Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова

Н. А. Некрасов явился “поэтическим выразителем целой эпохи нашего общественного развития” (Плеханов), откликнувшимся на самые злободневные вопросы дореформенной и пореформенной России, главным из которых был вопрос о путях освобождения крестьян от крепостной зависимости. Некрасов явился истинно народным поэтом, писавшим о народе, для народа, от имени народа. Любовью к народу пронизано все его творчество.
В поэзии Некрасова народ и родина – два неразделимых понятия, два образа, слитых воедино. Неслучайно одно из первых его стихотворений

так и называется – “Родина” (1846). В стихотворении выражена ненависть к дворянскому усадебному быту, знакомые места не вызывают у поэта прилива нежных чувств, его сердце не переполняется любовью. При воспоминании о днях юности его грудь стесняют “злоба и хандра”, потому что в памяти возникают картины “бесплодной и пустой” жизни отцов:

Разврата грязного и мелкого тиранства,
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью послушных барских псов.

Лишь образы несчастной

матери, которая “жребии свои несла в молчании рабы”, “отданная навеки угрюмому невежде”, да сестры, разделившей “и горе, и позор судьбы ее ужасной”, вызывают чувства любви и тоски.
Как автобиографическое воспринимается и другое стихотворение Некрасова – “На Волге”. Переживания его лирического героя в значительной степени отразили реальные впечатления автора. В нем еще ярче прозвучали гневные и восторженные ноты некрасовской поэзии.
Величественная русская река ассоциируется у поэта с родиной, с Русью. Каждый раз после разлуки с Волгой (где прошли детские и юношеские годы поэта) его сердце переполняется любовью, поэт не может не высказать своих трепетных чувств:

О Волга!., колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я!

В Основные мотивовы лирики Н. А. Некрасова входила и великая русская река Волга – “благословенная река, кормилица народа”. Но никогда не изгладятся из памяти поэта картины, увиденные в детстве: рабский, изнурительный труд бурлаков, “лохмотья жалкой нищеты, изнеможденные черты”:
О, горько, горько я рыдал, Когда в то Утро я стоял На берегу родной реки И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..
Стихотворение “Размышления у парадного подъезда” (1858) – это размышления поэта о народе и о тех, в чьих руках находится его судьба. С сочувствием изображается поэтом народ: “Где народ, там и стон…” – и с гневным возмущением – полное равнодушие вельможи, не любящего “оборванной черни”:

Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает…

Верой в могучие силы народа проникнуто стихотворение Некрасова ” Железная дорога” (1864). Автор изображает непосильный труд рабочего люда, согнанного голодом из своих деревень на строительство железной дороги. Печаль, негодование и восхищение – вот основные чувства, воплощенные в этом стихотворении поэтом.
Печаль по поводу тягостного положения народа, негодование не только против угнетателей, но и против долготерпения, покорности народа – вот что волнует автора. И в то же время восхищение русским народом, способным вынести любые испытания. Поэт верит в будущее России, но сожалеет, что сам уже не увидит этого времени;

…Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.

В стихотворении “Элегия” (1874) Некрасов также говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.

Наиболее полно авторская позиция по вопросу о назначении поэта и поэзии представлена в стихотворении “Поэт и гражданин” (1856), написанном в форме диалога, но не как столкновение двух противников, а, наоборот, в форме взаимного поиска истинного ответа на вопрос о роли поэта и. назначении поэзии в общественной жизни.
Видимо, поэтому в споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений, активной борьбы за эти убеждения. А главная мысль, которая утверждается Некрасовым в этом стихотворении, звучит как призыв: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”.
Сопоставление это неожиданно, но не случайно. Два образа – истязаемой крестьянки и музы – сливаются в один, и он становится для Некрасова постоянным.
Правдиво и глубоко изображает поэт судьбу простой русской женщины в стихотворении “Тройка” (1846), ее горькую участь и тяжкие испытания, выпавшие на ее долю:

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Поэзия Некрасова отразила все богатство и лучшие качества русского народа: его мудрость, культуру, особенности характера, нравственные силы, духовное богатство, а также глубокое чувство любви к родине, к своей земле, к природе.
Яркость красок, романтические Мотивы лирики, связь природы с жизнью крестьянина, его трудом, надеждами, мечтами – характерные особенности картин русской природы в поэзии Некрасова.
Поэт не перестает восхищаться простором своей Родины, богатством ее природы:
Чуть не полмира в себе совмещая, Русь широко протянулась, родная! Много у нас и лесов, и полей, Много в отечестве пашен, зверей!
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” картины природы усиливают, подчеркивают душевное состояние героев – тоску или радость, тревогу, душевный подъем и т. д.
Таким образом, более чем за тридцать лет творческой деятельности Некрасов внес достойный вклад в развитие русской поэзии. С его именем в умах многих поколений читателей связывается целая эпоха в русской литературе. С его именем вошло в литературу что-то особенное, что не устарело с годами, а развивалось и углублялось. Это особое чувство народности и гражданственности, новые поэтические открытия, нашедшие отражение в поэзии Блока и других поэтов XX века.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...

Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова