План-конспект урока музыки Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи

План-конспект урока музыки

Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель урока : формировать представление о единстве формы и содержания портрета в музыке, литературе и изобразительном искусстве.

Задачи урока:

-воспитывать нравственно-эмоциональную сферу обучающихся (способность к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы);

-развивать познавательный интерес обучающихся, творческое мышление и воображение;

– учить сравнивать художественный образ в портрете, созданный различными видами искусства.

Вид урока: “урок открытых мыслей”, урок – беседа.

Образовательные технологии: технология развивающего, проблемного обучения; информационно-коммуникационная технология.

Методы: сравнительный анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога, рефлексия.

Средства обучения: Аудиозапись романса М. Глинка ” Я помню чудное мгновенье” исп. С. Лемешев, М. Глинка ” Вальс-фантазия”, протрет композитора М. Глинка, романс С. Рахманинова ” Осторовок” С. Лемешев, картина В. Борисова-Мусатова ” У водоема”; слайд-презентация; плакат ” Средства музыкальной выразительности”.

Ход урока:

Я помню вальса звук прелестный

Весенней ночью в поздний час.

Его пел голос неизвестный,

И песня чудная лилась.

Да, то был вальс прелестный, томный,

Да, то был дивный вальс.

Теперь зима, и те же ели

Покрыты сумраком стоят.

А под окном шумят метели

И звуки вальса не звучат.

Где ж этот вальс старинный, томный,

Где ж этот дивный вальс.

I Организационный момент.

II Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.

Скажите, что за произведение мы с вами прослушали?

Что такое романс? ( это муз. произв. о любви, о чувствах человека, о природе)

III Постановка цели занятия перед учащимися.

Эпоха 19 века – это мир чарующих звуков романсов русских композиторов, наполненные человеческими чувствами и переживаниями, прекрасных бальных вечеров, где дамы кружили голову кавалерам, а они посвящали им стихи, поэмы, сочиняли музыкальные произведения, и изображали их образы в картинах.

Мечта в волшебной сени

Мне милую яви,

Мой свет, мой добрый гений,

Предмет моей любви…

Учитель: О чем на уроке у нас с вами пойдет речь? (о романсах на стихи А. С. Пушкина, о картинах).

Мы рассмотрим жанр портрета в музыке и живописи.

Тема урока сегодня, ребята “Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи”. Сегодня мы поговорим о прекрасных произведениях искусства М. И. Глинки и А. С. Пушкина, о прекрасной эпохе 19 века. (тема урока)

IV Первичное усвоение новых знаний.

Одно из своих самых лучших стихотворений ” Я помню чудное мгновенье” Пушкин посвятил Анне Петровне Керн – красавице, светской львице, которая в своем доме устраивала литературные и музыкальные салоны, а молодые писатели, поэты и музыканты исполняли свои произведения.(А. П. Керн и салоны )

Учитель: Сейчас мы прочитаем его. Обратите внимание – меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения.

Учитель: Теперь давайте послушаем романс М. И. Глинки на стихи А. С. Пушкина. (портрет М. Глинка, название романса и его исполнитель)

Учитель: Какие характеристики можно дать этой музыке? это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз “дневниковая запись” переживаний, раздумий, отчаяния и восторга)

Учитель: как вы думаете композитор украсил это стихотворение музыкой или все-таки она здесь лишняя?( ответы детей).

Ученики: Музыка дополняет содержание романса.

Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, а можно нарисовать портрет музыкой?

К какому виду искусства относится портрет? (Портрет – это жанр изобразительного искусства.)

Учитель: считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII век в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.

Благодаря “портретным гармониям” русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: “полумерцание, полугорение красок”, “зыбкость, воздушность”, “загадочность и таинственность”, “вибрация света и цвета”, “поэтическая хрупкость чувств”, “затаенность душевных проявлений” и т. п.

Кроме технических живописных новшеств, Художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772) Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

( ” портрет Струйской” Ф. Рокотов и стихотворение Н. Заболоцкого)

Читает учитель)

Можно ли посвятить этой картине, этой девушке романс Глинка, стихотворение Пушкина. (ответы детей)

Учитель: Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют “русской Джокондой”.

Звучит “Вальс-фантазия” Глинки для симфонического оркестра. (музыкальный фрагмент)

Учитель: Скажите-а это произведение созвучно с картиной Рокотова?

(портрет Глинка портрет Екатерины Ермолаевны Керн и слова : ” Эта музыка напомнит тебе дни любви и младости”)

Учитель: этот романс и вальс-фантазия были сочинены под влиянием глубокого чувства к Екатерине Ермолаевне Керн, дочери А. П. Керн, которой посвятил Пушкин свое стихотворение. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов.

V Первичная проверка понимания.

Мы с вами выяснили-что эти произведения искусства созвучны друг другу.

(стихотворение К. Бальмонта ” Островок”, картина В. Борисова-Мусатова ” У водоема”, звучит фрагмент романса ” Островок” С. Рахманинова)

Вокально-хоровая работа.

Исполнение песни ” Первое сентября” сл. и муз. Николая Моткова

VI Обобщение и закрепление знаний

Проверочная индивидуальная работа. Взаимопроверка.

VII Информация о домашнем задании

Учитель: Выберите любой портрет и подберите к нему музыкальное произведение или романс на стихи русского поэта.

VIII Рефлексия.

Учитель: Что вы делали на уроке?

Что вы на уроке сегодня узнали нового?

Как вы думаете вам пригодится эти знания в жизни, где вы сталкивались с вальсом в своей жизни?

О чем вы хотели бы узнать побольше?

Поставьте себе оценки за работу на уроке-если вы ответили на все вопросы-поставьте “5”, если вы ответила с одной ошибкой-поставьте себе “4”, если у вас несколько ошибочных ответов-поставьте себе соответствующую оценку. Я думаю мы с вами еще доработаем непонятные вам вопросы. Всего хорошего вам. До встречи на следующем уроке!


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

План-конспект урока музыки Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи - Школьные сочинения


План-конспект урока музыки Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи