“Поэтические грезы Гоголя”

Урок-игра

Мир гоголевских “Вечеров на хуторе близ Диканьки” поистине чудесен, и соприкосновение с ним доставляет огромную радость школьникам. Один из способов “продлить удовольствие” – организация игры по произведениям сборника.

Большая часть конкурсов, предусмотренных настоящим сценарием, разработана на материале “Ночи перед Рождеством” – основного программного текста для шестиклассников. Выполнение ряда заданий (особенно в рамках рубрики “Клуб знатоков”) потребует от учащихся также знания таких повестей, как “Пропавшая грамота” и “Майская ночь, или Утопленница”.

Перед началом состязаний учитель делит класс на три команды. Функции ведущего педагог может взять на себя либо перепоручить одному из бойких учеников.

Ведущий. “Г-н Гоголь сделался известным своими “Вечерами на хуторе”. Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные и жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя”, – писал известный литературный критик XIX столетия В. Г. Белинский в статье “О русской повести и повестях г. Гоголя”. Наша сегодняшняя игра посвящена произведениям, составившим сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

Далее ведущий представляет команды, знакомит участников состязаний с правилами игры.

I. “По исторической части…”

Ведущий. “Отличительные черты характера произведений г. Гоголя суть простота вымысла, совершенная истина жизни…” – утверждал В. Г. Белинский.

Действие в большинстве повестей данного сборника происходит в XVII-XVIII веках. Множество исторических деталей присутствует в тексте. Случается, что в качестве персонажей произведения выступают реальные исторические лица. О том, что составляет “исторический фон” повестей, и пойдет речь о вопросах настоящего конкурса.

Каждой команде ведущий задает два вопроса. Игроки должны выбрать правильный вариант ответа из четырех представленных. Максимальное количество баллов, которое можно заработать в ходе данного конкурса, – два (за верный ответ начисляется один балл).

Вопросы команде № 1

1. Кузнец Вакула “писал часто образа святых”. Так, в Т… церкви он изобразил одного из четырех евангелистов. Кого же?

Варианты ответов: а) Луку; б) Марка; в) Иоанна; г) Матфея. (Правильный ответ – а.)

2. “Достань, кузнец, царицыны черевички, выйду за тебя замуж!” – такое условие поставила красавица Оксана перед влюбленным в нее молодым казаком. К какой же царице отправился Вакула за черевичками?

Варианты ответов: а) к Елизавете Петровне; б) к Елизавете Английской; в) к Екатерине Великой; г) к Анне Ярославне, королеве Франции. (Правильный ответ – в.)

Вопросы команде № 2

1. “Торжеством искусства” Вакулы была “картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой он изобразил святого… в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа”. Кого из православных святых изобразил Вакула?

Варианты ответов: а) Павла; б) Петра; в) Бориса; г) Глеба. (Правильный ответ – б.)

2. Приемом в императорском дворце руководил человек “величественного роста”. “Волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость…”

“- Это царь? – спросил кузнец одного из запорожцев.

– Куда же тебе царь! Это сам…” Кто же этот вельможа?

Варианты ответов: а) граф Шереметев; б) граф Орлов; в) князь Потемкин; г) князь Куракин. (Правильный ответ – в.)

Вопросы команде № 3

1. Рядом с Екатериной на приеме стоял “средних лет человек с полным, но несколько бледным лицом”, по скромной одежде которого видно было, что “он не принадлежал к числу придворных”. Это был известный писатель-сатирик. Назовите его.

Варианты ответов: а) Д. И. Фонвизин; б) Г. Р. Державин; в) А. Н. Радищев; г) Я. Б. Княжнин. (Правильный ответ – а.)

2. Возьмите в руки книгу – сборник произведений Д. И. Фонвизина. Ознакомьтесь с его содержанием. Какая пьеса Фонвизина больше всего пришлась по вкусу Екатерине II?

