Николай Михайлович Карамзин

Николай Михайлович Карамзин родился 12 декабря 1766 года в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии в культурной и родовитой, но небогатой дворянской семье, происходившей по отцовской линии от татарского корня. Свой тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет. Раннее сиротство, одиночество в доме отца укрепили в душе мальчика эти качества: он полюбил деревенское уединение, красоту поволжской природы, рано пристрастился к чтению книг. Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец увез его в Москву и определил в пансион профессора Московского университета И.

М. Шадена, где мальчик получил светское воспитание, изучил в совершенстве европейские языки и слушал лекции в университете. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан с детства.

Дружба с И. И. Дмитриевым, будущим известным поэтом и баснописцем, укрепила в нем интерес к литературе. Впервые Карамзин выступил в печати с переводом идиллии немецкого поэта С. Гесснера в 1783 году.

После смерти отца, в январе 1784 года, Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для молодого дворянина тех лет. Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И. П.

Тургеневым, деятельным масоном, литератором, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н. И. Новикова.

Тургенев берет Карамзина в Москву, и в течение четырех лет начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н. И. Новиковым, становится членом “Дружеского ученого общества”. Но вскоре, поняв всю суть масонов и “Дружеского ученого общества”, Карамзин глубоко разочаровывается в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе. Путешествие Карамзина по Западной Европе, длившееся полтора года, обозначило окончательный разрыв писателя с масонскими увлечениями юности.

Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. В нем он напечатал два главных своих произведения – “Письма русского путешественника” и повесть “Бедная Лиза”. Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. До него решались жить на литературные заработки лишь писатели третьего ряда.

В “Московском журнале” и последующих изданиях Карамзин не только расширял круг читателей хорошей русской книги, но и воспитывал эстетический вкус, готовил культурное общество к восприятию поэзии В. А. Жуковского и А. С. Пушкина.

Его журнал, его литературные альманахи уже не ограничивались Москвой и Петербургом, а проникали в русскую провинцию. В 1802 году Карамзин приступил к изданию “Вестника Европы” – журнала не только литературного, но и общественно-политического, давшего прообраз так называемым “толстым” русским журналам, просуществовавшим весь XIX век и дожившим до конца века XX. Неоспоримы заслуги Карамзина в формировании русского литературного языка. Пытаясь сблизить его с разговорной речью дворянского общества, Карамзин решительно отказался от теории трех штилей Ломоносова, от неумеренного использования церковнославянизмов. После петровских преобразований в России возник разрыв между духовными запросами просвещенного общества и семантическим строем русского языка.

Все образованные люди вынуждены были говорить по-французски, ибо в русском языке не существовало слов и понятий для выражения многих мыслей и чувств. Приведение лексического состава русского языка в соответствие с западно-европейскими идеями было тогда задачей общенациональной значимости. Перед Карамзиным возникла прежде всего проблема расширения словарного состава литературного языка, которую он успешно разрешал тремя путями: 1. Обладая незаурядными стилистическим чутьем, Карамзин ввел в русский язык такие варваризмы (прямые заимствования иностранных слов), которые органически прижились в нем: “цивилизация”, “эпоха”, “момент”, “катастрофа”, “серьезный”, “эстетический”, “моральный”, “тротуар” и многие другие.

2. Многие русские слова и понятия Карамзин создавал из русских корней по образцу иностранных: “in-flu-ence” – “в-лияние”; “de-voluppe-ment” – “раз-ви-тие” и т. д.

3. Наконец, Карамзин изобрел слова-неологизмы по аналогии со словами французского языка: “промышленность”, “будущность”, “потребность”, “общеполезный”, “усовершенствованный” и др. Глубоко реформировал Карамзин и сам строй русской литературной речи. Он решительно отказался от тяжелой и несоответствующей духу русского языка немецко-латинской синтаксической конструкции, введенной Ломоносовым.

