Конспект урока на тему “Русские народные инструменты”

Русские народные инструменты.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема: Русские народные духовые инструменты (по программе Е. Д. Критской).

Цель: познакомить учащихся с русскими народными духовыми инструментами, историей их создания, тембровой окраской.

Задачи:

– учить определять и различать русские народные духовые инструменты;

– развивать тембровый и ритмический слух учащихся;

– способствовать формированию умения самостоятельного получения информации;

– воспитывать уважение к народным традициям

и культуре русского народа.

Оборудование: музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты.

Заранее учащимся дается задание – провести поиск материалов по теме “Русские народные духовые инструменты”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

(Вход в класс под русскую народную песню “Светит месяц”).

Музыкальное приветствие “Добрый день!”.

Ребята, под какую песню вы сейчас зашли в класс?

(Под русскую народную песню.)

– А почему вы так решили?

(Услышали звучание русских народных инструментов.)

– Какие инструменты вы услышали?

(Ответы детей.)

– А теперь я проверю, какие еще русские народные инструменты вы знаете.

2. Актуализация знаний.

Слайд 1: Кроссворд “Русские народные инструменты”.

1) Три струны, три угла

Тронешь струны, музыка слышна.

(балалайка)

2) В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская двухрядная.

Заиграет, тронь,

Как зовут ее?

(гармонь)

3) Это инструмент в старину помогал стирать и гладить белье.

(рубель)

4) У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет –

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян

Голосистый мой…

(баян)

5) И щи хлебают,

И “барыню” играют.

(ложки)

6) А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн –

Вышел из волны Нептун.

(гусли)

7) Маленькие деревянные пластинки, способные и сыграть, и распугать.

(трещотка)

8) То стучит, то звенит

Что же это звучит?

(бубен)

– Молодцы! С заданием справились.

3. Постановка проблемы.

– А теперь скажите, на какие группы делятся русские народные инструменты?

Слайд 2.

– А теперь давайте еще раз посмотрите на кроссворд и скажите, к каким группам относятся перечисленные инструменты? Слайд 3

(Ответы детей.)

– С этими группами инструментов мы уже знакомы.

– А какой группы инструментов у нас не было в кроссворде?

(Духовой группы.)

– Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

(Русские народные духовые инструменты.) Слайд 4

– А что вы хотели бы знать об этих инструментах?

(Ответы детей.)

– Итак, у нас появились задачи, которые нужно решить в течение урока.

Слайд 5(На экране задачи)

1) Узнать, какие инструменты входят в состав духовой группы;

2) Научиться различать эти инструменты по внешнему виду и тембру звучания.

4. “Открытие” нового.

Слайд 6. Картина М. В. Нестерова “Лель. Весна”.

Слайд 7

1) – По преданию на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Свирель – русский народный духовой инструмент. Представляет собой простую деревянную дудку с разным количеством игровых отверстий (обычно 6).На одном ее конце есть свистковое устройство в виде “клюва”. Но чаще свирель представлена в виде двух дудок разной длины. Обычно большую держат в правой руке, а малую – в левой. Так один игрок может исполнять двухголосную мелодию.

Изготавливают свирели из орешника, клена или черемухи.

(музыкальный пример игры на свирели)

Слайд 8

2) – О следующем музыкальном инструменте нам расскажут ребята, которые подготовили небольшое сообщение.

Пастух выйдет на лужок,

Заиграет во рожок.

Хорошо пастух играет,

Выговаривает.

Рожок – исконно русский инструмент. Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с 5 игровыми отверстиями сверху и 1 снизу.

Звук у рожка сильный и пронзительный. Использовался пастухами не только в работе, но и на гуляньях, для веселья. Изготавливают рожок из березы, клена или можжевельника.

(фрагмент “Во кузнице”, русская народная плясовая)

Слайд 9

3) – Следующий музыкальный инструмент – жалейка. Как вы думаете, от какого слова произошло его название?