Варианты ответов: а) ” Недоросль“; б) “Бригадир”; в) “Всеобщая придворная грамматика”. (Правильный ответ – б. “По чести скажу вам: я до сих пор без памяти от вашего “Бригадира””, – читаем в повести “Ночь перед Рождеством”.)

II. “Тут весь человек!”

Ведущий. В. Г. Белинский отмечал способность Н. В. Гоголя блистательно воссоздать человеческий характер, который “верен жизни до последней степени”, “в котором все схвачено с удивительным сходством, начиная от экспрессии оригинала до веснушек лица его”. “Тут весь человек, вся история его жизни!..”

В ходе конкурса ведущий последовательно, в три этапа, сообщает сведения о том или ином персонаже повестей Гоголя. Задача команд – как можно быстрее угадать, какого героя имеет в виду ведущий. Если учащиеся смогут назвать этого героя сразу же, едва поступила первоначальная информация, команда получает три балла. В случае, когда персонаж угадывается со второй либо с третьей попытки, на командный счет поступают соответственно два балла или только один балл.

Задание команде № 1

Этот герой:

1) “воображает себя красавцем, между тем как фигура – взглянуть совестно. Рожа… мерзость мерзостью…”;

2) именовал себя “другом человека” и изъявлял готовность “сделать все для товарища и друга”;

3) больше всего на свете боялся крестного знамения.

(Черт, “Ночь перед Рождеством”.)

Этот герой:

1) “был богобоязливый человек”, “который черту был противнее проповедей отца Кондрата”;

2) “в досужее от дел время… занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке”;

3) “никому на селе в ус не дул, сгибал в руке пятаки и подковы, как гречневые блины”.

(Вакула, “Ночь перед Рождеством”.)

Задание команде № 2

Этот герой:

1) мечтал “перецеловать всех девушек Диканьки”;

2) по мнению местного винокура, “полезный человек”, “побольше такого народа – и винница наша славно бы пошла”;

3) танцевал ночью на улице, спьяна попал в чужую хату.

(Каленик, “Майская ночь, или Утопленница”.)

Этот герой:

1) “был, точно, когда-то запорожцем; но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал” в Диканьке;

2) редко выходил из дома, так как “пролезть в двери делалось для него с каждым годом труднее”;

3) по слухам, приходился “немного сродни черту”.

(Пацюк, “Ночь перед Рождеством”.)

Задание команде № 3

Этот герой:

1) накопил в сундуках “много полотна, жупанов”, поскольку “покойная жена его была щеголиха”;

2) был “пребольно” поколочен непрошеным гостем у порога собственного дома;

3) мечтал отведать в гостях варенухи, а вместо этого сам оказался “гостинцем” в мешке.

(Чуб, “Ночь перед Рождеством”.)

Этот герой:

1) не выносил “щегольства в одежде”: носил всегда “свитку черного домашнего сукна… и никто никогда не видал его в другом костюме”;

2) любил “иногда прикинуться глухим, особливо если услышит то, чего не хотелось бы ему слышать”;

3) претендуя на любовь юной красавицы, соперничал с собственным сыном.

(Голова, “Майская ночь, или Утопленница”.)

III. “Вот тебе и кузнец!”

Ведущий. “Героями повестей являются морально здоровые люди, честные, благородные, любящие жизнь… – это высказывание принадлежит современному исследователю творчества Гоголя С. И. Машинскому. – Они молоды, сильны, красивы, они без особых усилий одолевают любые препятствия – легко подчиняют себе даже “нечистую силу””.

Таков, прежде всего, кузнец Вакула из “Ночи перед Рождеством”. Именно этот герой будет в центре внимания в продолжение данного конкурса.

Ведущий приглашает посостязаться друг с другом трех игроков – по одному от каждой команды. Ребятам предстоит почувствовать себя на месте героя и ответить на вопросы от лица кузнеца Вакулы.

