Сценарий к уроку музыки в 5 классе “Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества”

Водопьянова Т. М.

Сценарий к уроку музыки в 5 классе

“Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества”

” Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и на мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка… Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, – это заставить ее прямо и просто выражать то, что у меня на сердце”

С. В. Рахманинов.

Портрет С. В. Рахманинова

Русский народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим и объясняется большое разнообразие ее жанров, среди которых есть

Былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни

Фольклорная сцена

Фольклор принято делить на два вида.

1.Обрядовый фольклор:

Календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),

Семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания). Обряды в русской деревне считались столь же необходимыми в жизни, как и праздники. Все значительные события в жизни людей – рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ – были связаны исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий.

2.Необрядовый: Былины, исторические, солдатские, протяжные – лирические, плясовые, частушки.

Вопрос: Как вы думаете, зачем в памяти народа нужно хранить старинные

Песни и наигрыши?

Ответ: Они рассказывают об исторических событиях, о характерах людей, могут многое нам объяснить, передают настроение тех, кто их сочинил.

Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны.

Солдаты 18- 19, века, поющие в строю

Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались

“собиранием” народных песен, издавали сборники песен. Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Это были сборники Трутовского, Львова и Прача, для домашнего музицирования. Народная песня была очень распространена. Из нее составлялись оперы; народные песни были в основе инструментальных произведений. Были распространены вариации на народные песни.

Обложки сборников народных песен

Народные песни сперва передавались устно, а затем стали записываться композиторами. Включали в свои произведения русский музыкальный фольклор М. И. Глинка, Н. А Римский – Корсаков, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и многие другие.

Картина И. Репина “Русские композиторы”

История русской классической музыки начинается с творчества М. И. Глинки, его неслучайно называют

“отцом русской музыки”. Его современники с пренебрежением относилось к народным песням, видя в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Воплотив в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь.

Портрет М. И. Глинки

К лучшим произведениям Глинки, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия “Камаринская”, в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, “подобно тому, как весь дуб в желуде” заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что “народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем”. Композитор слушал песни в исполнении крестьян, “проникался их неповторимым строем”.

Ноты “Камаринской” Глинки

Примером обращения к народной песне являются фрагменты оперы “Иван Сусанин” (песня Вани из III действия “Как мать убили у малого птенца…”; ария Сусанина из III действия “Ты взойдешь, моя заря”).

Иллюстрация или фото “Ария Ивана Сусанина”

Михаил Иванович Глинка вспоминал: “Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку”. Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и Глинка заложил фундамент русской классической музыки. Обоих художников объединяет светлое восприятие мира.

Портрет А. С. Пушкина

Интонации русских былинных напевов звучат в “Песне темного леса” А. П. Бородина, темах

“Богатырской симфонии”

Портрет А. П. Бородина

Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский – Корсаков В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует мелодии разного характера. Например, Б елочка, в опере “Сказка о царе Салтане” , используется мелодия русской народной мелодии “Во саду ли, в огороде” .

“Во саду ли в огороде” из оперы – mp3

Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: “Мой род – это сказка, былина… и непременно русские”. Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-Корсаков – композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин.

Портрет Н. А. Римского-Корсакова

В опере ” Снегурочка” в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни “А мы Масленицу дожидаем…”; “Коледа – маледа”; “Ой, честная масленица”.

Иллюстрация сцены Проводы Масленицы

“А мы просо сеяли”-mp3

Вопрос: В какое время года проходила масленица?

Ответ: В конце зимы, начале весны. Этот обряд сохранился до наших дней

Вопрос: Какие символы у этого праздника?

Ответ: Соломенное чучело; блины. Все они посвящено солнцу.

Чучело, блины

Воплощая старинные обряды поклонения Солнцу, Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере “Снегурочка” широко использует подлинные народные песни и мелодии. В ней берендеи поклонялись языческому божеству Яриле – Солнцу. Ярилин день праздновали в июне, в самый длинный световой день – день летнего солнцестояния. Накануне этого праздника царь Берендей увидел Снегурочку и был поражен ее необычайной красотой

Сцена из мультфильма ” Снегурочка”

Вопрос: Как берендеи встречали этот праздник?

Ответ: Выходили за околицу;

Разводили костры;

Прыгали через костер;

Делали венки из цветов и трав. А еще пели, плясали, водили хороводы и ждали рассвета, появления Ярилы – Солнца. В опере перед самым появлением солнца звучит хороводная песня “А мы просо сеяли…”.

Вопрос: Что обозначают слова припева ” Ой, Ладо, Ладо, Лель” ?

Ответ:

Это божества славянской мифологии, и люди, упоминая их имена в песнях, поклоняясь им, заручались их поддержкой…

Тему песни “Во поле береза стояла” в симфоническое произведение включил композитор П. И. Чайковский, который использовал тему народной песни “Во поле береза стояла” в финале своей IV симфонии. В “Детском альбоме” среди других пьес есть “Мужик на гармонике играет”, “Камаринская”, “Русская песня”.

Портрет П. И. Чайковского

Звучит ” Симфония № 4″ IV часть(“Во поле береза стояла”) – mp3

Волшебный мир сказки вдохновлял Анатолия Константиновича Лядова. Он говорил: “Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив”.

Портрет А. К. Лядова

Лядов является автором симфонического программного произведения “Кикимора”. Программная – это инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ. В этом случае это сказание о Кикиморе, злом маленьком существе, которое живет у кудесника в каменных горах.

Иллюстрация к “Кикиморе”

Традиция использования фольклора продолжилась и в XX веке в музыке С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, В. С. Гаврилина.

Вопрос:

Какие виды народных песен ты знаешь?

Ответ: Былины, исторические, протяжные – лирические, плясовые, колыбельные, свадебные песни, причитания

Поющие крестьяне

Вопрос: С какими народными праздниками связаны многие обрядовые народные песни?

Ответ: Рождество, Масленица, Ивана Купала

Иллюстрация – на Ивана Купала

Вопрос:

Какие из детских песен, которые поют зимой, можно посчитать обрядовыми?

Ответ:

Колядки, Авсеньки

Иллюстрация – Колядки

Вопрос:

Какие русские композиторы использовали русские народные песни в своем творчестве?

Ответ: М. И. Глинка, Н. А Римский – Корсаков, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, А. К. Лядов, С. В. Рахманинов и другие.

Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно потому как писатели и поэты пользуется богатствами народной речи. Нельзя не согласиться со словами Д. Б. Кабалевского, который сказал, что “Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека”.

Портрет Д. Б. Кабалевского,


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Сценарий к уроку музыки в 5 классе “Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества” - Школьные сочинения


Сценарий к уроку музыки в 5 классе “Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества”