “В шалаше устроены постели…”, “Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни…”, “Всюду тишина и чистота…”, “…В саду становилось пустынно и скучно…”, “Их портреты глядят на меня со стены…” и т. д. Мы просим учеников “продолжить” текст, придумав на ходу вторую строчку в том же размере, которая могла бы продолжить стихотворение. Интересно, что почти все эти продолжения вводят в текст образ человека, мотив воспоминаний, лирическую грусть.

Эта работа, кроме всего прочего, пробуждает интерес учащихся к тексту, который, во всяком случае в нашем классе, не вызвал никакого энтузиазма и показался скучным. У учащихся возникают размышления о том, отчего же бунинская проза так ритмична: ведь писатель делает это “не нарочно”…

После этого мы обращаемся к композиции рассказа и беседуем по вопросам: “По какому принципу делится рассказ на части? Каковы тема, мотив, настроение каждой из частей? Каково общее настроение рассказа? Как бы вы определили его жанровые особенности? В чем своеобразие рассказа И. А. Бунина “Антоновские яблоки”? Какие черты поэтики сближают его с бунинской лирикой?”

По наблюдению литературоведа Юрия Мальцева, у И. А. Бунина “поэзия и проза сливаются в некий совершенно новый синтетический жанр”. В качестве финальной ноты урока попытаемся определить основные черты этого особого жанра.

Домашнее задание. Прочитать рассказ ” Господин из Сан-Франциско” и заполнить таблицу “Образы корабля и океана” .

А в качестве творческого задания можно предложить написать стихотворение, которое включало бы строку из “Антоновских яблок” (по желанию).

Приведем примеры двух работ. Одна из них парадоксальна тем, что автор избирает строку, не являющуюся правильно ритмически организованной, но пишет на ее основе акцентный стих.

Вспоминается мне ранняя
Погожая осень,
Видится там дальняя
Гладь больших озер.
Рядом лес стоит –
Желтизна и проседь.
Солнце светит слабо,
А в душе костер.
Вот сейчас зима.
Холодно.
Тоскливо.
Вспоминается мне осень,
Грустно, молчаливо…
(Анна Т.)

Вторая работа – попытка максимально использовать бунинские образы и слова.

В саду становилось пустынно и скучно,
Шептались деревья, опадала листва.
Вспоминалась волшебная вересковая пустошь
И блаженного чувства седьмая глава…
И волнующий запах, дым душистый костра,
Чернеющий облик вишневых сучьев,
И большая, блестящая ярко звезда –
В моей жизни не было вечера лучше.
(Полина Г.)

Третий урок, который называется “Сатирическая притча “Господин из Сан-Франциско” : абсурдность жизни или нелепость смерти?”, начинается с беседы по вопросам: “Какое впечатление произвел на вас рассказ? На что настраивает эпиграф, взятый из Апокалипсиса? Почему писатель не называет главных героев по именам? Как понимать слова о том, что герой “только что приступал к жизни”? Что вкладывает господин из Сан-Франциско в понятие “жизнь”? Почему И. А. Бунин подробно описывает каждодневную жизнь на пароходе? Что собой представляет эта жизнь? Что становится предметом сатиры писателя?”

После этого мы обращаемся к таблице. Заполненная, она выглядит приблизительно так:



Система уроков по творчеству Бунина