Повести “Бэла” и “Тамань” в раскрытии образа Печорина

Вершиной творчества М. Ю. Лермонтова явился Роман ” Герой нашего времени” (1837-1840). В начале работы над отдельными повестями романа Лермонтов хотел создать “собранье пестрых глав”, близкое по жанру пушкинскому “Евгению Онегину”. Основной задачей автора было показать образ современного ему молодого человека. Но в отличие от А. С. Пушкина. Лермонтов сосредоточил внимание на внутреннем мире своего героя, он считал, что “история души человеческой едва ли не любопытнее… истории целого народа”. Стремление раскрыть внутренний мир главного героя отразилось в композиции романа. Повествование подчинено не последовательности происходящего, а его значимости и психологической насыщенности.

Главным героем романа является молодой офицер – Григорий Александрович Печорин, посланный служить на Кавказ. Своеобразная композиция романа помогает наиболее полно понять этот образ. Лермонтов позволяет читателю посмотреть на Печорина и глазами Максима Максимыча, говорит о главном герое и от первого лица, представляет “Журнал” – путевые записки, где характер героя виден “изнутри”.

Образ Печорина в романе центральный, все другие персонажи, каждый по-своему, помогают раскрыть его многогранность.

Композиционно роман построен так, что читатель

Приближается к Печорину постепенно. В повести мы впервые узнаем его из рассказа Максима Максимыча – “доброго… милого… человечного и столь неопытного во всем, что выходило за тесный кругозор его понятий…” (В. Г, Белинский). Рассказ Максима Максимыча рисует образ загадочный, таинственный, неясный -; Печорин представлен как романтический герой, ему свойственно одиночество, отчужденность от мира окружающих людей, неясно прошлое героя.

Сам же Максим Максимыч представляет тип доброго, откровенного и почти не рассуждающего война. Этот человек искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяет не только разница социального происхождения и возраст. Они люди абсолютно разных мировоззрений, типов сознания, они люди разных эпох. Старый штабс-капитан, в отличие от Образа Печорина, лишен личного самопознания, он не относится критически к жизни, а принимает ее такой, какая она есть. Для Максима Максимыча Печорин странен и необъясним, но Максим Максимыч и не пытается разгадать его, понять причины его необычных поступков. “Есть люди, с которыми непременно надо соглашаться”,- говорит Максим Максимыч. Он не дает собственных комментариев к поведению героя, поэтому характер Печорина раскрывается здесь через поступки, подробно описанные старым штабс-капитаном.

Художественной задачей М. 10. Лермонтова в Повести “Бэла” было противопоставить Максима Максимыча Печорину, показать, что они являются антиподами.

Печорин – человек из дворянского общества, стоящий значительно выше него по своему образованию, взглядам, мировосприятию. Он не желает жить в окружении людей, среди которых он не может найти равных себе. Но, отказавшись от старого, герой не может найти себя, свое место вне этого мира, “приличьем стянутых масок”, светской толпы. Печорин попытался найти свое счастье в обществе “детей природы”, на Кавказе. Но, вторгшись в этот мир насильно, он оказался неспособным на длительные отношения с простой, “дикой”, необразованной девушкой Бэлой, выросшей в среде людей, обычаи которых Печорину не понять. Едва добившись ее любви, он скучает и томится, замечая Максиму Максимычу, что “любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни”.

Из новеллы “Бзла” мы узнаем о романтической истории с черкешенкой. Портрет Печорина, написанный Максимом Максимычем, дает лишь внешние детали, но даже в них видна двойственность натуры героя. Печорин – загадка для Максима Максимыча, который не объясняет, а лишь описывает события, ноэтому Повесть “Бэла” служит для создания тайны характера Печорина.

Во второй части романа – “Дневник Печорина” – рассказ ведется самим героем, и его внутренний мир раскрывается через его поступки и через суждения о себе и окружающих людях. Но с кем бы ни встречался Печорин – с “водяным обществом” или “честными контрабандистами”, верным Максимом Максимычем или “дочерью природы” Бэлой – всем он остается чужд и непонятен, везде он оказывается лишним, причем он постоянно сеет зло, сам того не желая.

В Повести “Тамань” показаны взаимоотношения Печорина с “честными контрабандистами”. Ворвавшись в их жизнь, он разбивает ее, но после и жалеет об этом: “Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов… я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну”.

В этой главе романа противоречивость характера Печорина достаточно ярка. Лермонтов сраау сталкивает два конфликта в его жизни. Если в начале Повести молодой человек впечатлителен, ищет приключений и острых ощущений, то уже через несколько страниц он произносит: “Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих?” Эта фраза свидетельствует об умерщвлении его чувств, о безразличии, которое побеждает в нем в дуэли между двумя началами, борьба внутри героя бесконечна. Это навсегда выводит его за круг обыкновенных людей с их бытовыми, порой мелочными интересами, обыденностью.

Действующих лиц в “Тамани” можно разделить на две группы. Ундина, Янко, слепой мальчик – представители загадочного и притягательного для Печорина мира беззаконно вольной жизни, полной отваги и борьбы. Денщик, урядник, десятник связаны с главным героем социально, но мир “честных контрабандистов” гораздо ближе Печорину, чем общество людей, воплощающих старый, несвободный мир. Сам же Печорин не находит себе пристанища ни в одном из двух взаимоисключающих миров, находясь как бы между ними.

Кроме того, в Печорине соседствуют и другие противоположные свойства характера. Отлично зная человеческую психологию, Печорин ставит опыты над людьми, играет с ними (например, грозит девушке-ундине рассказать все коменданту). В большинстве случаев (как, например, в Повести “Мери”, с Мери и Грушницким) это приводит к трагическому финалу. Главный герой не умеет и не обращает внимания на чувства других людей, заставляет их резко и остро реагировать на себя. Поэтому у него нет и не может быть друзей, семьи, внутреннего спокойствия и умиротворенности. С другой стороны, Печорин стремится сам решить свою судьбу, он постоянно проверяет ее, пытается подчинить своей воле.

В Повести “Тамань” немаловажен образ девушки-ундины. В ее характере видны романтические черты: гордость, таинственность, внешний облик.

Судьба каждой женщины, вовлеченной в отношения с Печориным, трагична, и, хотя в поединке героя с “русалкой” есть и комические черты, он тоже своеобразно разбивает ее жизнь, заставляя навсегда уехать.

“Тамань” – романтическая новелла, имеющая неожиданную концовку, намечает основные мотивы всего “Журнала Печорина”, многое проясняет в его характере: стремление главного героя к активным действиям, побуждающим его на опыты над людьми и самим собой, на желание вмешиваться в жизнь других людей, смелость, романтическое восприятие окружающего мира. Эта повесть во многом проясняет непонятное поведение с Бэлой. Несмотря на то что обе повести романтические, в “Тамани” происходит некоторое развенчание Образа Печорина, романтического героя, все более проявляющее черты реализма. В них обеих мы наблюдаем героя в обществе людей, далеких от светского круга, в отличие, например, от “водяного общества”. Несмотря на малый размер, краткость “Тамани”, мы узнаем о герое достаточно много, чтобы предопределить его поведение в самой большой повести романа “Мери” с Мери, Грушницким, Вернером, Верой. И если “Бэла” – это лишь знакомство с загадочным характером героя со слов Максима Максимыча, то “Тамань” создает первое и наиболее яркое впечатление об образе Печорина, где он показан “изнутри”.

“Герой нашего времени” – целостное произведение, все части которого объединены одним героем, причем его характер раскрывается от части к части постепенно, раскрывается от внешнего к внутреннему, от следствия – к причине, от эпического – через психологическое – к философскому.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Повести “Бэла” и “Тамань” в раскрытии образа Печорина - Сочинения на свободные темы


Повести “Бэла” и “Тамань” в раскрытии образа Печорина