Конспект урока литературы для 1 класса “Заюшкина избушка”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребенка – детский сад № 55 “Золотой ключик”

Конспект урока литературы для 1 класса “Заюшкина избушка”

Подготовил воспитатель

Колбина Елена Владимировна

Озерск, 2015

Цель: развитие у детей интереса к театрализованной деятельности, через различные виды кукольного театра (театр “живой руки”, театр марионеток, настольный театр, театр “Петрушки”).

Интеграция образовательных областей: “Коммуникация”, “Социализация”,

“Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”, “Музыка”.

Коммуникация : совершенствовать диалогическую форму речи, расширять словарный запас (“клочки по закоулочкам”, лубяная).

Социализация: Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Учить передавать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.

Чтение художественной литературы: закреплять знание русской народной сказки “Заюшкина Избушка”,

помогать выразительно, с естественными интонациями воспроизводить отрывок из сказки. Обратить внимание детей на оформление книги.

Музыка: развивать интерес к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.

Художественное творчество : вовлекать к просмотру иллюстраций художника Рачева Е. М.

Материал: куклы живой руки, куклы театра “Петрушки”, куклы марионетки, элементы костюмов, макеты домиков, иллюстрация к сказке Рачева Е. М., музыка.

Ход совместной деятельности

Дети заходят в группу, здороваются и знакомятся.

Воспитатель. – Ребята вы любите ходить в театр?

Ответы детей: – Любим.

– В какие театры вы ходили в нашем городе?

Ответы детей: – В кукольный театр “Золотой петушок”, драматический театр.

– Сегодня я вас познакомлю с разными видами театра. И мы будем учиться быть актерами. Что нужно, чтобы быть актерами?

Ответы детей: – Нужны костюмы, герои.

– Сегодня вы сможете быть и актерами и зрителями. Актеры очень хорошо знают свою роль, слова наизусть, говорят громко, выразительно, меняют голос характерно своим героям. А как ведут себя в театре зрители?

Ответы детей: – Тихо, не кричат, внимательно слушают.

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем разыгрывать сказку, а какую вы узнаете по картине. (Показ картины)

Ответы детей: – Это русская народная сказка “Заюшкина избушка”.

Воспитатель. Правильно, это русская народная сказка “Заюшкина избушка”. Давайте, вспомним какие герои в этой сказке?

Ответы детей: – Заяц, лиса, собаки, медведь, петух.

Воспитатель. – Давайте, как актеры, попробуем сказать:

Грустно как зайчик – “Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная; пришла весна избушка у лисы растаяла, попросилась она ко мне погреться и меня и выгнала”;

Хитро, коварно как лиса – “Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам”.

Дети повторяют за воспитателем.

По ситуации объяснить детям значение слов: Лубяная, клочки, закоулочки.

Грубо, медленно как медведь – “О чем заинька плачешь, пойдем, я ее выгоню”;

Смело, громко как петух – “Кукареку, несу косу на плечи, хочу лису посечи, поди лиса вон”.

Дети повторяют за воспитателем.

– Актеры, чтобы показать героев меняют свои движения. Давайте попробуем, как ходит лисичка, как двигается зайчик, медведь, петух.

Дети изображают движения зверей, стараясь передать характер героев.

Воспитатель предлагает детям подойти к домикам “лубяной” и “ледяной”.

Воспитатель: – В каком доме жил заяц?

Ответы детей: – Заяц жил в лубяном доме.

– А какой это Дом лубяной?

По возможности Дети объясняют значение слова.

– В старину деревянный дом называли лубяным. Воспитатель показывает макет деревянной избушки.

– А в какой избушке жила лиса?

Ответы детей: Лиса жила в ледяной избушке.

Воспитатель: – Посмотрите, что я вам приготовила. Это куклы. Куклы из театра “живой руки”. Давайте, все вместе, повторим, как называются куклы.

Дети хором повторяют.

– Сейчас я вам покажу, как действует кукла живой руки.

Воспитатель берет куклу и показывает действия с ней.

– Кем я стала?

Ответы детей: – Лисой.

– И вы так сможете, хотите?

Ответы детей: – Очень хотим.

Воспитатель выбирает двух детей для ролей лисы и зайца; герои проходят в домики.

– А мы с вами становимся зрителями (обращается к остальным детям), присаживаемся на ковер.

Воспитатель: – С каких слов начинается сказка? Давайте вместе со мной начнем сказку.

“Жили – были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Лиса дразнила зайца “У тебя избушка темная, у меня светлая”. Пришла весна, избушка у лисы растаяла, попросилась лиса к зайцу погреться, да и выгнала его.

Воспитатель имитирует, как растаяла избушка.

