Конспект урока окружающего мира на тему “Путешествие в удивительный мир природы”

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Зебляковский детский сад Шарьинского района,

Костромской области

Конспект урока окружающего мира на тему “Путешествие в удивительный мир природы”

Подготовила воспитатель ДОУ

Чигарева Елена Сергеевна

П. Зебляки

2014 г

Цель: систематизировать знания детей об окружающей природе, об условиях жизни обитателей леса;

– развивать память, связную речь, память, внимание;

– формировать познавательный интерес;

– воспитывать желание и умение

видеть красоту окружающего мира.

Предварительная работа: чтение и заучивание стихов, пословиц, беседы о растительном и животном мире, чтение произведений В. Бианки, Е. Чарушина, В. Пришвина.

Демонстрационный материал: Знаки ” Чего нельзя делать в лесу”. Иллюстрации с изображением деревьев, цветов, грибов, ягод, насекомых, зверей, птиц.

Содержание организованной деятельности

Воспитатель: Дети, сегодня нас ждет удивительное путешествие. Послушайте загадку и угадайте, куда мы отправимся.

“Он, как только жарко станет, шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой – сразу шубу с плеч долой!”

( Лес).

Да, сегодня мы пойдем в лес. А ждет нас там человек, который бережет лесные богатства, следит за порядком в лесу. Это, ребята, лесник

” Ходит по лесу лесник, он молчать в лесу привык.

Здесь ему совсем как дома, все давным – давно знакомо.”

( Воспитатель надевает шапку лесника).

Воспитатель: я буду лесником, а вы туристами. Для начала давайте повторим, как нужно вести себя в лесу, что там можно делать, а что категорически запрещается.

( Выставляются знаки, чего нельзя делать в лесу).

Нельзя разводить в лесу костры. А если развел – обязательно перед уходом из леса потуши.

Нельзя стрелять в птиц из рогатки

Нельзя оставлять мусор.

4.Нельзя ломать ветки деревьев и рвать понапрасну цветы.

5.В лесу можно поиграть, покричать, пошуметь, но главное никому не мешать.

Воспитатель: А теперь посмотрите, пожалуйста, сюда и назовите деревья, которые вы видите вокруг. ( Рассматривание картин с изображением деревьев).

Я вам немного расскажу, что знаю о деревьях, которые вы назвали.

Береза – первая красавица среди других деревьев. Особенно хороша

Она, когда цветет. В это время березка распускает зеленые листочки и

Сразу же одевает желтые сережки.

Правильно, это береза( показывает). Березы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Особенно березы во время цветения. ( Показ). Цветут березы весной, в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Наряжается береза в зеленую листву и желтые сережки. О ней сложено много песен, стихов.

А вы, ребята, можете назвать, пословицы и поговорки

О красавице – березке.

1 Если из березы течет много сока – к дождливому лету.

2. Если береза вперед ольхи лист распустит, лето будет сухое.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на это дерево и подумайте, что можно рассказать о нем?

Дети: Это дуб. Это самое сильное дерево.

Правильно. Это могучее дерево называется дуб. Растет он и ввысь и вширь. Ветки у дуба не прямые, как у других деревьев, а изогнутые. Матушка – земля подарила много силы этому дереву. Поэтому дуб называют еще и богатырем.

Воспитатель: я знаю много загадок о деревьях. Сейчас я буду их загадывать, а вы постарайтесь их отгадать.

1″ Что же это за девица? Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

Правильно. Это елка. ( Показ картинки)

2.Никто не пугает, а вся дрожит. ( Осина) (показ)

3.Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. ( Лиственница) (Показ)

4.В красном платьице девица вышла с осенью проститься.

Осень проводила, платье снять забыла( рябина) ( показ)

Воспитатель: дети, подойдите все ко мне поближе. Сейчас мы с вами украсим лесную полянку.

Физминутка. Мы ямку раскопаем, семечко посадим,

Дождичек польет, оно подрастет.

