Счастье – это

Методические заметки с уроков по пьесе-феерии М. Метерлинка “Синяя птица”

“Книга может быть приятным времяпрепровождением, полезным занятием, нелегким трудом, обузой, но угодно читателю или же не угодно, она во всяком случае совершает в нем глубинную очистительную работу”. Это высказывание Вячеслава Пьецуха из книги “Русская тема. О нашей жизни и литературе” я недавно занесла в свою записную книжку, оно ободряет меня всякий раз, когда сталкиваюсь с ученическим негативизмом по отношению к книге, с нежеланием читать нечто “трудное и большое”.

Так, в учебной хрестоматии “В мире литературы” под редакцией А. Г. Кутузова многих из моих шестиклассников “испугала” феерия М. Метерлинка “Синяя птица”: сто страниц, множество необычных героев, непривычная драматическая форма – в общем, “большое и трудное”. Возможно, в таком случае нужно было бы сначала посмотреть спектакль или экранизацию, а после обсудить увиденное. Но мой выбор – сначала чтение.

Вхождение в произведение начинаем постепенно – с небольшой порции теоретических сведений: актуализировать и расширить знания об особенностях драматической формы помогают наблюдения за оформлением шмуцтитула, чтение статьи в учебнике-хрестоматии на с. 360-361 и выполнение аналитических заданий (найти общие черты эпоса и драмы, драмы и лирики; используя таблицу, указать отличительные признаки этих родов литературы).

После краткого слова об авторе произведения сразу же обращаемся к жанровому подзаголовку “Феерия в шести действиях, двенадцати картинах”.

– Знакомо ли вам слова Феерия, феерический? Это жанр какого рода литературы? Что вы ожидаете от произведения, написанного в жанре Феерии? Пополняем словарик литературоведческих терминов: Феерия – 1) представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов; 2) волшебство, сказочное зрелище.

Задерживаемся на перечне картин – предоставляем возможность для наблюдений и прогнозов. Ребята видят и образ дороги, по которой пойдут герои, и смешение сказочного и реального, и прописные буквы в некоторых названиях (в мире Метерлинка нет одномерных неодушевленных понятий, у каждой вещи, явления есть своя душа, только увидеть ее может не всякий) , и то, что многие понятия связаны не с пространством (что было бы естественно для путешествия), а с временем.

Не менее интересен для наблюдений оказывается и список действующих лиц. Шестиклассники отмечают и необычайно большое количество персонажей (шестьдесят восемь, из них двенадцать – коллективные), пытаются разделить действующих лиц на разные группы (реальные – люди и животные, предметы и вещества; абстрактные; сказочные, фантастические). Даже возникает спор: к какой из групп отнести, например, Насморк ; и вообще, как должен выглядеть этот персонаж?

Представить других героев помогает обращение к костюмам, которые описаны самим автором-драматургом.

Можно сразу же дать и задание для домашней подготовки: объединиться по два-три человека, выбрать персонаж, который хотелось бы сыграть, подготовить рассказ о нем. Подумать, какими элементами костюма и какими интонациями при чтении можно передать характер этого персонажа. (Роли для девочек: Митиль, Фея, Кошка, Душа Света, Вода, Молоко ; роли для мальчиков: Тильтиль, Пес, Хлеб, Сахар, Огонь. )

Теперь пора поразмышлять над названием.

– Так много действующих лиц в предложенном автором списке, а одного персонажа как будто бы не хватает. Какого? (З Аглавного – Догадываются Дети.) И опять веер предположений: почему в списке дейст­вующих лиц отсутствует заглавный персонаж?
И вообще: почему птица синяя, разве такие бывают? Оживляет обсуждение такая информация: в языке оригинала слово bleu не различает оттенки Голубой и Синий. Современник М. Метерлинка, великий русский поэт начала ХХ века А. А. Блок сомневался в правильности перевода: “…цветок голубой, небо голубое, волшебное царство голубое (или лазурное – у Тургенева), и дымка, в которую закутана вся метерлинковская сказка и всякая сказка, говорящая о недостижимом, – голубая, а не синяя”


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Счастье – это - Сочинения на свободные темы


Счастье – это