“Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…”

В соответствии с программой знакомство учащихся с творчеством И. А. Бунина осуществляется постепенно. В основной школе они получают представление о его поэтическом творчестве, читают и анализируют эпические произведения – “Чистый понедельник”, “Солнечный удар”. В одиннадцатом классе, при изучении монографической темы по творчеству писателя, необходимо систематизировать имеющиеся знания, помочь старшеклассникам в постижении особенностей мировоззрения и мастерства писателя. Каждое небольшое произведение, выбранное для изучения,

важно рассмотреть как часть целостного художественного мира, содержащего неповторимые черты авторской индивидуальности. Поэтому, приступая к работе над рассказом “Темные аллеи”, мы определили в качестве цели создание условий не только для полноценной интерпретации учащимися текста, но и для постижения ими художественной концепции всего цикла. Учитывая, что для одиннадцатиклассников, безусловно, личностно значимо обращение к теме любви, мы стремились в процессе анализа бунинского произведения вызвать у них желание глубоко осмыслить авторскую концепцию любви, определить к ней свое отношение. Рассказ
И. Бунина гармоничен, при малом объеме и свернутом сюжете он необыкновенно содержателен, поистине “лучшие слова в лучшем порядке”. Это позволяет на уроке успешно решать еще одну задачу – развивать умения учеников через рассмотрение элементов формы (в данном случае – через соотношение фабулы и сюжета) приходить к сопереживанию с автором.

Эпиграфом к диалогу с учащимися мы избираем слова самого писателя: “Мы живем всем тем, чем живем, лишь в той мере, в какой постигаем цену того, чем живем. Обычно эта цена очень мала: возвышается она лишь в минуты восторга – восторга счастья или несчастья, яркого сознания приобретения или потери; еще – в минуты поэтического преображения прошлого в памяти”.

Предваряя работу с текстом, вспоминаем с учениками, какие произведения о любви они знают, анализируем читательские впечатления от прочитанных рассказов И. Бунина (в качестве домашнего задание было предложено прочитать не только “Темные аллеи”, но и еще два-три других рассказа из данного цикла) и отмечаем, что к началу XX века, кажется, все, что можно было сказать о любви, уже было сказано. Однако И. Бунин говорит об этом чувстве по-своему. Для героев его произведений любовь – это мгновение счастья, которое трагично уже потому, что невозвратимо. Цена этого невозвратимого мгновения осознается не в момент поглощенности чувством, а позже. “Позже” может наступить и через пятнадцать минут после расставания с любимой (“Солнечный удар”), и через тридцать лет (“Темные аллеи”). Чувство любви у Бунина лишено пошлости, даже чисто физическая близость исключительно духовна. Это всегда “истинно волшебные” минуты.

Интересующий нас рассказ относится к позднему периоду творчества И. А. Бунина. В это время, по справедливому замечанию исследователя творчества писателя Л. А. Колобаевой, в связи с тенденцией к расширению эпического начала в произведениях Бунина появляется такая жанровая структура рассказа, которая, как бы превышая собственную природу, тянется к повести и даже к роману, берет на себя его задачи – через “мгновения” жизни просмотреть начала и концы, историю личности в целом, ее судьбу, всю “чашу жизни”



“Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…” - Сочинения по литературе


“Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…”