“Нравственные основы жизни человека” 8 классе – Урок обществознания

“Нравственные основы жизни человека”.

Урок по обществознанию в 8 классе

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с понятием любовь; рассказать о том, что тема любви в разное время использовалась в музыке, живописи, литературе.

Коррекционно-развивающие: корригировать познавательные способности (речь, мышление, память, внимание); работать над развитием умения приводить свои собственные примеры, участвовать в обсуждении какого-либо вопроса; формировать навык работы с дополнительными материалами.

Воспитательные:

воспитывать чувство любви к классической музыке, живописи, литературе; воспитание мотивации к обучению.

Оборудование и материалы: методические рекомендации по обществознанию для 8-х классов; ТСО (телевизор, DVD-плеер, аудиопроигрыватель); карточки с дополнительным материалом.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вступительное слово учителя. Объявление новой темы: “Нравственные основы жизни человека”.

3.

Изучение нового материала.

Вопрос для учащихся перед началом изучения новой темы:

– Как вы понимаете слово любовь? (Ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в различных понятиях слова любовь.

Изучение новой темы строится на основе объяснительного чтения.

Стр. 31, 1-й абзац (один ученик читает, остальные следят):

– В каких значениях используется понятие любовь?

Задание

Приведите примеры любви к Родине, любви к своему делу, любви к жизни.

Просмотр отрывка видеофильма о Нике Вуйчиче.

До начала просмотра учитель читает дополнительную информацию:

Ник Вуйчич родился с синдромом Тетра-Амелия, редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию четырех конечностей.

Вопрос после просмотра:

– Какие чувства у вас вызвал просмотр данного видеофильма?

3-4 ученика читают отрывки из дневника польской школьницы Барбары.

К сожалению, нередко человек самому себе становится злейшим врагом, оказываясь в плену пагубных привычек и пристрастий. Курению, употреблению алкоголя, наркотики – вот то, что, разрушая здоровье, неизбежно сокращает человеческую жизнь.

У нас в руках дневник польской школьницы Барбары (Баськи – как она сама себя называла). Начат он 20 декабря 1977 года, а последняя запись сделана 25 июня 1980 года. Всего два с половиной года мучений, отчаяния, страха, одиночества. Барбара Росек погибла, оставив нам историю своей загубленной жизни.

Читаем записи, сделанные Барбарой за несколько дней до смерти.

9 июня

Баська, возьми себя в руки. Так нельзя. Я знаю, что так нельзя. Но как можно выдержать эту чудовищную боль? Я окончательно развалилась. Надо как-то собрать себя по кусочкам. Приладить их все по очереди. Но я не могу вырваться из этого порочного круга. Наверное, из него уже нет выхода.

10 июня

Другого пути, похоже, и не было. Даже если бы можно было повернуть все назад, вернуться в детство, то, кажется, все равно было бы все то же самое. Первая порция морфина в 14 лет – и экстаз от того, что входишь в мир наркоманов. Презрение к обыкновенным, заурядным людям. И я, такая важная, надутая говняшка, которая сама себе поклонялась, как идолу.

20 июня

Наркотики больше не приносят мне никакого удовольствия. Но с ними мне все-таки не так плохо. Да, так-то оно так, если б я еще продолжала существовать, но ведь меня уже нет. Осталось еще кое-что чисто биологическое, с чем пора покончить, потому что это кое-что уже не имеет права на существование. Я увязала не самом дне. В зеркале видны только одни глаза, которые смотрят на мое падение. Мои глаза, которые когда-то так хотели смотреть на мир.

Вопрос:

Какие мысли и чувства вызвали у вас отрывки из этого дневника?

Задание

Сравните просмотренный отрывок видеофильма и прочитанные отрывки из дневника Барбары. В каком случае можно сказать о любви к жизни?

Дальнейшая работа с текстом.

Стр. 31, 3-й абзац:

– На что ориентируется мораль? (Вспоминают, что такое идеал)

– Почему любовь – это стремление к идеалу?

4-й абзац:

– В чем заключается нравственная сила любви?

Словарная работа: Миротворчество – поддержание мира.

– Почему любовь является высшей ценностью морали?

Т. е. мы можем сказать, что Любовь – это высшая ценность морали.

5-6-й абзац:

– Что еще такое любовь?

– Без чего не может существовать любовь?

– Что обязательно должно быть у влюбленных?

Словарная работа: Гармония – согласованность, стройность в сочетании интересов, лад, Порядок, слаженность.

Таким образом, Любовь – духовный союз влюбленных.

7-й абзац:

– Назовите черную тень любви.

– Почему возникает ревность?

– Как мораль помогает человеку победить ревность?

А теперь давайте узнаем, как тема любви в разное время использовалась в музыке и живописи.

Ученики слушают отрывок из “Лунной сонаты” Бетховена.

