Обучение грамоте – как один из основных разделов изучения языка

Из опыта работы учителя начальных классов

Автор: Рузанова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов, Коробчеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида, Московская область, Коломенский район, село Коробчеево

Описание работы : Данный материал будет полезен учителям начальных классов, родителям и всем тем, кто обучает детей чтению.

Цель: Поделиться находками и приемами обучения чтению, чтобы коллеги могли использовать их в своей работе

Русский (родной) язык как учебный предмет является

ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. К одному из основных разделов изучения языка относится “Обучение грамоте “, которое осуществляется в течение всего I класса. В этот период учащиеся овладевают звуковым анализом, первоначальными навыками чтения и письма. К концу года они должны научиться читать по слогам короткие, доступные их пониманию букварные тексты, списывать и писать под диктовку после анализа слова, написание которых не расходится с произношением, списывать после разбора короткие предложения. Умственно отсталые первоклассники должны выучить наизусть
с голоса учителя и уметь читать короткие стихотворения или четверостишия.

Много интересного применяю на уроках обучения грамоте. На каждую букву, звук имеются карточки с изображением предметов и показы письменных и печатных образцов букв. / Смотрите фотографию/

Разрезную азбуку на магнитах применяю как игру ” На рыбалке “. Ученик удочкой вытаскивает рыбку-букву и называет ее и слова с этой буквой, а на доске вспоминает письменный образ этой буквы.

Сигналы с разноцветными кружочками (красным и синим) позволяют устанавливать обратную связь и отрабатывать умение различать гласные и согласные звуки и буквы.

Очень нравится детям “Чтение с секретом “. Показываю указкой различные слоги, Дети самостоятельно читают и по секрету на ушко говорят учителю слово

Ро-ди-на мо-ло-ко ма-ма

Игра в “Магазин “. На столе игрушки. Купить игрушку, в названии которой 2 слога, 3 слога, 1 слог. Сделать шаги – проверить количество слогов. Игрушки садятся за парты и читают вместе с детьми. Игровые моменты повышают интерес к чтению.

Учить детей различать предложения в тексте, делать остановки на точках помогает паровозик. До точки едет Алеша – паровозик свистит – остановка. Дети усваивают, что на точке надо остановиться. Работа над пунктуацией и выразитель – ностью чтения.

Главным учебным предметом в начальной школе считаю чтение и развитие речи.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя

Навык чтения – это то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик сам учится. Процесс овладения чтением является очень сложным. Вовлекаются все волевые качества – восприятие, внимание, воображение, память. У детей нашей школы заниженный уровень познавательной активности, поэтому научить их читать очень трудно.

Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, эстетического, интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей. Много внимания уделяю теме “Формирование интереса учащихся к чтению книг “. Творческое и ответственное отношение к своему делу дают положительные результаты. В пятый класс ученики идут хорошо подготовленными. Все отлично читают, умеют работать с книгой, с текстом, отвечать на поставленные вопросы, пересказывать, выражать свое отношение к героям рассказа.

Чтение – вот лучшее учение. Это главное учение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Этому умению учит учитель начальной школы. Передо мной всегда стоит вопрос: Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить, чтобы дети полюбили книгу? Ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие. Помню слова Константина Дмитриевича Ушинского “Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы “. Учить детей читать – дело непростое. Надо не только научить читать буквы, а научить читать мысли, задумываться над каждым написанным словом – чему оно нас учит. На уроках обучения грамоте буквы для нас становятся живыми. Мы здороваемся с каждой изученной буквой, вспоминаем, как она звучит. В каких словах живет. “С “- Сережина, “М ” – мамина, “К ” – Клавина. Как писал Константин Георгиевич Паустовский: ” Слова, то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед “.

Хороший прием – выделять изучаемую букву в тексте, подчеркнуть карандашом. (Использую старые журналы или книжки – малышки). На полях карандашом пишу большую и маленькую буквы. Внимательно вести пальчиком по строчкам и подчеркивать изучаемую букву. Кстати, следить нужно с помощью пальчика, так как рецепторы кончика пальца возбуждают головной мозг, что очень важно для учеников с умственной отсталостью. Это упражнение помогает запомнить графический образ буквы и приучает к самому процессу чтения – “читать ” по строчкам, развивает внимание не пропустить ни одной буквы.

Способы чтения, которые очень нравятся детям.

Совместное чтение с учителем

Хоровое чтение с выделением гласной

Индивидуальное чтение (обязательное)

“Эхо ” – 1 читает, все повторяют

Стремлюсь научить детей читать выразительно. В 1 классе на каждом уроке должен звучать образец учительского чтения. В этом мне помогает книга Юдина “Букваренок “, которая удачно дополняет учебный материал.

Большую помощь в формировании навыка выразительного чтения оказывают небольшие по объему произведения, написанные в форме диалога (и фольклорные, и авторские) Имеется в классе “Волшебный сундучок ” с карточками для обучения чтению по ролям. Например:

– Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…

– Я ем свой, а ты подальше стой.

– Дай мне рыбки.

– Налови сам, да ешь.

– Да, я не умею.

– Эка, ведь я же наловила. (Лиса и волк)

Работа над интонацией, силой, эмоциональной окраской голоса удачно проходит в элементах “драматизации “, разыгрываем небольшие сказки. Для поддержки интереса к чтению и книге сотрудничаю с библиотеками. Знакомлю детей со школьным библиотекарем, провожу экскурсии в библиотеку и приглашаю на интересные беседы к себе на урок. Ходим часто и в сельскую библиотеку. Совместно с работниками библиотеки проводим утренники, посвященные юбилеям детских писателей /Смотрите фотографии/

Даю рекомендации родителям “Как повысить скорость чтения? “

1. Покажите ребенку, как вы читаете. Для этого берите красивую книгу с крупными буквами, садитесь с ребенком и читаете интересный стих (сказку). При этом водите пальчиком ребенка по прочитанным словам.

2. Со временем появятся тексты, которые дети знают наизусть. Ребенок с удовольствием “читает ” этот текст, а вы помогаете ему показать прочитанное слово.

3. Такая работа не мешает параллельно учить алфавит, наоборот, алфавит запоминается весь, в комплексе.

4. У ребенка складывается пример скорости чтения, желание читать полными словами.

5. Обязательно следует возвращаться к прочитанному.

6. При отработке навыка чтения необходима помощь взрослого, похвала, радость успеха.

7. Как только ребенок научится читать по слогам плавно, формировать навык чтения и прививать любовь и интерес к книге хорошо помогает игра “Гусеница “.

“Гусеница ” строится и растет из кружочков, в которых записаны прочитанные ребенком стихотворения, рассказы, сказки. Чтобы убедиться, что ученик действительно прочитал текст, можно попросить пересказать прочитанное. Кружочки “Гусеницы ” соединяем друг с другом с помощью скотча. Детям нравится сравнивать длину “Гусеницы “.

Урокам обучения грамоте уделяю особое значение, так как они являются фундаментом всего дальнейшего обучения.



Обучение грамоте – как один из основных разделов изучения языка - Новые сочинения


Обучение грамоте – как один из основных разделов изучения языка