Программа внеурочной деятельности обучающихся в 5 классах

ГБОУ гимназия № 498 Невского района Санкт-Петербурга

Авторы-составители Медведь Н. В., Зорина И. Е., Громова Н. Ю.

Программа

Внеурочной деятельности обучающихся

В 5 классах

Введение

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Внеурочная деятельность – это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребностей к участию в социально-значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности, участия в содержательном досуге, достижения обучающимися метапредметных и личностных результатов согласно ФГОС.

Учебный план для начальной и основной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

– формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования

Измеряется

опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т. п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Пояснительная записка

Основание для разработки Программы:

Федеральный уровень

Федеральный закон

Об образовании в Российской Федерации

;

Приказ Министерства образования и науки РФ

Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования

, от 06.10.2015г., №373;

Концепция духовно-нравственного воспитания;

Примерная программа духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся;

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;

Письмо Министерства образования РФ

О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении

;

Национальная образовательная инициатива

Наша новая школа

;

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2015 №2106);

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих; Раздел

Квалификационные характеристики должностей работников образования

, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2015г. №761нг.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. № 1897).

Инструктивно-методические письма Департамента общего образования Минобрнауки России:

– О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2015 № 03255);

– Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2015 № 03296);

Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям выявить у своих учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, коллективно-трудовые дела). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся и предназначена для реализации как в отдельно взятых классах, так и в объединенных группах детей на параллелях.

Цель программы – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

Расширение общекультурного кругозора;

Формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

Включение в личностно-значимые творческие виды деятельности;

Формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

Помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности;

Создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.

Принципы внеурочной деятельности

Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей.

Принцип гуманистической направленности.

Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности.

Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности.

Принцип учета возможностей учебно-методического комплекса, используемого в образовательном процессе.

Принцип успешности и социальной значимости.

В программе представлены все направления развития личности во внеурочной деятельности:

Для реализации Программы в гимназии используются следующие Виды внеурочной деятельности:

– игровая деятельность;

– познавательная деятельность;

– проблемно-ценностное общение;

– досугово-развлекательная деятельность;

– художественное творчество;

-социальное творчество;

– трудовая деятельность;

– спортивно-оздоровительная деятельность;

– туристско-краеведческая деятельность.

При организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС учтены два обязательных Условия:

1) вариативность;

2) потребности учащихся.

При организации внеурочной деятельности школьников учитывается различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, эстетическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия. Такой выход должен быть обязательно оформлен как выход в дружескую среду.

Учебно-тематический план

Многообразие форм обучения и воспитания порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.

На основе методической литературы и рекомендаций были разработаны программы по внеурочной деятельности, которые структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.

В основу программ внеурочной деятельности положены следующие Принципы:

Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;

Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Модель реализации внеурочной деятельности

Смешанная (элементы линейной и модульной модели: распределение часов внеурочной деятельности равномерно в течение учебного года и концентрация некоторых программ и видов деятельности в определенном периоде времени: полугодии).

Внеурочная деятельность осуществляется через:

– учебный план ОУ (спецкурсы, кружки, секции, программы);

– классное руководство (экскурсии, воспитательные программы, общественно-полезные практики);

– деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, библиотекаря).

Цель Внеурочной деятельности: воспитание всесторонне развитой личности и создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, для гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном, физическом и духовно-нравственном развитии.

Основные задачи Внеурочной деятельности:

Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности

Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования детей

Приобщение учащихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения

Обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни

Воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природе и социокультурной среде обитания

Развитие воспитательного потенциала семьи

Воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма к своей стране

План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, занятия, секции, диспуты, олимпиады, соревнования, сетевые проекты, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором образовательного процесса.

Занятия по внеурочной деятельности проводятся учителями, воспитателями ГПД школы, педагогами дополнительного образования ГБОУ ДОД Школа искусств “Театральная Семья”, педагогами дополнительного образования Дома детского творчества

Левобережный

, библиотекарями районной детской библиотеки №10 и библиотеки №1 им. Н. К. Крупской.

План внеурочной деятельности для 5 классов,

Обучающихся по ФГОС.

Пояснительная записка

Особенности организации внеурочной деятельности в 2015/2014 учебном году.

В 2015/2014 учебном году организация внеурочной деятельности строится с учетом особенностей ее финансирования: внеурочная деятельность включается в учебный план и финансируется во втором полугодии.

Внеурочная деятельность в первом полугодии Реализуется в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, педагогов, реализующих учебный план в конкретном классе, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебным планом общеобразовательного учреждения и является необязательной для посещения.

Во втором полугодии Предусматривается финансирование внеурочной деятельности в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, в котором предусмотрено 10 часов внеурочной деятельности в неделю. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых занятий по внеурочной деятельности выбирает сам учащийся и его родители (законные представители).

План внеурочной деятельности ГБОУ гимназии № 498 обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного, основного общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.

При разработке плана использовались следующие документы:

Федеральный закон

Об образовании в Российской Федерации

;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2015 № 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2015 г. № 986);

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 189);

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2015 г.);

Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2015 N 03-255

О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Письмо Министерства образования и науки РФ

Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования

от 12 мая 2015 г. № 03-2960.

Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 28.05.2015

№ 1272-р

О переводе образовательных учреждений в режим ресурсного центра

Общего образования и в режим экспериментальной площадки

Целевая направленность, стратегические и тактические цели содержания образования

План подготовлен с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего образования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.

План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

Основные принципы плана:

– учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей;

– учет кадрового потенциала образовательного учреждения;

– поэтапность развития нововведений;

– построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

– соблюдение преемственности и перспективности обучения.

План отражает основные цели и задачи, стоящие ГБОУ гимназией № 498. Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Внеурочная деятельность решает следующие специфические задачи:

– создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;

– способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения;

– компенсировать отсутствие и дополнить, углубить в основном образовании те или иные учебные курсы, которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств;

– ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам.

Программы внеурочной деятельности направлены:

– на расширение содержания программ общего образования;

– на реализацию основных направлений региональной образовательной политики;

– на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.

Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется через системы неаудиторной занятости, дополнительного образования и работу классных руководителей по следующим направлениям развития личности:

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Общекультурное.

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность Данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основные задачи:

– формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

– использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

– развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Данное направление реализуется программами неаудиторной занятости

Общая физическая подготовка

,

Юный турист

,

Баскетбол

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления, дни здоровья.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность Названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Основные задачи :

Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции –

Становиться лучше

;

Укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

Формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

Принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;

Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

Формирование основ российской гражданской идентичности;

Пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

Формирование патриотизма и гражданской солидарности;

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

В основу работы по данному направлению положены: Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся гимназии, социальные проекты

Моя семья

,

История страны в истории моей семьи

.

По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, конкурсы.

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность Названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основными задачами являются:

Формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

– формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование основы культуры межэтнического общения;

Формирование отношения к семье как к основе российского общества;

Воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

Данное направление реализуется программами шефской деятельности, кружка

Движение без опасности

.

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов.

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

-Целесообразность Названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.

Основными задачами являются:

Формирование навыков научно-интеллектуального труда;

Развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

Формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

Овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. и основного общего образования.

Данное направление реализуется как метапредметными программами:

Клуб интеллектуальных игр

,

МногогранникУм

, так и программами

Занимательная математика

,

Юный исследователь

.

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита проектов.

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность Данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

Основными задачами являются:

Формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

Становление активной жизненной позиции;

Воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Данное направление реализуется программами дополнительного образования:

Хоровое пение

,

Народная игрушка

.

По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки.

План внеурочной деятельности. 5 классы.

Направления внеурочной деятельности

Состав и структура направлений внеурочной деятельности

Формы организации

Объем внеурочной деятельности, часов

В неделю

В год

Спортивно-оздоровительное

Спортивные игры

Юный турист

Духовно-нравственное

Моя семья

,

История страны в истории моей семьи

,

Я и мы

Проектная деятельность

Шефская деятельность

Театр для малышей

Движение без опасности

Общественно-полезная практика

0/1

17,5

Общеинтеллектуаль-ное

Юный исследователь

Интеллектуальные игры

Занимательная математика

1/0

17,5

Студия изобразительных и пластических искусств.

Петербург как феномен культуры

Хоровое пение

Народная игрушка

Экскурсионная деятельность

ИТОГО:

10

350

– 10 часов в неделю по выбору учащихся и родителей (законных представителей)

План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

Занятия групп проводятся на базе гимназии в учебных кабинетах, в компьютерных классах, кабинете музыки, в спортивном зале, читальном зале, конференц-зале.

Таким образом, план внеурочной деятельности на 2015-2014 учебный год создает условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.

ПОЛОЖЕНИЕ

Об организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС НОО, ООО

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС НОО, ООО (далее – Положение)

Разработано в соответствии с Федеральным законом

Об образовании в Российской Федерации

, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2015 № 373

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

, письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2015 № 03 – 296

Об организации внеурочной деятельности

При введении федерального государственного стандарта общего образования

.

1. 2. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение школьниками личностных и метапредметных результатов начального и основного общего образования. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

1.3.Внеурочная деятельность в ОУ реализует воспитательные цели, использует формы и методы воспитательной работы с обучающимися, решает проблемы социализации личности и является составляющей воспитательной системы ОУ.

1.4. Внеурочная деятельность организуется в 1-4, 5-9 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования.

1.5. Время, отведенное на внеурочную деятельность, составляет 10 недельных часов и не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых

На реализацию основной образовательной программы

1.6. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) путем анкетирования обучающихся и родителей (законных представителей).

1.7. При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.

1.8. При организации внеурочной деятельности используются разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, проектная деятельность, общественно полезные практики, учебные курсы по выбору и т. д.).

2 . Цель и задачи

2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся на I и II ступени в соответствии с основной образовательной программой начального и основного общего образования.

2.2. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.

2.3. Внеурочная деятельность может быть использована на введение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.

3. Организация внеурочной деятельности

3.1. Внеурочная деятельность может реализовываться

По следующим Направлениям : духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,

Общекультурное, спортивно-оздоровительное;

По видам : игровая, познавательная, досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное

Общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность и др.;

В формах : экскурсии, кружки, секции, олимпиады, викторины,

Конкурсы, проекты, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.

3.2.Внеурочная деятельность осуществляется по образовательным программам или программам внеурочной деятельности, рекомендованными Министерством образования и науки РФ.

3.3. Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть различных типов:

Комплексные; тематические; ориентированные на достижение результатов; по конкретным видам внеурочной деятельности; индивидуальные.

3.4. Структура образовательной программы внеурочной деятельности включает:

Титульный лист; пояснительную записку; календарно – тематическое планирование;

Содержание изучаемого курса; методическое обеспечение внеурочной деятельности;

Показатели эффективности достижения панируемых результатов; ожидаемые результаты.

3.5. На титульном листе указываются:

Официальное название ОУ, информация о том, где, когда и кем утверждена программа, название программы, направление внеурочной деятельности, в рамках которого предполагается реализовать данную программу, возраст обучающихся, на который рассчитано содержание внеурочной деятельности, представленное в программе, срок реализации программы.

3.6. В пояснительной записке к программе внеурочной деятельности школьников необходимо раскрыть следующие вопросы:

– актуальность программы, ориентация на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ;

– цель и задачи программы, их соответствие требованиям к личностным и

Метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, установленным ФГОС.

3.7. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Результаты необходимо описать на трех уровнях: личностном, метапредметном, предметном.

Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям внеурочной деятельности.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

К предметным результатам обучающихся относится опыт специфической деятельности по получению продукта ( нового знания), его преобразованию и применению.

Результативность освоения программы определяется на основе участия школьников в конкурсных мероприятиях или выполнения творческих работ. Обязательное количество такого рода сертификационных испытаний не должно превышать 4-х за учебный год.

Формами подведения итогов, освоения программы внеурочной деятельности являются выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. л.

Перечень и сроки проведения мероприятий должны быть определены в начале учебного года. По каждому направлению внеурочной деятельности за учебный год должно пройти не менее 3-х мероприятий на уровне ОУ.

3.8. Календарно – тематический план программы внеурочной деятельности должен содержать перечень разделов и тем, а также количество часов по каждому разделу и теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

План мероприятий должен содержать название и форму мероприятия, сроки проведения, ресурсы и предполагаемый результат.

3.9. Содержание программы представляет собой краткое описание каждой темы с выделением основных понятий и видов деятельности учащихся, подлежащих освоению.

3.10. В разделе

Методическое обеспечение программы

должны быть даны краткие методические рекомендации по:

– организации и проведению игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций;

– проведению практических работ и т. п., а также краткое описание методов

Исследовательских работ, перечень тематик опытнической или исследовательских работ и т. п.

3.11. Распределение времени на внеурочную деятельность по годам обучения определяется ОУ. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность в определенном классе, ОУ определяет самостоятельно, исходя из имеющихся ресурсов и за счет интеграции ресурсов ОУ и учреждений дополнительного образования детей в объеме до 10 часов. В начальной школе оптимальный объѐм программы внеурочной деятельности составляет 33 – 66 часов в 1 классе, 34-68 часов во 2-4 классах, наполняемость групп от 10 до 25 человек.

3.12. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями ОУ или педагогами учреждений дополнительного образования (при обязательном заключении договорных отношений).

3.13. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности.

3.14.План внеурочной деятельности для класса или параллели определяется в конце учебного года.