Конечно же, название инструмента Жалейка произошло от корня слов “жалеть”, “жалость”. Жалейка представляет собой деревянную трубку длиной от 10 до 20см. с боковыми отверстиями (от 3 до 7). На нижний конец надет раструб из бересты или коровьего рога. Звук пронзительный, резкий, но жалостливый, плачущий.

(Раструб – плавно расширенный конец основной трубки духового инструмента)

(музыкальный пример игры на жалейке)

Слайд 10

4) Сообщение учащихся.

Свистульки изготавливали в виде птиц, зверей, фантастических существ. Наиболее распространенными были свистульки – птички. В старину их использовали как магический инструмент для отпугивания нечистой силы, в засуху вызывали дождь, в непогоду – тепло и лучи света.

Изготавливали свистульки из глины, дерева, фарфора. Глиняные свистульки сушат, обжигают, а потом раскрашивают. Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы.

(музыкальный пример игры на свистульке)

5. Вокальная работа.

– Какую русскую народную песню мы разучили на прошлом уроке?

(“Как у наших у ворот”.)

Исполнение песни.

– А сейчас мы исполним эту песню в сопровождении инструментов ударной группы.

– Обратите внимание, на партах у вас лежат какие-то предметы. Что это?

(“инструменты”)

– Вы сделали ударные инструменты, т. к. это было ваше домашнее задание. Многие из вас с ним справились. Эти инструменты нам сегодня пригодятся.

– 1 ряд играет на бубнах. Послушайте вашу партию.

Слайд 11 (показ учителем)

× ×

Как у наших у ворот

× ×

Муха песенки поет…

– А теперь вместе со мной.

– 2 ряд играет на ложках. Послушайте вашу партию.

Слайд 12(показ учителем)

× × × ×

Как у наших у ворот

× × × ×

Муха песенки поет…

– А теперь вместе со мной.

– 3 ряд играет на треугольниках. Послушайте вашу партию.

Слайд 13(показ учителем)

× × ×

Как у наших у ворот

× × ×

Муха песенки поет…

– А теперь вместе со мной.

– Соединяем бубны и ложки.

– Добавляем треугольники. Я помогаю треугольникам, т. к. их партия чуть сложнее.

– Это была репетиция, а теперь концертное исполнение. Итак – ансамбль ударных инструментов 4 “А” класса с песней “Как у наших у ворот”.

Слайд 14.

6. Первичное закрепление.

– Из какой же группы инструментов состоял наш оркестр?

(из ударной)

– А какие еще есть группы русских народных инструментов?

(ответы детей)

– Все эти группы инструментов входят в состав оркестра русских народных инструментов, который возник в начале 20 века. Слад 15

Слайд 16.Организатором и руководителем первого оркестра стал Василий Васильевич Андреев. Музыкант, композитор и виртуоз-балалаечник. В 1888 году он создал “Кружок любителей игры на балалайках”, который позднее стал первым оркестром русских народных инструментов.

– Послушайте звучание оркестра русских инструментов (видео фрагмент).

7. Обобщение урока.

– Что нового узнали на уроке?

(Познакомились с новыми инструментами: рожком, свирелью, свистулькой, жалейкой.)

– К какой группе они относятся?

(К духовой группе.)

Слайд 17

– Назовите эти инструменты.

(ответы детей)

– А чем занимались сегодня на уроке?

(ответы детей)

– Посмотрите, какие задачи мы поставили в начале урока. Мы с ними справились?

(ответы детей)

– Молодцы! Вы очень хорошо сегодня работали, все получают “5”. А те, кто сделал инструменты, получают еще одну оценку.

8. Рефлексия.

Слайд 18

– А теперь посмотрите на экран, перед вами незаконченные предложения. Продолжите их.

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Я хотел бы…

9. Домашнее задание.

Слайд 19

– Составить кроссворд на тему: “Инструменты русского народного оркестра”.

– Урок окончен. До свидания.

Выход из класса под русскую народную песню “Калинка”.



Конспект урока на тему “Русские народные инструменты”