Школа Владимира Маранцмана

Владимиру Георгиевичу на роду было написано долгожительство. Но судьба распорядилась иначе…

От детей, знающих его как автора школьных учебников литературы, и даже от учителей, воспринимающих его как классика методики, было анекдотически привычным услышать:

– А он еще жив?

– Еще как жив! Переводит Данте, Петрарку! Создает новый учебно-методический комплекс! Без преувеличения, как у Вяземского, “и жить торопится, и чувствовать спешит”, – отвечали мы, аспиранты, методисты, кому была дарована честь ученичества у Маранцмана.

В представлении поколений, причастных к изучению литературы в школе, он был почтенным патриархом. Но это не совпадало с его жизненным обликом. Он всегда был полон идей, открыт красоте и соблазнам жизни, страстно и вдохновенно исполнял свою миссию и до последнего дня нес свой крест методиста-просветителя. В самом начале уходящего года его не стало…

6-7 ноября 2007 года в Пушкине прошла I Международная научно-практическая конференция “Академический школьный учебник – дорога в будущее”. Этот статус был учрежден в 2004 году РАН и РАО. Учебник литературы для 10-го класса под редакцией профессора, члена-корреспондента РАО В. Г. Маранцмана – первый и единственный, удостоенный этого статуса. К 2006 году авторским коллективом, возглавляемым ученым, была завершена работа над третьим вариантом линии учебников литературы и методических пособий для средней школы (5-11-е классы). К их изданию приступило издательство “Просвещение”. Изначально организаторы конференции планировали приурочить ее к этому событию и юбилею Владимира Георгиевича: 30 июля ему бы исполнилось 75 лет.

Конференция объединила ученых-методистов, учителей и учеников, работающих по программам и учебникам В. Г. Маранцмана. В период подготовки конференции ее устроители объявили конкурс уроков по программе и методике В. Г. Маранцмана (статьи, видеоуроки) и сочинений учащихся по теме “Мой друг – учебник литературы”. Участниками конкурса стали 457 учителей и 112 учащихся не только России, но и Украины, Эстонии.

Конференцию открыл видеофильм о Владимире Георгиевиче, им был задан тон живого диалога с ученым, Учителем.

На пленарном заседании выступила учитель школы № 89 Санкт-Петербурга, заслуженный учитель РФ Т. Н. Рыбакова. Она говорила о проблемах преподавания литературы в современной школе, организации чтения школьников. Доклады заведующего редакцией “Литература” издательства “Просвещение” В. П. Журавлева, доктора педагогических наук Е. К. Маранцман были посвящены современным УМК по литературе, поискам и новациям в этой сфере. Декан филологического факультета РГПУ им. Герцена профессор Н. Л. Шубина остановилась на проблеме подготовки учителя-словесника в педвузах. В выступлении Председателя предметной комиссии ЕГЭ по литературе профессора С. А. Зинина (Москва) была проанализирована последняя версия экзамена, вызвавшая дискуссию.

Состоялись заседания круглых столов “Современные УМК по литературе”, “Преподавание МХК в школе как интегративной дисциплины”, “Литературное и речевое развитие школьника”. Их ведущими были профессор В. А. Доманский (Томск), профессор РГГУ Ю. Л. Троицкий (Москва), заведующий редакцией “Литература” издательства “Просвещение” В. П. Журавлев, профессор Н. В. Шамрей (Нижний Новгород), доценты РГПУ им. Герцена Е. К. Маранцман, Н. Л. Мишатина, М. А. Бабурина, Е. Р. Ядровская (Санкт-Петербург).

На конференции были проведены мастер-классы: “Мне говорить, что сердце отдавать…” (по стихам В. Г. Маранцмана) – учитель НОУ “Гуманитарий” С. Ф. Щукина (г. Пушкин); “Без обольщений жизнь трудна…” (анализ стихотворения А. С. Пушкина “Зимнее Утро“) – доцент Е. К. Маранцман.

Мастер-классы провели и учителя – лауреаты конкурса уроков. Ими стали: Татьяна Григорьевна Соловей (Автономная Республика Крым, Евпатория) – уроки по творчеству А. С. Пушкина (Гран-при), Тереза Александровна Филиппова (Эстония, Нарва) – уроки по творчеству И. С. Тургенева (1-е место), Лариса Юрьевна Каширская (Новосибирск) – урок по “Сказке о золотом петушке” А. С. Пушкина (2-е место), Вера Александровна Чикрина (Республика Татарстан, Чистополь) – урок-вернисаж “Импрессионизм в лирике А. Фета и живописи” (3-е место); Наталья Михайловна Цыганкова (Новосибирск) – эссе “Что меня привлекает в методике В. Г. Маранцмана”.

Победителями конкурса ученических сочинений “Мой друг – учебник литературы” признаны: Евгения Гайнутдинова, 6-й класс, школа № 109 г. Перми (учитель – Т. А. Филькина), Мария Гаврилова, 7-й класс, НОУ “Гимназия “Альма Матер”” г. Санкт-Петербурга (учитель – Т. Б. Резцова), Сулейман Сербес, 7-й класс, Общеобразовательная школа-интернат “Челябинский областной лицей-интернат” (учитель – О. М. Колесникова).

Участниками конференции было решено сделать ее традиционной.

Н. П. Терентьева,
доцент кафедры литературы Челябинского педуниверситета,
соавтор УМК, аспирантка В. Г. Маранцмана: 1988 – 1991 гг.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Школа Владимира Маранцмана - Сочинения по русскому языку


Школа Владимира Маранцмана