Дети актеры показывают движения, заяц плача уходит.

Воспитатель: – Понравилось, как играли актеры.

Ответы детей : Понравилось.

– А чем понравилось?

– Что же случилось дальше?

Ответы детей: – “Идет заинька и плачет”.

Воспитатель предлагает детям пройти к театральной ширме (играет музыка).

Воспитатель: – Дети, что вы видите?

Ответы детей: – Это театральная ширма для показа театра.

– Да, это театральная ширма, для показа кукольного театра, а куклы называются театром “Петрушки”, кукла легко надевается на руку и оживает с помощью руки.

Воспитатель выносит кукол на стойке: собак, зайца, лису.

– Каких кукол вы видите?

Ответы детей: – Собака, заяц, лиса.

Воспитатель распределяет роли (роль одной собаки берет на себя).

Воспитатель: – За ширмой видно актеров?

Ответы детей: – Нет не видно актеров.

– А что видно?

Ответы детей: – Только куклы на руке.

– Чтобы играть куклой за ширмой, нужно хорошо владеть голосом, говорить громко, выразительно, двигать куклой (воспитатель показывает детям). Воспитатель выбирает героев и приглашает пройти за ширму, а остальные дети зрители.

Воспитатель: – “Идет заинька и плачет”.

Заяц. Показывает куклу.

Все дети : – “А навстречу ему собаки”.

Собаки: – “О чем заинька плачешь?”

Заяц: – “Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная; пришла весна избушка у лисы растаяла, попросилась она ко мне погреться, меня и выгнала”.

Собаки: – “Пойдем, зайчик, мы ее выгоним. Выходи лиса вон”.

Лиса: – “Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам”.

Воспитатель : – “Испугались собаки и убежали”.

(Дети – актеры выходят из-за ширмы, дети-зрители благодарят аплодисментами).

Воспитатель. – Кто из героев вам понравился?

Ответы детей: – Все.

– Ребята, а какой сюжет сказки мы еще не разыграли? Кого еще встречал заяц? Ответы детей: – Медведя.

– Посмотрите, что я вам еще приготовила. Показывает кукол – марионеток (лиса, заяц, медведь).

– Я расскажу вам об этих театральных куклах. Это куклы марионетки. Давайте повторим хором.

Дети повторяют вместе с воспитателем.

– А вы хотите научиться владеть этими куклами.

Ответы детей: – Очень хотим.

Выбираем актеров.

– Вспомните, как должен говорить медведь, лиса, заяц. Воспитатель предлагает актерам и зрителям занять свои места.

Все дети : – “Идет заинька и плачет”.

Ребенок ведет куклу зайца и всхлипывает.

Все дети: – “А навстречу ему медведь”.

Медведь: – “О чем зайчик плачешь?”

Заяц: – “Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная; пришла весна избушка у лисы растаяла, попросилась она ко мне погреться, меня и выгнала”.

Медведь: – “Пойдем, я ее выгоню”.

Заяц: – ” Не выгонишь. Собаки гнали, гнали, не выгнали. И ты не выгонишь”.

Медведь: – ” А я выгоню (подходит к лисе). Поди, лиса вон”.

Лиса: – “Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам”.

Все дети : – “Испугался медведь и убежал”.

Воспитатель: – Понравилось, как играли актеры?

Ответы детей: – Понравилось.

Воспитатель собирает детей в круг.

Воспитатель : – Какой сюжет сказки мы еще не разыграли?

Ответы детей: – Когда пришел петух.

– Я вам приготовила элементы костюмов, чтобы вы смогли сами стать героями сказки. (Воспитатель выбирает актеров).

– Сколько раз петуху нужно произнести свои слова.

Ответы детей : – Три раза.

Предлагает актерам и зрителям занять свои места.

Воспитатель: – Предлагают разыграть конец сказки.

Воспитатель надевает на актеров шапочки – элементы костюмов.

Драматизация сказки.

Воспитатель: – Ребята, скажите трудно быть актерами?

Ответы детей могут быть разнообразными.

– Почему?

Каждый ребенок высказывает свое мнение.

– Какие виды театров вы сегодня узнали?

Ответы детей: – Театр “живой руки”, театр марионеток, настольный театр, театр “Петрушки”.

При затруднении воспитатель показывает кукол, задает наводящие вопросы.

– Вы сегодня были настоящими актерами (оценка деятельности детей). Я вам приготовила в подарок кукол из настольного театра, с помощью которых вы сможете еще раз разыграть эту сказку.



Конспект урока литературы для 1 класса “Заюшкина избушка” - Школьные сочинения


Конспект урока литературы для 1 класса “Заюшкина избушка”