Конспект урока по географии “Температура воздуха. Суточные колебания температуры” 6 класс

Аннотация представляемого материала.

На конкурс предоставляю конспект урока по географии для 6 класса по теме: Температура воздуха. Суточные колебания температуры. Также прилагаю презентацию к этому уроку с использованием мультимедиа компонентов. В работе содержится методическая записка к уроку, описание мультимедиа компонента урока, указываю список используемых ресурсов.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Температура воздуха. Суточные колебания температуры.

1.

ФИО (полностью)

Петросова Елена Васильевна

2.

Место работы

МБОУ Сохрановская СОШ

3.

Должность

Учитель химии, географии

4.

Предмет

География

5.

Класс

6

6.

Тема и номер урока в теме

Температура воздуха. Суточные колебания температуры,

№ 2 в теме

Атмосфера

7.

Базовый учебник

Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. География начальный курс.

8. Цели урока:

Создание условий для формирования представления учащихся о суточном ходе температур воздуха, факторах, влияющих на изменение температуры воздуха, о суточной амплитуде температуры воздуха.

Формирование географической культуры путем внедрения в урок дополнительных материалов.

Создание условий для развития навыков работы с цифровыми данными в различной форме, составления и анализа графиков хода температуры.

9. Задачи:

Предметные:

Познакомить учащихся с особенностями температуры воздуха;

Выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха, причины изменения суточного хода температур воздуха;

Отработать умение учащихся измерять температуру тела, строить графики хода температур, вычислять среднесуточную температуру и суточную амплитуду колебания температуры;

Метапредметные:

Умение использовать для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент);

Умение разделять процессы на этапы, шаги;

Умение устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях;

Умение исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения и проверять их;

Умение поиска и устранения причин возникших трудностей;

Умение использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое);

Умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая ресурсы Интернет;

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

Умение делать обобщения и выводы;

Умение отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

Владение умениями совместной деятельности, согласования и координации деятельности с другими ее участниками;

Владение навыками само – и взаимоконтроля, само – и взаимооценки;

Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

Личностные:

Способность иметь и отстаивать собственное мнение, быть уверенным в себе;

Умение быть толерантным в коллективных формах работы;

Уверенность во взаимоотношениях с людьми;

Организованность, самостоятельность, ответственность;

Обеспечение более широкого представления о предмете

География

(связь с другими науками: физикой, биологией).

10. Тип урока: Комбинированный.

Технология

Развитие критического мышления через чтение и письмо

.

11. Формы работы обучающихся: индивидуальная работа, работа в команде, групповой

Мозговой штурм

, практическое занятие, работа с использованием ИКТ (MicrosoftOfficeExcel 2007), прием

кластер

.

12. Необходимое техническое оборудование : Персональные компьютеры, компьютер учителя, проектор, электронные термометры, демонстрационный ртутный и спиртовой термометр.

13. Структура и ход урока – таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организация начала занятия.

Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, готовит обучающихся к работе на занятии.

Приветствуют учителя, быстро включаются в деловой ритм при полной готовности класса и оборудования.

2

Проверка выполнения домашнего задания.

Устанавливает правильность и объемность выполнения домашнего задания всеми обучающимися.

Предлагает решить задачу (Слайд 2, по щелчку)

Проверяет совместно с обучающимися работающего у доски.

Предлагает поиграть в игру

Что за

Цифра?

(Слайд 3,4, по щелчку)

Предлагает поиграть в игру

Кодовое слово

(Слайд 5,6, по щелчку)

Сопоставляют правильность выполнения домашнего задания и корректируют пробелы при оптимальном сочетании контроля и самоконтроля.

Один из обучающихся на срытой доске решает самостоятельно у доски, остальные в тетради. Проводят взаимопроверку.

Учащиеся отвечают на вопрос:

Какую информацию содержит каждая цифра?

. Учащиеся работают с терминами.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Подготовка к основному этапу занятия:

– стадия вызова

Организация усвоения учебного материала.

– стадия реализации смысла

Этап урока

Тема скрыта на доске. Учитель задает обучающимся загадку (Слайд 7,8, по щелчку).

Совместно с обучающимися определяет тему, цели и задачи урока (Слайд 9, по щелчку).

Учитель проводит вызов имеющихся знаний у обучающихся по теме:

Температура воздуха

, для сохранения интереса к теме при работе с новой информацией.

Ребята высказывают варианты ответов.

Групповая

мозговая атака

. Учащиеся высказывают ассоциации, которые фиксируются на доске.

Используют прием

кластер

– составление и классификация известной информации.

Учитель предлагает объединиться обучающимся в экспертные группы по5-6 человек и каждой группе самостоятельно прочитать различные тексты по теме урока.

Текст № 1 §36 (пункт 1, 3).

Текст № 2 §36 (пункт 2).

Текст № 3 §36 (пункт 3, 4, стр110).

Текст № 4 Дополнительный материал о влиянии температуры на живые организмы. ( Приложение 1)

Учитель предлагает каждой экспертной группе выступить с

Отчетом по своей микротеме

Обучающиеся читают тексты, находят и выписывают из текста ответы на поставленные вопросы, используя

прием дневника

.

1команда: обучающиеся находят в тексте и выписывают, как нагревается воздух. Отчего зависят суточные колебания температуры воздуха;

2 команда: обучающиеся находят в тексте и выписывают, как и какими приборами происходит измерение температуры воздуха;

3 команда: обучающиеся находят в тексте и выписывают, что такое средняя суточная температура, как ее найти. Что такое суточная амплитуда температуры воздуха, как ее найти;

4 команда: обучающиеся находят в тексте и выписывают, как температура влияет на жизнь растений, животных и человека.