Вместо длинных и неудобных периодов Карамзин стал писать ясными и краткими фразами, используя как образец легкую, изящную и логически стройную французскую прозу. Карамзин приблизил литературный язык к разговорному, но это была разговорная речь дворянской интеллигенции. Начало XIX века в истории русской литературы было отмечено спорами о языке, очень важными тогда, потому что именно в этот период завершалось создание русского литературного языка и возникновение зрелой отечественной литературы нового времени. Это был спор “архаистов” и “новаторов” – “шишковистов” с “карамзинистами”. В лице адмирала и русского патриота А.

С. Шишкова Карамзин встретился с сильным и благородным противником. В 1803 году Шишков выступил с “Рассуждением о старом и новом слоге российского языка”, в 1804 году добавил “Прибавление” к этому сочинению, а затем опубликовал “Рассуждение о красноречии св. Писания и о том, в чем состоит богатство, обилие, красота и сила российского языка” (1810) и “Разговоры о словесности между двумя лицами…

” (1811). Шишкову казалось, что реформа языка, осуществленная Карамзиным, – дело антипатриотическое и даже антирелигиозное. Шишков утверждал, что “новшества” Карамзина “исказили” благородную и величественную простоту русского языка. В 1806 году Шишков вместе с Г.

Р. Державиным основали литературное общество “Беседа любителей российского слова” с уставом и своим журналом. К этому обществу примкнули П. А.

Катенин, И. А. Крылов; позднее В. К. Кюхельбекер и А.

С. Грибоедов. Один из активных участников “Беседы…” плодовитый драматург А.

А. Шаховский в комедии “Новый Стерн” высмеял Карамзина, а в комедии “Липецкие воды” в лице “балладника” Фиалкина вывел карикатурный образ В. А. Жуковского. В ответ на эти комедии Пушкин и Батюшков организовали кружок “Общество безвестных арзамасских литераторов” (или попросту “Арзамас”), к которому примкнули Жуковский и Карамзин.

Участники кружка разделяли тревогу Карамзина о состоянии русского языка, нашедшую отражение в его статье 1802 года “О любви к отечеству и народной гордости”. В своем литературном творчестве “арзамасцы” стремились привить национальному языку и сознанию европейскую культуру мышления, искали средства выражения на родном языке “тонких” идей и чувствований. Сам Карамзин в этих спорах не участвовал, а к Шишкову относился с уважением, не питая на его критику никакой обиды.

В 1803 году он приступил к главному делу своей жизни – созданию “Истории государства Российского”. Замысел этого капитального труда возник у Карамзина давно (приблизительно в 1790-х годах). В 1802 году Карамзин стал издавать “Вестник Европы”. Близкий знакомый Карамзина, товарищ министра просвещения М. Н.

Муравьев, обратился к Александру I с ходатойством о помощи писателю в осуществлении его замысла. В именном указе от 31 декабря 1803 года Карамзин был утвержден в качестве придворного историографа с ежегодным пенсионом в 2 тысячи рублей. Так начался двадцатидвухлетний период жизни Карамзина, связанный с капитальным трудом создания “Истории государства Российского”.

“Историю государства Российского” Карамзин начал писать в Москве и в подмосковной усадьбе Олсуфьево. В 1816 году он переехал в Петербург: начались хлопоты по изданию завершенных восьми томов “Истории… “. Карамзин стал человеком, близким ко двору, лично общался с Александром I и членами царской семьи. В 1818 году восемь томов “Истории…

” вышли в свет, в 1821 году был опубликован девятый, в 1824 году – десятый и одиннадцатый тома. Карамзин ушел из жизни 3 июня 1826 года, работая над двенадцатым томом “Истории… “, где он должен был рассказать о народном ополчении Минина и Пожарского, освободившем Москву и прекратившем “Смуту” в нашем Отечестве.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Николай Михайлович Карамзин - Новые сочинения


Николай Михайлович Карамзин