Образ Пугачева в “Капитанской дочке”

Роман (бессмертное произведение) А. С. Пушкина ” Капитанская дочка” издан 22 декабря 1836 года в журнале “Современник”. Это было последнее произведение, напечатанное при его жизни. “Капитанская дочка” – это иллюстрация к истории пугачевского бунта.
Повествование ведется от лица мемуариста Петра Андреевича (“Андреича”) Гринева, который описывает свое участие в событиях 1772-1774 годов, когда ему было 16-18 лет. Образ Пугачева раскрывается в эпизодах нескольких встреч с Петрушей Гриневым.
Впервые Петруша сталкивается

с Пугачевым во время бурана по дороге из Симбирска в Оренбург. В степи во время бурана легко одетый Пугачев (“вожатый”) советует остановиться и переждать, а потом он найдет дорогу по звездам. Когда ветер потянул справа, Пугачев почувствовал дым оттуда и вывел всех к постоялому двору. Рассказчик отмечает: “Сметливость его и тонкость чутья меня изумили”. Мы же обратим внимание еще и на крепкое здоровье Пугачева, который зимой идет пешком по степи “в одном худеньком армяке”.

На постоялом дворе

Пугачев получает от Петруши за свою услугу стакан вина, полтину на водку и заячий тулуп. “Век не забуду ваших милостей”,- говорит Пугачев и оказывается верным своему слову в дальнейших событиях.
Во время разговора Пугачева с хозяином постоялого двора оба обнаруживают знание народных поговорок в иносказательном обсуждении волнений Яиц-кого войска в 1772 году.
Вторая встреча Петруши с Пугачевым происходит после захвата восставшими Белогорской крепости. Образ Пугачева, объявивший себя государем Петром Федоровичем, ехал на белом коне в красном кафтане. “Жители выходили с хлебом и солью”. Политическая интрига образа Пугачева состояла в том, что после убийства Екатериной II Петра Федоровича царствовать должен был наследник – сын Петра III, Павел. То есть самозванкой была сама Екатерина П. Автору в тексте романа об этом нельзя было сказать, и Пугачев ссылается только на Гришку Отрепьева.
В Белогорской крепости Образ Пугачева вершил суд по принципу: кто присягал ему – того миловал, кто от-казывался – казнил. Чтобы помиловать Петрушу, Пугачеву пришлось нарушить принцип. Далее Пугачев проявил хитрость, доброту и деликатность, когда сказал про отказавшегося целовать ему руку Петрушу, что “его благородие… одурел от радости”.
Казак, посланный с приглашением для Петруши на военный совет, похвалил Пугачева: “Персона знатная: за обедом скушать изволил двух жареных поросят, а парится так жарко, что и Тарас Курочкин не вытерпел… насилу холодной водой откачался”.
На военном совете все “обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю”.
Образ Пугачева – образ чести и слова. Решив отпустить Пет-рушу, он не изменяет обещанию, хотя понимает, что Петруша будет снова воевать против восставших: “Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай на все четыре стороны…” И еще жалует Петруше лошадь, шубу и “полтину денег”.
Из эпизода с прошением Савельича по имуществу Гринева читатель догадывается, что Пугачев не умеет читать.
Следующая встреча Гринева с Пугачевым произошла после повторного пленения Петруши в стычке у Бердской слободы (глава XI). Петруша объяснил Пугачеву, что едет “избавить сироту”, которую обижают в Белогорской крепости.
“Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет. …Он узнает, каково у меня своевольничать и обижать народ”. Белобородое предложил повесить Петрушу, но Пугачев не согласился, “помня стакан вина и заячий тулуп”.
Масштабность военных действий Пугачев харак-теризует результатами сражения под Юзевой: “Сорок генералов убито, четыре армии взято в полон”.
Настойчивость Пугачева видна из того, что после поражения под “крепостию Татищевой” он собрал на сибирских заводах новые отряды, и “слух о его успехах снова распространился”. При этом ему приходится опасаться собственных соратников, которые могут “свою шею” выкупить его головою.
На последней странице романа Пушкин снова сводит вместе Пугачева и Гринева. Гринев присутствует при казни Пугачева, который в эту жуткую минуту не теряет самообладания. Он узнал Гринева в толпе, “кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и ок-ровавленная, показана была народу”.
В небольшом романе Пушкину удалось нарисовать очень яркий и многосторонний портрет Пугачева. Образ Пугачева в романе получился вторым основным героем. Читатель благодарен А. С. Пушкину за талантливое изображение реальных исторических событий а персонажей.



Образ Пугачева в “Капитанской дочке”