Обучающиеся внимательно выслушивают отчет каждой группы (происходит взаимообучение).

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Учитель предлагает просмотреть слайды по теме (Слайд 10-16, по щелчку) 17,(щелчок 1,2) 18-19, (по щелчку).

Осмысливают, запоминают, воспроизводят, отвечают на вопросы учителя.

Учитель рекомендует выполнить

Физкультминутку ( Слайд 20, по щелчку или открыть файл

Физминутка – Ель

С помощью KMP Плеера).

Ребята выполняют физические упражнения

Отработка учебного материала.

Предлагает обучающимся выполнить лабораторную работу. Измерить температуру воздуха в классе; тела в разных участках спиртовыми, ртутными и электронными термометрами (с помощью программы SensorLab). Зафиксировать данные в таблице, (Слайд 21, по щелчку).

.

Работают самостоятельно выполняют задание, отвечают на вопросы к работе. Заполняют таблицы

6

Закрепление знаний и способов действий.

Предлагает выполнить упражнение найти амплитуду (Слайд22, по щелчку) и среднюю температуру (Слайд23, по щелчку).

Проверка данного задания.

Предлагает построить график суточного хода температуры по данным упражнения 3 с помощью компьютерной программы MicrosoftOfficeExcel 2007 (Слайд24, по щелчку, гиперссылка на лист 2 MicrosoftOfficeExcel 2007).

Предлагает выполнить работу, используя прием

Верите ли вы?

( Слайд25, по щелчку).

Используя ЭОР

Умная таблица

(Слайд26, по щелчку, гиперссылка на интернет-ресурс) , учитель просит заполнить ее и дать рекомендации по форме одежды на следующий день и т. д.

Самостоятельно выполняют контрольные задания, требующие применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Обучающиеся строят графики суточного хода температуры, работая с компьютером.

Обучающиеся выполняют задания, отвечая

да

Или

нет

.

Обучающиеся заполняют таблицу, в игровой форме дают рекомендации населению.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

7

Подведение итогов занятия.

Совместно с учениками подводит итог урока, возвращает обучающихся к первоначальным записям, вносят изменения, дополнения, дает анализ и оценку успешности достижения цели, формулирует выводы и перспективу последующей работы ( Слайд27, по щелчку).

Совместно с учителем подводят итог урока, формулируют выводы и перспективу последующей работы. Дополняют первоначальный

кластер

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Формулирует дифференцированное домашнее задание, дает необходимые пояснения по его выполнению.

Предлагает выполнить по желанию творческую работу: приготовить презентацию об истории создания термометра, Влиянии температуры на живые организмы и др.

Записывают домашнее задание. §36,упр. 4 стр111, творческая работа.

10

Предлагает высказать свое мнение об уроке, передать настроение, сложившееся в ходе урока (Слайд28, 29, по щелчку).

Обучающиеся высказывают свое отношение, выбирают один из предложенных смайликов и крепят на пирамиде достижений.

Прием дневника.

Название блока

Краткие комментарии

Вопросы учителю

(Заполняется обучающимися).

Приложение 1

Влияние температуры на живые организмы.

Температура на суше может меняться в разных районах земного шара от +50 °С до -50 °С, редко достигая и более высоких или низких значений, например днем в пустынях или зимой в некоторых областях Восточной Сибири, Арктики и Антарктики. Температура воды в Мировом океане как правило находится в интервале от +2°С до +27 °С. Соответственно большинство растений и животных способны существовать в условиях довольно узкого диапазона температур. Однако отдельные виды бактерий могут жить и размножаться в горячих источниках при температуре выше +80 °С. Другие организмы способны переживать существенные изменения температуры, находясь в состоянии покоя или анабиоза. Например, споры микроорганизмов выдерживают охлаждение до -200 °С.

Различают животные организмы с постоянной температурой тела (теплокровные – птицы и млекопитающие) и с непостоянной температурой тела (холоднокровные – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, все беспозвоночные животные).

Для защиты от переохлаждения и перегрева организмы выработали определенные приспособления. Например, с наступлением зимы растения переходят в состояние зимнего покоя. Многие животные при температуре 2-4°С впадают в спячку. Интенсивность обмена веществ у них резко снижается. При подготовке к зиме в тканях животных запасается много жира, углеводов, количество воды в клетках уменьшается, накапливаются сахара, глицерин, препятствующий замерзанию. В жаркое время года, наоборот, включаются физиологические механизмы, защищающие от перегрева. У растений усиливается испарение влаги через устьица, что приводит к снижению температуры листьев. У животных усиливается испарение воды через дыхательную систему и кожу.

Способность к поддержанию постоянной температуры тела у птиц (42 °С) и млекопитающих (38°С) связана с интенсивным обменом веществ, который, в свою очередь, возможен благодаря четырехкамерному сердцу и полному разделению артериального и венозного кровотоков. От потери тепла птиц и млекопитающих защищает перьевой или волосяной покров. Те виды, которые обитают в условиях постоянно жаркого климата, имеют специальные приспособления для рассеивания тепла. Например, у слонов большая ушная раковина, которая выполняет функцию теплообменника.

Благодаря поддержанию постоянной температуры тела птицы и звери могут сохранять активность при резких перепадах температур и обитают почти во всех районах земного шара.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Конспект урока по географии “Температура воздуха. Суточные колебания температуры” 6 класс - Школьные сочинения


Конспект урока по географии “Температура воздуха. Суточные колебания температуры” 6 класс