Вопрос представителю команды № 1

– В доме Пацюка вашему взору представилось потрясающее зрелище: вареники, обмакнувшись в сметану, сами прыгали в рот хозяину. “Вишь какое диво!” – подумали вы и даже разинули рот от удивления. И в то же мгновение вы заметили, что “вареник лезет” и к вам в рот и уже “вымазал губы сметаною”. Скажите откровенно, наверняка вам хотелось проглотить вареник? Как поступили вы в этой ситуации? (“Оттолкнувши вареник и вытерши губы, кузнец начал размышлять о том, какие чудеса бывают на свете и до каких мудростей доводит человека нечистая сила”.)

Вопрос представителю команды № 2

– Вы человек “богобоязливый” и активный борец со всякого рода “нечистью”. Но однажды черт сел вам на шею в прямом смысле этого слова. Как же вам удалось с ним совладать? (“Тут он заложил назад руку – и хвать черта за хвост.

– Постой, голубчик! – закричал кузнец, – а вот это как тебе покажется? – При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок”.)

Вопрос представителю команды № 3

– В Петербурге вас привела в восхищение красота внутреннего убранства царского дворца, но особое впечатление произвела на вас картина, висевшая на стене. Что было изображено на картине? Чем она понравилась вам? (“Это была пречистая дева с младенцем на руках. Что за картина! что за чудная живопись! вот, кажется, говорит! Кажется, живая! а краски! Боже ты мой, какие краски! тут вохры, я думаю, и на копейку не пошло, все ярь да бакан; а голубая так и горит!”)

На следующем этапе конкурса представителей команд ожидает Общее задание. Ведущий вручает игрокам карточки, содержащие отрывок из повести “Ночь перед Рождеством” – описание полета Вакулы в Петербург верхом на черте.

“Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту… Однако ж мало спустя он ободрился и уже стал подшучивать над чертом. Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо них, сидя в горшке, ; как, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов как летела возвращающаяся назад, на которой, видно, только что съездила куда нужно… много еще дряни встречали они”.

Один из учащихся по просьбе ведущего читает запись на карточке. Затем объявляется Задание :

– Итак, кого встретил Вакула в поднебесной вышине? Заполните пропуски в тексте.

В течение тридцати секунд ребята обдумывают ответ, а потом излагают свои версии. За каждую правильно сделанную “вставку” начисляется один балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое смогут заработать игроки на данном этапе конкурса, – четыре (по количеству пропущенных деталей).

(Правильный ответ: колдун, звезды, метла, ведьма.)

IV. “Женский взгляд “

Ведущий. Ярки, колоритны женские образы в повестях Н. В. Гоголя. Им-то и посвящен этот конкурс.

Для участия в соревнованиях ведущий вызывает по одной представительнице от каждой команды. Девочкам нужно будет перевоплотиться в героинь повести “Ночь перед Рождеством” и дать “интервью” от лица оных. Беседе предшествует этап “узнавания” “героинями” “самих себя”: учащиеся получают карточки, содержащие словесный портрет или характеристику “своей” героини, и, ознакомившись с описанием, должны сказать, о ком идет речь. Только после этого они вступают в основное состязание.

“Цена” правильного ответа – один балл.

Задание представительнице команды № 1

Узнай героя: ” не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда и не будет никогда на селе”. (Оксана)

Вопросы

1. Вы помните, как в рождественскую ночь, наряжаясь перед зеркалом, расхваливали себя? “Чудная девка! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!” – воскликнул нечаянно подслушавший вашу речь кузнец. Но, возможно, он не слышал, как вы себя ругали? Конечно, была в ваших словах изрядная доля лукавства… И все же что вам не нравилось в вашей внешности?

(“Разве черные брови и очи мои…так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? И щеках? И губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы!”)

2. “Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом свете” – эти слова кузнеца заставили вас призадуматься. “Что, если он в самом деле решится на что-нибудь страшное?” – размышляли вы. Что же, в вашем представлении, было самым страшным? (“Чего доброго! может быть, он с горя вздумает влюбиться в другую и с досады станет называть ее первою красавицею на селе?”)

