Об одной из форм опроса на уроке литературы

Урок литературы – это, по сути, всегда урок-диалог. Но чтобы диалог состоялся, в нем заинтересованное участие должны принимать обе стороны; и учитель, конечно же, к разговору готов, а вот ученики… К сожалению, так много тех, кто решает, что готовиться к уроку вовсе не обязательно, ведь можно отмолчаться, понадеявшись на более ответственных и исполнительных или более речистых своих одноклассников. Организовать контроль за подготовкой каждого и в то же время выстроить логику урока помогли мне карточки, созданные по рецептам из лекций И. В.

Щербины “Конструирование заданий разных типов для урока литературы и домашней подготовки учащихся”.

К уроку в 9-м классе “Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина” в качестве предварительной подготовки было предложено прочитать стихотворения “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824), “Пророк” (1826), “Арион” (1827), “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), “Эхо” (1831), а также ознакомиться с материалом статьи учебника В. Г. Маранцмана “Пушкин о судьбе поэта и назначении поэзии”.

Урок начинается с десятиминутной самостоятельной работы по карточкам, в каждой из которых

три задания. Прошу отвечать кратко и по существу и предупреждаю, что правильное выполнение всех трех заданий гарантирует получение “5”, двух – “4”, одного задания – “3”.

Вариант I

1. В 1824 году А. С. Пушкин написал свой поэтический манифест. Им стало стихотворение, построенное на диалоге. Кто участники этого разговора и какие позиции они отстаивают?

2. В стихотворении А. С. Пушкина “Пророк” половина строк (пятнадцать) начинается с союза “и”. Как называется такой художественный прием и в чем особенность его использования в этом лирическом произведении?

3. В статье “Прогулки с Пушкиным” Абрам Терц (А. Д. Синявский) писал: “___________ продлевает и восстанавливает промчавшееся. _________ ставит в воздухе памятник летящему звуку”. Слово, пропущенное в этом высказывании, является названием одного из стихотворений А. С. Пушкина, построенного на сопоставлении. Восстановите это слово-название и объясните, в чем художественный смысл сопоставления в этом стихотворении, какие особенности пушкинской лирики эта параллель позволяет лучше понять?

Вариант II

1. Назовите стихотворение А. С. Пушкина, в основе которого лежит античная легенда. Какие изменения в изложение древнегреческого мифа внес А. С. Пушкин? Как эти отступления от сюжета меняют смысл произведения?

2. Восстановите эпитеты, пропущенные в финальных строках стихотворения А. С. Пушкина.

Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит _____________ головы;
Бежит он, ____________ и ____________,
И звуков и смятенья полн,
На берега _________________ волн,
В ________________________ дубровы.

Какова роль этих эпитетов в художественной ткани стихотворения, как они проясняют смысл этого лирического произведения?

3. Известны такие высказывания А. С. Пушкина, обращенные к разным адресатам и по разным поводам: “Цель поэзии – поэзия…”; “Поэзия выше нравственности – или по крайней мере совсем иное дело”; “Цель художества есть Идеал, а не Нравоучение “. Назовите стихотворение, содержание которого созвучно этим высказываниям. В чем суть полемики, отраженной в этом стихотворении, что отстаивает каждая из противоборствующих сторон?

Вариант III

1. Сонет – это развивающее какой-то мотив стихотворение, состоящее из четырнадцати строк: двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (трехстиший) со строго определенной системой рифмовки. Это интеллектуальный жанр лирики, где каждая строфа – шаг в развитии единой мысли: тезис – развитие темы – антитезис – вывод. Назовите стихотворение А. с. Пушкина, созданное в жанре сонета. Какой ответ на вопрос о смысле творчества дан в этом лирическом произведении?

2. Назовите стихотворение А. С. Пушкина, в котором встречаются такие слова и формы слов: “персты”, “зеницы”, “уста”, “десница”, “глас”, “празднословный”, “влачился”, “отверзлись”, “виждь”. Как называются такие слова и какова их роль в этом лирическом произведении?

3. Вторая часть стихотворения “Поэт” начитается с любимого пушкинского союза “но”. Сопоставьте две части стихотворения. Какой художественный прием положен в основу композиции стихотворения и с какой целью этот прием использует автор?

Вариант IV

1. Назовите стихотворение А. С. Пушкина, в основу которого положен сюжет из Священного Писания. В чем различие между библейской легендой и пушкинским стихотворением, какие превращения в них происходят? Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?

2. Сравните два варианта строки из стихотворения А. с. Пушкина “Арион”: “Гимн избавления пою” и “Гимны прежние пою” . Какая из них и почему вошла в канонический (то есть окончательный) текст стихотворения?

3. В стихотворении “Поэту” есть строки: “Ты сам свой высший суд; // Всех строже оценить умеешь ты свой труд. // Ты им доволен ли, ___________________ Художник?”

Какова роль этих строк в композиции стихотворения? Это а) зачин; б) развитие темы; в) кульминация; г) вывод? Выберите нужное и аргументируйте свой выбор. К слову Художник возможен целый ряд определений: а) Увенчанный, Б) разборчивый, В) взыскательный, Г) божественный. Какое из них и почему выбрал А. С. Пушкин?

И вот листочки с ответами сданы, настало время обсуждения. Внимание и активность учеников на уроке обеспечены – каждый уже включился в тему, даже не зная, может быть, ответа, задумался на вопросами. И это очень помогает выстроить разговор, который после общего вступления о важности этой темы в творчестве А. С. Пушкина и воспоминаний о ранних лицейских опытах начнется с вопроса о поэтическом манифесте (карточка I, вопрос 1) – стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом”. Задания IV-1, III-2, I-2 дадут возможность при обсуждении увидеть гармонию формы и содержания в стихотворении “Пророк”. Вопросы к стихотворению “Арион” (II-1 и IV-2) подтолкнут к размышлениям над “зашифрованным” в нем посланием. О роли композиции и значении изобразительных средств в создании образа поэта позволят судить задания к стихотворению “Поэт” (III-3; II-2). Значимый аспект темы о взаимоотношениях поэта с “непосвященными”, о праве отстаивания им собственной позиции, о трагедии непонимания рассмотрим, обратившись к стихотворениям “Поэту” (III-1; IV-3); “поэт и толпа” (II-3); “Эхо” (I-3). За оживленным обменом мнениями время проносится незаметно – диалог состоялся. Удовлетворенными оказываются все, даже те, кто в начале урока сдал пустой листок: ведь теперь они знают ответы на казавшиеся неразрешимыми вопросы.



Об одной из форм опроса на уроке литературы - Сочинения на свободные темы


Об одной из форм опроса на уроке литературы