Конспект урока по истории “Куликовская битва” 6 класс

Тема: Куликовская битва.

Урок – лекция с элементами практической работы.

Невозможно быть русским,

Непрядву сочтя за ручей

Не любя свой народ

Не полюбишь ничей…

Мы покрыли Европу

Щитами червлеными

Как прикрыли потом-

Двадцатью миллионами.

( Е. Евтушенко)

Цель: познакомить с жизнью и деятельностью русского князя, одержавшего победу на Куликовом поле и развеявшего миф о непобедимости монголо – татарских войск, доказать необходимость дальнейшего объединения Русского государства.

Задачи: развивать

умение анализировать исторические события и факты; работать с текстом учебника, схемой-картой; способствовать у учащихся формированию чувства патриотизма, гордости за русский народ.

Основное содержание : Дмитрий Донской. Сбор воинских сил. Настроения в Орде. Куликовская Битва.

Оборудование: учебник “История России с древнейших времен до конца XVI века” А. А. Данилов; мультимедийная установка; репродукции картин худ. И. Глазунов “Князь Дмитрий Иванович”, худ. А. Новоскольский “Дмитрий Донской получает благословление Сергия Радонежского на битву”, худ. А. Бубнов ” Утро на Куликовом поле”,

худ. Авилов “Поединок Пересвета с Челубеем”.

План.

1. Русь и Орда накануне Куликовской битвы.

2. Подготовка к сражению.

3. Куликовская битва.

4. Итоги и значение Куликовской битвы.

Ход урока.

После смерти Ивана II в 1359 году, на престоле оказался малолетний князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты. Ярлык на княжение был получен за хорошее вознаграждение. Достигнув совершеннолетия, Дмитрий начал вести энергичную и смелую политику. Он продолжал расширять пределы своего княжества, включив в состав своих владений Углич, Галич, Белоозеро. Вел успешную борьбу со своими соперниками, великими князьями тверскими и рязанскими, которые заключили опасный для Москвы союз с литовским князем Ольгердом. Главной целью Дмитрия было объединения Руси. В Золотой Орде в это время происходили смуты и междоусобия, московский князь решил, что пришло время избавить Русь от татарского ига.

Первым серьезным испытанием для объединения Руси была Куликовская битва, произошедшая 8 сентября 1380 года. Русское войско под предводительством Князя Дмитрия Ивановича одержало победу на Куликовом поле над монголо-татарскими полчищами хана Мамая.

Вам предстоит познакомиться с этим событием, определить его значение, и влияние события на дальнейший ход русской истории.

Вопросы для учащихся : 1 Вспомните, когда монголо-татары вторглись в пределы Русского государства?

2. Какие города оказали наибольшее сопротивление монгольским ордам?

3. Какие события истории Русского государства помешали русским князьям оказать сопротивление монгольским ордам?

4. Как изменились отношения Руси с Ордой? ( со времен нашествия Батыя до середины XIV века)

Перед учащимися ставится проблемное задание : ” Определить причины победы русского народа в Куликовской битве”.

Задание выполняется учащимися в ходе урока.

Русь во второй половине XIV века.

1. В конце XIV века территория Московского княжества значительно расширилась. Усиление Московского княжества способствовало тому, что с конца 50-х годов XIV века в Орде начались усобицы. В Золотой Орде начался период феодальной раздробленности. За 20 лет сменилось 25 ханов. Это говорило о внутренних противоречиях и нестабильности.

Почувствовав слабость Орды, князь Дмитрий перестал платить ей дань. Чтобы принудить Русь к повиновению, монголы в 1373 году совершили набег на Рязанские земли. В отражении удара врага участвовали не только рязанцы, но и московское войско. В 1374 году Переяславский съезд князей принимает новую тактику Руси в борьбе с Ордой. Это свидетельствовало о готовности Руси общими усилиями подняться на борьбу с врагом.

Темник (военачальник) Мамай захватил власть в Орде, решил повторить поход Батыя. Мамай собирал силы и заключил союз с литовским князем Ягайло против Руси.

2. Князь московский, Дмитрий Иванович также готовился к походу. По всем городам и селам звучали призывы князя собираться в войско. Звонили колокола по всей земле русской. Собралось невиданное для того времени войско 150 тыс. чел.

Слайд. Князь Дмитрий Иванович. Худ. Глазунов.

Вопросы : 1. Подумайте, почему изменилась политика Московского князя по отношению к Орде?

2. Почему московские князья в 70-е годы решились на открытое неповиновение Орде?

3. Почему Русь поднялась на открытую борьбу против Мамая? Укажите причины.

Слайд. Дмитрий Донской получает благословление Сергия Радонежского на битву. Художник А. Новоскольский.

3. По летописному преданию, перед походом Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь. Сергий Радонежский, основатель этого монастыря благословил войско на битву и послал в бой двух монахов-богатырей Пересвета и Ослябу. Из Москвы была выслана разведка. Русские полководцы знали о силах, расположении и планах неприятеля.

Учащиеся работают с картой-схемой в атласе . Характеризуя расстановку сил на Куликовом поле, поставить перед учащимися вопросы.

Не менее рискованным было и принятие решения об уничтожении мостов после переправы русских дружин через Дон на место будущего сражения. Войску, пришедшему на Куликово поле, оставалось либо погибнуть, либо одержать победу в битве, так как путь к отступлению был отрезан. Рисковал в ходе сражения Дмитрий и собственной головой, возглавляя сторожевой полк, принявший на себя удар врага.

Вопросы : – Глядя на схему местности, определить чем удобно Куликово поле для русского войска?

– Как использовали русские полководцы особенности местности?

– Почему позиция монгольского войска была менее выгодной?

Рассказ о самом сражении можно поручить одному ученику класса, предварительно оговорив круг вопросов, которые тот должен осветить в ходе своего сообщения.

Слайд. Карта-схема. Куликовская битва 1380 год.

Используя карту-схему, ученик знакомит класс с событиями битвы.

Слайд. Утро на Куликовом поле. Худ. А. Бубнов.

Работа учащихся с картиной А. Бубнова “Утро на Куликовом поле”.

Вопросы: – Из каких слоев населения состоит войско?

– Люди какого возраста вышли на бой?

– Каково вооружение русских воинов?

– Какие настроения передает художник?

– Можно ли прочесть мысли воинов по выражению лиц?

– Отвечает ли картина на вопрос: кто победит?

План ученического сообщения.

1. Поединок Пересвета с Челубеем.

2. Ход сражения.

3. Итоги.

Слайд. Поединок Пересвета с Челубеем. Худ. Авилов.

Утром 8 сентября 1380 года на Куликовом поле развернулось ожесточенное сражение. По преданию, бой начался поединком богатырей – ордынского Челубея и русского Пересвета. Разогнав коней, с копьями наперевес всадники сшиблись в смертельной схватке и оба упали замертво. После поединка монгольская конница ринулась на передовой полк русских. Стойко бились воины полка, но превосходство врага было подавляющим. Полк понес большие потери, но никто из его воинов не отступил. Наступила очередь сражаться большому полку. Полк устоял, и тогда Мамай перенес удар на полк левой руки, ценой больших потерь ордынцам удалось потеснить его. Усиливая натиск, они стали обходить большой полк, словно подставляя свой фланг и тыл засадному полку. В ответственный момент, засадный полк обрушился на врага. Затем остальные полки Дмитрия перешли в наступление и разгромили полчища Мамая. Победа была полной.

После окончания битвы воины с трудом отыскали на поле князя Дмитрия Ивановича. Доспехи его были иссечены, но сам князь остался невредим.

Ученик читает стихотворение Н. Старшинова ” Там, за Непрядвою, за Доном”

…Позади у воинов Непрядва,

Слева – затуманившийся Дон.

И простор великий только на два.

Только на два стана разделен

Вот сейчас – не в дальней дали где-то-

Здесь сойдутся, как гроза с грозой…

Грянул поединок Пересвета,

Вышедшего в бой с Темир-Мурзой

До земли поникли травы луга,

И до неба поднялись дубы:

Всадники несутся друг на друга,

Встретились-и – кони на дыбы!

Копья устремив ожесточенно,

Оба пали под ноги коней…

И тогда полки сошлись у Дона-

Кто из них отважней и сильней?

Черной тучей конница Мамая

Затянула весь простор степной.

Но, ее удары принимая,

Выстроились русичи стеной.

“Други! Мы живем под небом божьим,

А в бою сражаться нам самим. Братья!

Лучше голову положим,

Но своей земли не посрамим!

Лучше пасть, достойно смерть приемля,

Чем позором жизнь свою сберечь.

Чтобы защитить родную землю,

Мы готовы в эту землю лечь!…”

Вопросы и задания учащимся.

– Подумайте, почему русское войско одержало победу в битве? Выделить не менее трех причин которые привели к победе на Куликовом поле?

– Без каких качеств характера русского народа нельзя было победить врага?

– Подумайте, каково значение Куликовской битвы?

Значение Куликовской битвы.

Победа на Куликовом поле, укрепила позиции Московского княжества при Дмитрии Донском и превратила Москву в центр освободительной борьбы русского народа против ордынского владычества.

Заключение.

Восемь дней не уходили с Куликова поля русское войско. Хоронили мертвых, подбирали раненых. И плач был великий, многие жены и Дети не дождались своих мужей и отцов. Тяжела, но сладка бала победа.

В настоящее время неподалеку от южных рубежей Руси, там, где в Дон впадает речка Непрядва, раскинулось поле чисто и велико.

Над обширной равниной, поросшей степными травами, поднимается Красный холм. Его венчает высокий памятник, на котором затейливой славянской вязью сделана надпись: ” Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому, признательное потомство”. Память о Куликовской битве живет и поныне.

4. Итоги и значение Куликовской битвы предложить учащимся определить, опираясь на предложенные документы.

Учащиеся изучают самостоятельно приведенные фрагменты источников и трудов историков и записывают в своей тетради итоги и значение сражения.

Вопросы и задания учащимся.

– Каковы были важнейшие итоги Куликовской битвы?

– Почему, Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории, несмотря на то, что она не привела к свержению монголо-татарского ига?

Домашнее здание.



Конспект урока по истории “Куликовская битва” 6 класс - Школьные сочинения


Конспект урока по истории “Куликовская битва” 6 класс