Задание представительнице команды № 2

Узнай героя: “…небольшого роста женщин, несколько даже дородн, напудренн, с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел покорять себе все и не мог только принадлежать одной царствующей женщине”. (Екатерина II)

Вопросы

1. Ваше величество, государыня императрица, не соблаговолите ли припомнить тот день, когда вы изволили давать аудиенцию делегации запорожских казаков? Вы тогда стали “расспрашивать, как они живут на Сечи, какие обычаи водятся”. Какой же из запорожских обычаев заинтересовал вас больше всего? (“Однако ж… я слышала, что на Сечи у вас никогда не женятся”.)

2. А помните ли вы, как один из запорожцев (на самом деле это был не запорожец, а кузнец Вакула) осмелился попросить у вас черевички для своей “жинки”? Когда же принесли ему ваши черевички, он не мог удержаться от комплимента в ваш адрес. Какой же “комплимент из уст простодушного кузнеца” заставил вас улыбнуться? (“Что ж, когда башмаки такие на ногах какие ж должны быть самые ножки? Думаю, по малой мере из чистого сахара”.)

Задание представительнице команды № 3

Узнай героя: “…имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна. Трудно и быть хорошею в такие года. А пойдет ли, бывало, в праздник в церковь, надевши яркую плахту… и станет прямо близ правого крылоса, то дьяк уже верно закашливался… и говорил стоявшему близ его соседу: “Эх, добрая баба! Черт-баба!”” (Солоха)

Вопросы

1. Однажды Оксана напрямик спросила вашего сына: “Правда ли, что твоя мать ведьма?” Какие слухи ходят в Диканьке о вашей “ведьминской” деятельности?

(“…Кое-где стали поговаривать старухи что Солоха, точно, ведьма; что парубок Кизяколупенко видел у нее сзади хвост величиною не более бабьего веретена; что она еще в позапрошлый четверг черною кошкою перебежала дорогу; что к попадье раз прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад”. “…Пришел какой-то коровий пастух Тымиш Коростявый. Он не преминул рассказать, как летом… видел собственными глазами, что ведьма… начала доить коров”.)

2. Несравненная Солоха, вы сумели “причаровать к себе самых степенных казаков”. Последнее время вы стали благоволить к Чубу, положив глаз на его богатство. “А чтобы каким-нибудь образом сын… Вакула не подъехал к его дочери и не успел прибрать всего себе”, вы, по словам повествователя, “прибегнули к обыкновенному средству всех сорокалетних кумушек”. Не откроете ли нам секрет, что это за средство? (“…Ссорить как можно чаще Чуба с кузнецом”.)

V. Всякая всячина

Каждой команде адресован определенный “комплект” вопросов, задаваемых ведущим в быстром темпе.

Времени на обдумывание ответов не предусматривается. Команда получает столько очков, сколько правильных ответов дано игроками.

Задание команде № 1

1. Вместилище, куда черт спрятал украденный с небес месяц. (Карман, ладунка.)

2. Предмет домашнего обихода, который Оксана просила изготовить Вакулу. (Сундук.)

3. Тот, от кого “ни одна ведьма на свете не ускользнет “. (Сорочинский заседатель.)

4. Подарки, принесенные Вакулой Чубу в день сватовства. (Шапка, пояс, нагайка.)

5. “Он бачь, яка кака намалевана!” К кому относились эти слова деревенских женщин? (К черту, нарисованному на стене в церкви.)

6. Сколько времени черту “оставалось шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей”? (Последняя ночь.)

7. Блюдо, за употреблением которого Вакула застал Пацюка, придя к нему в Дом. (Галушки.)

8. Оружие, с помощью которого сотникова дочка оборонялась от мачехи-ведьмы. (Отцовская сабля.)

9. “Профессия” Рудого Панька. (Пасичник.)

Задание команде № 2

1. Вместилище, куда ведьма складывала собранные с неба звезды. (Рукав.)

2. Житель Диканьки, к которому рождественской ночью Чуб с кумом направлялись в гости. (Дьяк.)

