Конспект урока по истории “Преобразования Петра I”

Тема: Повторительно-обобщающий урок по теме “Преобразования Петра I”

Цель урока: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи

Задачи урока:

– повторить, обобщить, углубить знания учащихся о личности Петра I, его реформах, внешней политике государства;

– расширить представления о роли и значении личности в истории;

– формировать умения: анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, работать с историческими документами;

– развивать критическое мышление;

– способствовать формированию чувства уважения к прошлому своей Родины; вырабатывать гражданские качества.

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Форма урока: общественный смотр знаний.

Оборудование :

Компьютер;

Интерактивная доска;

Мультимедиапроектор;

Раздаточный материал с отрывками из исторических источников;

Сигнальные карточки

Бланки для подготовки тестовых заданий.

Учебно-методическое оснащение :

1) карта “Россия с конца XVII в. до 60-х годов XVIII в.”;

2) выставка книг о Петре 1;

3) репродукция картины П. Деляроша “Портрет Петра I”;

4) компьютерная презентация ;

Содержание урока : соответствует образовательному стандарту, рабочей программе, доступно учащимся.

Методика проведения урока :

А) методы обучения (по Лернеру):

– репродуктивный;

– частично-поисковый;

– проблемный

Б) методические приемы:

– работа с интерактивной контурной, настенной картами;

– выполнение заданий на интерактивной доске ( “Соедини”, “Кто лишний”);

– обсуждение проблемного вопроса;

– анализ исторического документа;

– составление тестовых заданий

Оценивание в течение урока : промежуточное (жюри выставляет призовые баллы в лист контроля), конечное (отметки в журнал в соответствии с количеством полученных призовых баллов).

Эпиграфы на доске:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлемой душой

На троне вечный был работник.

(А. С. Пушкин)

Начало славных дел Петра

Мрачили мятежи и казни.

(А. С. Пушкин)

Ход урока:

I. Организационный этап

Учитель: Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

– Я предлагаю начать его с хорошего настроения. Давайте все вместе возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вступительное слово учителя.

– Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля.

Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Подумайте, как может звучать тема сегодняшнего урока?

А чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? (Ответы учеников).

Да, вы правы, наша цель: закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи.

Наш урок будет проходить в форме общественного смотра знаний. У вас сегодня имеется возможность показать свои знания гостям. Лист контроля передан им. За правильные ответы вам будут ставиться баллы, которые в конце урока превратятся в отметки.

– Обратите внимание на эпиграфы урока. Это знаменитые пушкинские строки. Кому они посвящены? (Петру 1)

III. Обобщение и систематизация знаний.

– Вспомните, какие ключевые проблемы стояли перед Россией в конце XVII века.

1. Укрепление обороноспособности страны.

2. Преодоление экономической отсталости

3. Создание предпосылок для развития торговли и связей с другими странами.

4. Развитие просвещения

5. Изменение положения классов.

-И это лишь небольшая их часть. Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, чтобы за столь небольшой период времени он смог справится с решением этих и других задач?
(сильный, любознательный, трудолюбивый, энергичный, дальновидный, решительный, волевой, жесткий, жестокий и др.)

Петр I поражал современников масштабом своей личности. Поражает он и нас, потомков. Обратите внимание на проблемное задание. С ним вы должны будете справиться в конце урока.

Проблемное задание: Определите значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории нашей страны.

1 этап. “Разминка” (1 балл за правильный ответ)

Учитель задает вопрос. Отвечает первый из учеников, кто поднял руку.
1. Назовите годы жизни Петра I. (1672-1725 гг.)
2. Назовите годы царствования Петра I. (1682-1725 гг.)
3. Кто были родители Петра I?(Царь Алексей Михайлович Романов и Наталья Кирилловна Нарышкина)
4. Кто был первым учителем Петра I? (Никита Зотов)
5. Как звали первую жену Петра? (Евдокия Лопухина)
6. Кто являлся соправителем Петра I? (Брат Иван)
7. С какого года Петр правил единолично? (с 1689 года) 8. Под каким именем Петр 1 отправился за границу? (Петр Михайлов)

9.Каковы первые шаги Петра во внешней политике? (Азовские походы, Великое посольство)

10. В каких областях были проведены реформы? (военные, экономические, административная, церковная, реформа органов управления, изменения в культуре и быте)

11. В чем заключалась военная реформа? (регулярная армия, военные школы, “Устав воинский”, “Устав морской”)

12. Назовите реформы в управлении. (Сенат, Синод, коллегии)

2 этап. “Птенцы гнезда Петрова” (1 балл за правильный ответ)

– Но один Петр не смог бы сделать многого. Среди многочисленных качеств Петра I было умение подбирать способных и деятельных помощников. Перед вами портреты сподвижников Петра Первого (Лефорт, Меньшиков, граф Шереметьев, Головкин и др.).

Задача участников: угадать по описанию личности сподвижников Петра I и поднять нужную цифру

1) Сын конюха, торговец пирожками, в 1686 г. был денщиком у Петра I, затем стал бомбардиром Преображенского полка. Участвовал в Азовских походах, в Великом посольстве, в Северной войне. Одержал ряд побед: при Калише, при Лесной. С 1717 г. – сенатор, с 1718 г. – президент Военной коллегии, с 1721 г. – вице-адмирал. Располагал неограниченным доверием Петра, приобрел огромное влияние на государственные дела. ( 3..Меншиков.)
2) Был родом из боярской семьи, начал свою военную карьеру еще при Алексее Михайловиче. Был отправлен за границу, где быстро усвоил западные обычаи. Участвовал в Северной войне, потерпел сокрушительное поражение под Нарвой. Однако Петр прислал одобрительное письмо и пожаловал чин генерал-фельдмаршала. После этого одержал ряд блестящих побед. В 1705 году послан усмирять бунт в Астрахани. Участвовал в Полтавской битве, возглавлял главные силы русской армии во время русского Прутского похода, после которого был послан в Константинополь для заключения мира. ( 4.Шереметев.)
3) Родился в Польше. С малых лет оказался пажом у начальника артиллерии Головина, затем перешел к царскому двору. С 1701 г. состоял денщиком при Петре. Во время Прутского похода был возведен в генерал-адъютанты. В 1722 году был назначен генерал-прокурором Сената. Получил прозвище “око государево”. ( 1. Ягужинский.)

3 этап: Историко-географический (работа с интерактивной доской) (до 3-х баллов за каждый правильный ответ)

– Чем знамениты следующие населенные пункты? (Учащиеся показывают на карте населенный пункт, называют даты и кратко характеризуют события военной истории):

Г


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 votes, average: 5.00 out of 5)

Конспект урока по истории “Преобразования Петра I” - Новые сочинения


Конспект урока по истории “Преобразования Петра I”
Обратная связь