Сначала стебелек, а потом цветок.

Наши красные цветки, расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши красные цветки закрывают лепестки.

Головой качают, тихо засыпают.

Воспитатель: А сейчас Ксюша расскажет, что растет на лугу.

На лугу растут ромашки, колокольчики, одуванчики, мать-и мачеха.

( Показ иллюстраций, рассматривание их).

Воспитатель: Дети, расскажите о ромашке.

Дети: у ромашки белые лепесточки, а серединка – желтая.

Ромашка – лекарственное растение, ее отвар помогает, когда болит

Горло.

Колокольчик – синего цвета. Его цветы похожи на бубенчики,

Поэтому его и называют колокольчик.

Воспитатель: Дети, скажите, что еще растет в лесу

Дети: Грибы.

Воспитатель: Назовите, мне, пожалуйста, какие грибы вы знаете?

( рассматривание иллюстраций).

Дети. Этот гриб называется красноголовик, потому что у него

Красная шапка. Это – опята. Они растут дружно на пнях.

Это – белый гриб. Он самый вкусный. А еще есть грибы рыжики,

Грузди. Их можно солить, а потом кушать.

Воспитатель: Что хочет рассказать Рита?

Рита. В лесу еще растут мухоморы, поганки. Их нельзя кушать.

Воспитатель. Вы правильно назвали и очень хорошо рассказали

О грибах. Молодцы.

Воспитатель: Что еще растет в лесу?

Дети: ягоды.

Воспитатель : какие ягоды можно встретить в лесу?

Дети: малина, земляника, черника, голубика.

Воспитатель: а как называются ягоды, которые растут на болоте?

Дети: клюква, брусника.

( рассматривание иллюстраций)

Воспитатель: Ну, что, друзья, нравится вам в лесу? Хочу вам рассказать,

Что в лесу живут звери, насекомые.

Если вы отгадаете загадки, вы узнаете, какие насекомые живут в лесу.

“С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка – зеленая спинка ) кузнечик)

” Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик

” Много мастеров срубили избу без углов” (муравьи.)

” Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет

( бабочка)

“Домовитая хозяйка полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком, он поделится медком (пчела)

( рассматривание иллюстраций)

Воспитатель: насекомые живут как в земле, так и под землей, живут они

И в траве, а также под корой деревьев. Насекомые умеют летать, ползать,

Прыгать.

Далее воспитатель показывает картинки с изображением знакомых

Детям зверей, предлагает назвать их, а также их детенышей, рассказать

О повадках зверей.

Дети: Волк-волчата, заяц – зайчата, лиса – лисята и т д.

Для зверей, а также и птиц, лес – родной Дом и кормилец,

А для человека – друг.

Воспитатель: Дети, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

Что было бы, если бы не было деревьев, лесов?

Дети: лес кормит, спасает, укрывает, дает много полезного.

Чем же полезно дерево?

Дети: деревья очищают воздух, создают прохладу,

Дают вкусные плоды.

3.Зачем люди выращивают леса, парки?

Дети: деревья в лесах и парках создают красоту.

Молодцы, ребята! Вы многое знаете.

А теперь, вспомните и назовите пословицы о лесе.

” Много леса не-губи, мало леса – береги, нет леса – посади.”

“Лес – богатство и краса, береги свои леса”.

Воспитатель: Правильно, дети. Лес – это место для человека, где он отдыхает, набирается сил здоровья, собирает дары леса: ягоды, грибы и даже орехи.

Дети, мне очень понравились ваши ответы. Вы многое знаете и умеете рассказывать.

” Мне по праву только тот, мир лесной кто бережет.

Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет и костер не разведет.

Кто всегда – всегда в лесу уважает тишину”.

А теперь давайте возвращаться в детский сад, не забывая при этом, соблюдать правила поведения.



Конспект урока окружающего мира на тему “Путешествие в удивительный мир природы”