3. Предмет, которым обычно бреют бороду казаки за неимением бритвы. (Обломок косы.)

4. Содержимое мешков, до того как туда попали голова, дьяк и Чуб. (Уголь.)

5. “А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем?” – с таким вопросом неожиданно для самого себя обратился Чуб к голове, когда тот вылез из мешка. Что ответил голова? (“Дегтем лучше!”)

6. Во время полета Вакула подшучивал над чертом, поднося к нему один предмет. Назовите предмет, приближение которого заставляло черта чихать и кашлять. (Крест.)

7. “Однако что за черт! Ведь сегодня голодная кутья, а он ест, скоромные!” – думал Вакула, наблюдая за трапезой Пацюка. Назовите блюдо, о котором шла речь здесь. (Вареники.)

8. Животное, в которое обращалась ведьма, стремясь извести панночку. (Кошка.)

9. Небесное светило, в лучах которого любят “греться” русалки. (Месяц.)

Задание команде № 3

1. Место, через которое ведьма проникала к себе в дом. (Труба.)

2. Прозвище Пацюка. (Пузатый.)

3. Спиртной напиток, отведать которого Чуб с кумом собирались в гостях у дьяка. (Варенуха.)

4. Предмет домашнего обихода, который активно использовала кумова жена, когда дралась с супругом. (Кочерга.)

5. “Чего мне больше ждать?” – говорил сам с собою кузнец. – Она издевается надо мною. Ей я столько же дорог, как перержавевшая…” Какое сравнение употребил Вакула? (Подкова.)

6. В кого оборотился черт по прибытии в столицу? (В коня.)

7. Какую часть тела повредила панночка у своей мачехи-ведьмы? (Руку.)

8. То, что осталось от Петруся после того, как “лукавый припрятал к себе” его. (Горсть пепла.)

9. В какую игру играл с ведьмами герой “Пропавшей грамоты”? (В дурня.)

VI. Клуб знатоков

В конкурсе участвуют три “тройки” знатоков (всего девять человек). Название конкурса говорит само за себя: соревнующимся предлагаются задания повышенной сложности.

Состязание первой “тройки” игроков

Вопросы построены на материале повестей “Пропавшая грамота” и “Майская ночь, или Утопленница”.

Вопросы “знатоку” команды № 1

1. Все помнят, как Вакула летал в Петербург верхом на черте. А какой еще гоголевский герой совершил подобную поездку? Куда он направлялся? Что заставило его оседлать черта? (Поездку, подобную Вакулиной, привелось совершить главному герою повести “Пропавшая грамота”. Его конь был съеден нечистью. Когда герой одержал победу над ведьмами, последние предложили ему в качестве транспортного средства…черта. “Черт хлопнул арапником – конь, как огонь, взвился под ним, и дед, что птица, вынесся наверх”. Подробности поездки дед, в отличие от Вакулы, не запомнил: очень уж страшно было. Очнулся он “на крыше своей же хаты”.)

2. “Не правда ли, это ангелы Божии поотворяли окошечки своих светлых домиков на небе и глядят на нас?” Что имела в виду Ганна, героиня “Майской ночи”, когда произносила эту фразу? (Звезды.)

Вопросы “знатоку” команды № 2

1. Кузнецу Вакуле посчастливилось увидеть императрицу Екатерину II, поговорить с нею и даже получить от нее подарок. А какие еще гоголевские герои встречались с Екатериной Великой? Какие жизненные обстоятельства были тому причиной? (Голова из “Майской ночи” сопровождал царицу, направлявшуюся в Крым, на определенном отрезке пути. Означенный герой всю жизнь гордился тем, что “сидел на козлах царской кареты”. Главный герой повести “Пропавшая грамота” вез императрице важную бумагу по поручению гетмана, едва не лишился документа, но, вызволив грамоту из лап нечистой сил, передал Екатерине в собственные руки.)