3.15 . Предварительный выбор программ внеурочной деятельности на следующий учебный год обучающимися производится во втором полугодии на основе анкетирования.

3.16 . Для обучающихся 1 классов набор направлений и программ внеурочной деятельности предлагается на родительском собрании.

3.17 . В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности, состав которых утверждается приказом директора ОУ.

3.18. Фиксирование проведенных занятий внеурочной деятельности, их содержания, посещаемости обучающихся производится в ежегодно оформляемом журнале внеурочной деятельности. Журнал является финансовым документом, при его заполнении необходимо соблюдать Требования к ведению журналов, утверждѐнные приказом директора ОУ.

3.19.Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся во внеурочной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации.

Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО

1.Общие положения

1.1. Рабочие программы по видам внеурочной деятельности – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенной группы обучающихся содержание курса, формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

1.2. Содержание рабочих программ по видам внеурочной деятельности должно отражать содержание разделов основной образовательной программы образовательного учреждения (планируемые результаты освоения ООП, программы формирования УУД, программы духовно-нравственного воспитания, программы формирования экологической культуры, основ здорового и безопасного образа жизни и т. п.).

1.3. Рабочие программы по видам внеурочной деятельности разрабатываются в соответствии с Федеральным законом

Об образовании в Российской Федерации

на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ внеурочной деятельности; типового положения о разработке программ дополнительного образования.

1.4. Рабочие программы по видам внеурочной деятельности формируются на основе авторских программ дополнительного образования и соответствующих им методических материалов, рекомендованных Министерством образования и науки РФ и экспертными советами органов управления образованием субъектов РФ.

2. Структура рабочей программы по видам (или курсам) внеурочной деятельности

2.1. В соответствии с требованиями ФГОС рабочие программы по видам внеурочной деятельности должны содержать:

Титульный лист;

Пояснительную записку;

Примерный тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

Содержание курса;

Планируемые результаты;

Список источников;

Приложение (по усмотрению педагога).

2.2. Все структурные элементы рабочих программ по видам (или курсам) внеурочной деятельности должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.

3.Требования к содержанию разделов рабочих Программ по видам внеурочной деятельности

3.1. Титульный лист должен включать:

Полное наименование образовательного учреждения;

Грифы согласования с заместителем директора по УВР и утверждения руководителем ОУ;

Название курса, для изучения которого составлена программа;

Указание возраста обучающихся, для которого составлена программа;

Указание срока реализации программы;

Фамилию, имя и отчество составителя (или автора, автора-составителя) программы с указанием должности;

Название города, населенного пункта;

Год разработки программы.

3.2. В пояснительной записке должны быть отражены:

Цель и задачи курса;

Общая характеристика курса:

– краткая характеристика;

– указание, на основании какой примерной (авторской) программы составлена программа курса;

– какие изменения внес педагог в примерную (авторскую) программу;

– общий объем часов на изучение курса;

Место курса в структуре внеурочной деятельности;

Ценностные ориентиры содержания курса;

Материально-техническое обеспечение;

Материально-техническое обеспечение учебного предмета, дисциплины отражает следующие параметры:

– библиотечный фонд (книгопечатная продукция);

– печатные пособия;

– демонстрационные пособия;

– компьютерные и информационно-коммуникативные средства;

– технические средства обучения;

– экранно-звуковые пособия;

– учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

– наименования объектов и средств материально-технического обеспечения;

– натуральные объекты;

– игры и игрушки.

Учебно-методическое обеспечение предмета обновляется ежегодно и включает следующее:

– основная учебно-методическая литература;

– дополнительная учебно-методическая литература и источники (включая нормативные документы, периодические издания, Интернет-сайты).

Требования к уровню подготовки обучающихся (знать, уметь, владеть) и результаты освоения курса (личностные, метапредметные, предметные).

3.3.Примерный тематический план оформляется согласно типовому положению о разработке программ дополнительного образования

3.4. Содержание курса должно включать:

Перечень разделов и тем курса;

Необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

Планируемые результаты изучения курса (предметные, метапредметные и личностные);

Краткое описание содержания курса (с конкретизацией теоретической и практической деятельности) и включением основных терминов.

4.Порядок утверждения рабочих программ по видам (или курсам) внеурочной деятельности

4.1. Рабочие программы представляются на утверждение руководителю образовательного учреждения в начале учебного года после согласования с заместителем директора по ВР.

4.2. Руководитель вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в образовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

4.3. Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения.

4.4. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям руководитель накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Программа внеурочной деятельности обучающихся в 5 классах - Сочинения рассуждения


Программа внеурочной деятельности обучающихся в 5 классах