Вопрос:

– Как вы думаете, это произведение является грустным или веселым?

Действительно, это музыкальное произведение является грустным. И оно было создано под влиянием любви.

Дополнительная информация:

История возникновения “Лунной сонаты” ярка и интересна. Бетховен назвал ее “Соната в духе фантазии”.
Название “Лунная”, уже после смерти композитора, дал ей один из друзей Бетховена – поэт Людвиг Рельштаб. Он увидел картину лунной ночи, тихой глади озера и безмятежно плывущей по ней лодки.
Как раз в то время, когда Бетховен ощутил приближение глухоты, он почувствовал, что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице, юной Джульетте Гвичарди, он стал думать, как о своей будущей жене. Джульетта поощряла композитора, но была слишком легкомысленна и поверхностна, чтобы понять гениального учителя. Она, воспитанная в аристократической семье, – свысока смотрела на своего учителя. Она нанесла Бетховену двойной удар: отвернулась от него и вышла замуж за Роберта Галленберга – бездарного сочинителя музыки, зато графа.
“Лунная соната” и была создана в эту трудную пору жизни композитора. Под настоящим ее названием Бетховен написал: “Посвящается графине Джульетте Гвичарди”.

Просмотр видеофайла “Любовь в живописи”.

Кроме того, тема любви очень широко используется в литературе (стихи, поэмы, романы и др.).

Вывод по теме: Сегодня мы узнали о том, что понятие любовь используется в различных значениях, это может быть любовь к…… (Родине, жизни, своему делу и т. д.). Так же мы выяснили, что любовь – это… (высшая ценность морали) и… (духовный союз влюбленных). Тема любви в разное время использовалась… (в музыке, живописи, литературе).

4. Первичное закрепление изученного материала.

– Какую тему изучили на уроке?

– Почему любовь – это стремление к идеалу?

– Докажите, что любовь является высшей ценностью морали.

– Без чего не может существовать любовь между двумя людьми?

– Как мораль помогает человеку победить ревность?

5. Подведение итогов.

Комментарии учителя, объявление оценок.

6. Домашнее задание.

Стр. 31-32, читать, отвечать на вопросы, задание №5 сделать устно.

Нравственные основы жизни человека (любовь и мораль)

Понятие любовь многозначно: любовь к Родине, любовь к матери, отцовская любовь, любовь к музыке, любовь к девушке, к юноше, к женщине, к мужчине, любовь к своему делу любовь к жизни и т. д. Но всегда любовь означает чувство самоотверженности, привязанности, сложнейшее, высшее человеческое чувство.

Задание

Приведите примеры любви к Родине, любви к своему делу, любви к жизни.

Мораль ориентируется на идеал. Любовь – это тоже стремление к идеалу. Потому что, когда человек влюбляется в другого, то для него он (или она) является идеалом. Влюбившись, человек начинает видеть в любимом человеке только достоинства, а любые недостатки забываются.

Любовь помогает людям победить ненависть. И в этом Миротворчестве нравственная сила любви. Любовь Является высшей ценностью морали, потому что несет людям мир и спокойствие.

А еще Любовь – это духовный союз влюбленных. Конечно, любовь имеет природную, биологическую основу – влечение полов, сексуальное чувство. Но в равной мере любовь – чувство духовное и не может существовать без теплой дружбы, без общих целей, интересов, стремлений влюбленных.

А бывает и так: встретились двое, увлеклись, полюбили, поженились, стали жить вместе. А жизнь не складывается. Скучно, тоскливо, пусто. Почему? Ведь любят друг друга? Да, вроде любят. Но если между молодыми нет духовной близости, все остальное превращается в однообразие. То есть самое главное, чтобы у влюбленных была Гармония душ.

Но у любви есть и своя черная тень – ревность. Где любовь – там и ревность. Почему она возникает? Потому что нас всегда преследует страх потерять любовь – свое счастье. Ревность способна толкнуть человека на безрассудный и жестокий поступок. И тут на помощь приходит мораль. Мораль – это призыв к добру и милосердию. Она учит нас терпеть и прощать. И если мы прислушаемся к голосу морали внутри нас, боль ревности утихает. Не сразу, но утихает.

Словарь к уроку:

1. Миротворчество – поддержание мира.

2. Гармония – согласованность, стройность в сочетании интересов, лад, порядок, слаженность.

Вопросы и задания:

1. Почему любовь – это стремление к идеалу?

2. Докажите, что любовь является высшей ценностью морали.

3. Без чего не может существовать любовь между двумя людьми?

4. Как мораль помогает человеку победить ревность?

5. Внимательно прочитайте высказывание русского просветителя

Н. Добронравова и устно ответьте на вопрос: – О какой черте любви говорится в высказывании?

“Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих…”.

7



“Нравственные основы жизни человека” 8 классе – Урок обществознания