2. На праздник Светлого Христова Воскресения вокруг не остается злых духов: они разлетаются, так как Бог сходит на землю. Каким способом Бог спускается с заоблачных высот, согласно представлению Левко и Ганны, героев повести “Майская ночь”? (“А говорят, однако же, есть где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нем на землю…” “…У Бога есть длинная лестница от неба до самой земли, ее становят перед светлым воскресеньем святые архангелы; и как только Бог ступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав и кучами попадают в пекло…”)

Вопросы “знатоку” команды № 3

1. Среди гоголевских героев немало таких, коих отличала недюжинная сила и храбрость.

Так, про одного из них сообщается, что он, “бывало, встретит волка, так и хватает прямо за хвост; пройдет с кулаками промеж козаками – все, как груши, повалятся на землю”. Кто же это? (Дед повествователя из “Пропавшей грамоты”.)

2. Перед вами известное полотно И. Н. Крамского (демонстрируется картина “Русалки” без объявления названия). Оно создано под впечатлением одной из повестей Н. В. Гоголя. Как вы думаете, какое же произведение вдохновило художника? Какой эпизод “проиллюстрировал” Крамской? (Источником вдохновения для художника послужила повесть “Майская ночь, или Утопленница”. На полотне запечатлен эпизод, когда утопленницы “греются на месяце” лунной ночью: “…В тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак…”)

Состязание второй “тройки” игроков

“Знатоки” должны будут продемонстрировать знание слов, использованных Гоголем для обозначения различных реалий жизни Малороссии. Игрокам вручаются карточки с записью украинских слов. После небольшого обдумывания ребята объясняют их значение.

Карточка для “знатока” команды № 1

Смалец, плахта, оселедец, щедровки, скрыня, бандура.

(Бараний жир; нижняя одежда женщин из шерстяной клетчатой ткани; длинный клок волос на голове, заматывающийся на ухо; песни, распеваемые в канун Нового года; сундук; музыкальный инструмент, род гитары.)

Карточка для “знатока” команды № 2

Парубок, жупан, паляница, капелюха, таратайка, рушник.

(Парень; старинное верхнее платье; небольшой хлеб, несколько плоский; шапка с ушами; повозка; полотенце.)

Карточка для “знатока” команды № 3

Люлька, галун, каганец, запаска, ковзаться, варенуха.

(Трубка для курения; золотая или серебряная тесьма; светильник, состоящий из разбитого черепка, наполненного салом; женский передник; кататься (на коньках); вареная водка с пряностями.)

Состязание третьей “тройки” игроков

Задание: продолжить авторские высказывания, записанные на карточках.

Карточка для “знатока” команды № 1

“Чудно устроено на нашем свете! Все, что ни живет в нем, все силится…” (“…перенимать и передразнивать один другого”.)

Карточка для “знатока” команды № 2

“Не бранитесь только! Нехорошо браниться на прощанье, особенно с тем, с кем…” (“… Бог знает, скоро ли увидитесь”.)

Карточка для “знатока” команды № 3

“Но у нас, не извольте гневаться, такой обычай: как то и во веки веков останется оно”. (“… дадут кому люди какое прозвище…” )

Цитаты взяты из повести “Ночь перед Рождеством”, а также из “Предисловий” к первой и второй частям сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.

VII. Коляда, Коляда!

Ведущий. “Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа” – так начинается “Ночь перед Рождеством”. Незабываемы страницы повести, описывающие народные обряды, праздничные гулянья. Давайте сейчас попробуем воспроизвести один из обрядов.

Ведущий вручает представителям команд “мешки” и просит поколядовать перед соперниками, жюри, спонсорами (если таковые имеются). На наш взгляд, об этом задании лучше сообщить ребятам заранее, чтобы они успели немного подготовиться дома.

В Финале игры можно организовать конкурсы инсценировок и рисунков. Творческие задания оцениваются по пятибалльной системе.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

“Поэтические грезы Гоголя” - Новые сочинения


“Поэтические грезы Гоголя”