Памятка для написания сочинения-рассуждения

Подготовка к ГИАПамятка для учащихся 9 классаВступление (сочинение на лингвистическую тему для подготовки к ГИА)

Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.

При написании вступления можно использовать следующие приемы:

– Небольшое обобщение в котором необходимо показать, что тема Сочинения на лингвистическую тему актуальна. Например:

1. Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает

второе место по частоте употребления после имени существительного.

2. В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имен существительных и глаголов.

– Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:

1. Почему писатель А. Югов считает, что “глагол – это самая живая часть речи “? В чем заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?

2. Почему

в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?

– Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.

1. “Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет “перелива красок ” настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета “, – так писал о местоимениях известный лингвист А. А, Реформатский.

2. “Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка “, – таково мнение писателя А, Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.

Помните, что вступление должно быть небольшим.

Основная часть

При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.

Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.

Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:

– Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;

– Союзы: так что, поскольку, так как, если;

– Речевые обороты: предположим, что:; допустим что:; об этом свидетельствует:, это позволяет предположить.

Рассуждение – объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нем нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.

Для обеспечения логической связи между предложениями моно использовать:

– Слова-организаторы логических связей: потому что,, поэтому, вот почему;

– Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что:; это зависит от:; это является следствием того, что;

– Вводные слова: например, таким образом.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.

Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:

– Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;

– Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что:; я полагаю, что:; попытаемся разобраться:; можно сравнить; я согласна с тем, что.

Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:

Подведение к вопросу -> тезис -> доказательство тезиса -> выводы.

Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведен и тезис. Но чаще тезис дается в основной части.

Тезис – это то, что доказывается или объясняется.

В основной части обязательно приводятся аргументы.

Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.

Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.

Выводы приводятся в заключении сочинения – рассуждения.



Памятка для написания сочинения-рассуждения - Новые сочинения


Памятка для написания сочинения-рассуждения