Повесть Г. Н. Троепольского “Белый Бим Черное ухо” в школе

Г Авриил Николаевич Троепольский (1905-1995) родился в черноземных местах русского юга, на воронежской земле и оставался верен этим краям всю жизнь. Сам Г. Троепольский объяснял, что стал писателем под влиянием своего школьного учителя Г. Р. Ширмы, впоследствии народного артиста: “…я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Роман (бессмертное произведение)овича. Он научил нас думать над прочитанным”.

Закончив обучение в сельскохозяйственном училище, Троепольский некоторое время преподавал в сельской школе в

родной Воронежской губернии. После напряженного трудового дня молодой учитель записывал свои впечатления; тут и охотничьи зарисовки, и портреты сельчан, и заметки крестьянского быта. Но все это не для печати, а так: “Рука чесалась”, – как объяснил потом Гавриил Николаевич.

В 1937 году в первом номере альманаха “Литературный Воронеж” появился рассказ “Дедушка”, подписанный псевдонимом. “Чем больше я перечитывал тогда рассказ, – вспоминал Троепольский, – тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу. Как раз в это время я увлекся селекционным отбором проса”. Троепольский

трудился тогда на Острогожском сортоиспытательном участке. Дело шло: будущий писатель за короткое время вывел восемь сортов проса, опубликовал ряд статей, а затем и две книги по проблемам селекции.

Но литература звала, и вот в 1953 году Гавриил Николаевич послал в столичный журнал “Новый мир” свои очерки под названием “Записки агронома”. А. Т. Твардовский поддержал произведение не юного годами, но смелого и даровитого автора, и с тех пор в течение многих лет лучшие свои работы Троепольский печатал в “Новом мире”; до самой смерти Твардовского соединяла с Троепольским настоящая дружба, окрепшая с годами. И стоит напомнить, что своего “Бима” Троепольский посвятил памяти Александра Трифоновича.

Гавриил Николаевич – автор многих известных книг: повести-сатиры “Кандидат наук”, романа “Чернозем”, книги охотника “В камышах” и других. Но самым читаемым, самым любимым произведением стала его повесть “Белый Бим Черное ухо”. Уже не одно поколение юных читателей вошло в жизнь, неся в душе образ Белого Бима.

И Зучение повести можно начать с ее композиции. Нигде так полно не проявляется индивидуальность художника, как в работе над построением произведения: верно найденное композиционное решение объединяет материал, сообщает ему новое качество, заставляет его жить, помогает проникнуть в мысль писателя, в глубину смысла произведения.

Мы предлагаем рассмотреть композицию повести “Белый Бим Черное ухо” с точки зрения ее монтажности и тех художественных приемов, которые использует автор (дневниковые записи, пейзажные зарисовки и способы повествования). Суть принципа монтажности повести состоит в прерывности изображения, разбивке повествования на множество мелких эпизодов, в создании своеобразного калейдоскопа, который помогает увидеть многоплановость изображаемого. В связи с этим при изучении произведения важно особое внимание уделить выбору глав, эпизодов, описаний и обобщениям после наблюдения над отдельными частями текста.

Черноухий сеттер долго и тщетно ищет хозяина, и в этих скитаниях одни из встречных преследуют его, другие помогают, стараются выручить из беды. Каждый из них появляется в повести, будто запечатленный моментальной фотографией. И перед нами возникают человеческие лица с их самобытными чертами, неповторимые характеры, своеобразные судьбы. “В них, в этих человеческих характерах, в их столкновениях – главное содержание повести”



Повесть Г. Н. Троепольского “Белый Бим Черное ухо” в школе - Сочинения по литературе


Повесть Г. Н. Троепольского “Белый Бим Черное ухо” в школе