О критериях включения литературных произведений в предметные программы и стандарты

Культурообразующее значение литературы, которое бесконечными попытками сокращения часов и тестовым способом проверки знаний по предмету ставят под сомнение чиновники Министерства образования, было осознано еще А. С. Пушкиным. В итоговом стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” он писал:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в свой жестокий век восславил я Свободу,
И милость к падшим призывал.

В этих строках поэт подчеркивает, что его творчество, а мы можем говорить, что и русская литература в лучших своих образцах, обеспечивает диалог культур, диалог племен, объединенных в единство народа общим политическим и гражданским идеалом Свободы и этическим идеалом милосердия. Не случайно Пушкин называет не просто племена, населяющие Российскую империю, а племена, живущие по ее границам: “гордый внук славян” – поляк – Запад, финн – Северо-Запад, тунгус – Восток, калмык – Юг. Здесь важно и то, что выше перечисленные народы, объединенные общим культурным идеалом, исповедуют разные религии и относятся к разным конфессиям: поляки – католики, финны – протестанты, тунгусы – язычники, калмыки – мусульмане.

Называя вслед за Н. В. Гоголем А. С. Пушкина “единственным явлением русского духа”, Ф. М. Достоевский парадоксально, с точки зрения формальной логики, обозначил самобытность великого “народного поэта”, национального гения: ” он явление невиданное и неслыханное, а по-нашему, и пророческое, ибо… ибо тут-то и выразилась наиболее его национальная русская сила… Ибо что такое сила духа русской народности, как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности?”


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

О критериях включения литературных произведений в предметные программы и стандарты - Сочинения по литературе


О критериях включения литературных произведений в предметные программы и стандарты