Конспект урока литературы для 1 класса “Русская народная сказка “Снегурочка”

Занятие. Русская народная сказка “Снегурочка”.

Оборудование: Иллюстрации с персонажами, картинка, на которой есть два разных снеговика.

Задачи:

– развивать слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, воображение;

– формировать умение логически мыслить при решении проблемных задач;

– обогащение словарного запаса детей, как в количественном, так и в качественном отношении, учить звуковому анализу и синтезу в словесных играх;

– совершенствовать зрительное внимание детей, обучая их глубинному, детальному

восприятию предметов, соотношению их частей;

– закреплять умение сравнивать похожие предметы, отличающиеся деталями;

– поддерживать активное использование простых и сложных предлогов при ответах.

Художественное слово:

Русская народная сказка “Снегурочка”.

Загадки про зиму, снег и т. д.

Пословицы, поговорки.

Веселые задачи.

Физкультминутка “Мороз”.

Варианты игровых упражнений:

– “Когда это бывает…”

– “Снеговики”.

– “Кто лишний и почему?”

– Игра “Времена года”.

– Игра “Разные снеговики”.

– “Веселые

задачи”.

Варианты вопросов по сказке:

– Какие времена года описаны в сказке?

– В какое время года появилась Снегурочка?

– Какие отличительные признаки зимы? Весны? Осени?

– Сколько времени длится одно время года?

– Сколько нужно снежных шаров, чтобы слепить снежную бабу?

– А почему не лепят снежного деда? 1

– Какие забавы, зимние игры ты знаешь?

– Нравится ли вам Снегурочка? Почему?

– Что это у нее за имя – Снегурочка? От какого слова? Как ее еще можно назвать?

– Похожа ли Снегурочка на Весну Красну? На Лето Красное? На осень? А на Деда Мороза? Чем? Чем отличается от него?

– Сколько времени прожила Снегурочка у деде с бабой?

– Сказка грустная или веселая? Почему?

– Чему учит эта сказка?

Пословицы.

“Не хлебом единым жив человек?”

“Без детей горе, а с детьми – двое”.

“Всему свое время”.

“Зиме, да лету союзу нету”.

“Зима кончается, весна начинается”.

Варианты игровых упражнений:

“Когда это бывает…”

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает, когда это бывает? (весна)

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят, летят, летят… (осень)

Солнце печет, липа цветет

Рожь поспевает, когда это бывает? (лето)

Дел у меня не мало-

Я белым одеялом всю землю укрываю,

В лед реки убираю, белю поля, дома

Зовут меня… (зима)

“Снеговики”. Рисование по представлению.

В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Один получился большой, другой – поменьше, а третий совсем маленький. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки, глаза из угольков. Стоят снеговики и радуются.

Загадки.

– Меня не растили, из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку

Глаза – угольки, руки – сучки.

Холодная, большая. Кто я такая? (снежная баба)

– По снегу покатите – я подрасту,

На костре согреете – я пропаду. (снежный ком)

– Очень любят Дети холодок в пакете

Холодок, холодок, дай лизнуть тебя разок. (мороженое)

Игра на листочках “Снежные комочки”.

Обведи комочки по точкам, старайся не отрывать карандаш от бумаги. Комочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против нее. Усложнение – нарисуй комочки самостоятельно.

Игра “Времена года”.

Для игры нужны 4 шапочки для Зимы, Весны, Лета, Осени. Если играет группа детей, таких шапочек может быть больше: три для Зимы, три для Весны и т. д. Вместо шапочек можно использовать карточки из цветной бумаги: белый, зеленый, красный, желтый, на которых должны стоять цифры 1, 2, 3 (по числу месяцев в каждом времени года).

Дети встают в круг. Водящий (Старик – годовик) называет месяц, например “Август”. В круг входит ребенок с красной карточкой № 3 и говорит об этом месяце: “Я последний, третий летний месяц”.

Игра “Разные снеговики”.

Взять две картинки с изображением снеговиков. У них разные шапки, разное число пуговиц и другие различия. Рядом поставить зайчика.

Вот зайчишка у реки встал на задних лапках

Перед ним снеговики с метлами и в шапках.

Заяц смотрит, он притих

Лишь морковку гложет

Что же разное у них –

Он понять не может.

Посмотрите на лица снеговиков. Что у них разное? (один снеговик грустный, другой веселый, третий – спокойный; нос у одного длинный, у другого короткий, у третьего – другого цвета). Что у них одинаковое? Сравните их головные уборы? Что у них в руках?

Если игра проводится с группой детей, то можно организовать игру по кругу с фишками за правильный ответ. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.

Веселые задачи.

Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 8 варежек. Сколько детей лепило снежную бабу? (4)

Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом еще одна. Сколько ромашек распустилось? (в декабре цветы не растут)

Бабушка, дедушка и Снегурочка всегда садились за стол ужинать так: справа от окна – дедушка, слева от окна – Снегурочка, спиной к окну – бабушка. Как можно сесть по-другому? Сколько разных вариантов? (6)

Предложите ребенку показать это на наглядном примере.

Ну-ка, сколько всех ребят на горе катаются?

Трое в саночках сидят,

Один (двое, трое) дожидаются.



Конспект урока литературы для 1 класса “Русская народная сказка “Снегурочка” - Сочинения на заданную тему


Конспект урока литературы для 1 класса “Русская народная сказка “Снегурочка”