Конспект урока физики для 7 класса “Молекулы”

Гусева Людмила Александровна,

Учитель физики и информатики МАОУ лицея № 82, г. Нижний Новгород

Методическая разработка урока

Как устроено вещество, или Был ли прав Демокрит?

Физика, 7 класс

Тема урока

Молекулы

Тип урока: открытия нового знания.

Место урока в системе уроков: Урок относится к разделу

Первоначальные сведения о строении вещества

. На изучение темы

Молекулы

по программе Е. М. Гутника, А. В. Перышкина

Физика. 7-9 классы

отводится 1 час. Тема изучается впервые. В 10 классе

при изучении молекулярно-кинетической теории знания по данной теме углубляются, расширяется круг научных понятий.

Опорные знания: вещество, материя, физическое явление, физическое тело, наблюдения, опыты, гипотеза.

Знания, полученные на уроке, будут служить базой для изучения тем

Диффузия

Движение молекул

,

Притяжение и отталкивание молекул

,

Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений

, понятия

диффузия

.

Цель урока: Сформировать представление о строении вещества.

Задачи:

Дидактические:

Дать понятие

о мельчайшей частице вещества – молекуле.

Объяснить изменение объема тела при нагревании.

Сформировать представление о размерах молекул.

Рассмотреть свойства и состав молекул разных веществ.

Развивающие:

Обучить физическим приемам мышления, методам познания.

Развивать умение ставить физические эксперименты.

Развивать эвристическое, творческое и логическое мышление.

Развивать познавательную активность.

Формировать межпредметные связи.

Развивать умения анализировать и делать выводы.

Расширить научный кругозор.

Воспитывающие:

Воспитывать умение логически строить свой ответ.

Формировать учебное сотрудничество.

Формировать научное мировоззрение.

Общеобучающие:

Обучить умению объяснять явления на основе физических знаний.

Формировать умение ставить физический эксперимент и объяснять его.

Продолжить работу по формированию умения работать в группе.

Формировать практические умения при постановке опытов.

Диагностика умений и навыков

К моменту изучения темы

Молекулы

учащиеся владеют терминами

физическое тело

,

физическое явление

,

вещество

,

материя

, знакомы с методами физических исследований, умеют проводить измерения физических величин, умеют делать выводы из опытов.

Методы:

Проблемно-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа, практическая работа.

Ожидаемый результат урока

В результате учебной деятельности на запланированном уроке учащиеся должны освоить понятие

молекула

, представление о строении вещества, умение проводить физический эксперимент для получения новых знаний, умение обобщать и делать выводы.

Основной материал

Строение вещества. Молекула. Размеры молекулы. Расстояние между молекулами состав молекул. Атом.

Оборудование для учителя:

– учебник А. В. Перышкина

Физика.7 класс

, доска, мел, спички.

Оборудование для учащихся

– учебник А. В. Перышкин

Физика, 7 класс

, тетрадь, ручка;

– воздушный шарик, ступа, пестик, кусочки мела, стакан, вода, гуашь, установка для демонстрации расширения тел при нагревании, спиртовка, штатив, спиртовка, колба с подкрашенной жидкостью.

Ход урока

Он выдвинул гипотезу, но как проверить ее правильность? (Поставить эксперимент, наблюдать явления…)

Так поступим и мы с вами – спланируем и проведем эксперимент, чтобы выяснить, был ли прав Демокрит.

Но сначала вспомним:

. (Пишет на доске Ученики записывают в тетрадях).

Приложение 3 +слайд 3)

. Послушайте, как он размышлял о составе вещества (Приложение 3) .

или собственными;

Пользуясь учебником физики, составьте

Паспорт молекулы

.

Деятельность учителя

Психологическое обоснование

I. Организация класса

– Здравствуйте. Сегодня нам с вами предстоит разрешить важную научную проблему. Более 2500 лет назад Демокрит, философ, живший в Древней Греции, задался вопросом:

Из чего состоит вещество?

Создание положительной атмосферы для обучения. Привлечение внимания учеников.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

– Что называется физическим телом? (Все тела которые нас окружают)

Актуализация знаний. Выявление связей.

– Из чего состоят тела? (Из вещества)

Актуализация знаний.

III. Построение проекта выхода из затруднения

– А из чего состоят вещества? (Ученики предполагают, строят гипотезы)

Активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие эвристического мышления.

– Как мы можем определить, какая из ваших догадок верна? (Понаблюдать поставить опыт)

Проблемный вопрос. Связь учебной задачи с изученным материалом.

– Так поступил Демокрит, живший 2500 лет назад. Он предположил, что вещества состоят из мельчайших частиц.

Привлечение внимания учащихся. Подготовка их к получению новых знаний.

– Как вы думаете, что он сделал, чтобы проверить свое предположение? (Поставил эксперимент)

Проблемный вопрос. Связь учебной задачи с изученным материалом.

– Нам сегодня предстоит проделать путь Демокрита – проверить гипотезу на опыте и вывести физический закон.

Подготовка детей к изучению новой темы, постановка цели урока.

Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока:

Как устроении вещество, или Был ли прав Демокрит

Формулировка темы урока.

Запишем нашу гипотезу: (Пишет на доске ученики – в тетрадях).

Гипотеза: все вещества состоят из мельчайших частиц.

Формулировка учебной задачи.

Чтобы проверить гипотезу о строении вещества, организуем 5 рабочих групп. (Ученики делятся на группы)

Организация деятельности учащихся по решению учебной задачи.

IV. Реализация построенного проекта

В каждой группе выберите руководителя, лаборанта, экспериментатора, теоретика, научных сотрудников. (Распределяют роли)

Организация деятельности учащихся по решению учебной задачи.

– Руководители научных групп, пожалуйста, возьмите бланки с заданием. (Приложение 2)

Организация деятельности учащихся.

– Научные сотрудники, запишите на бланке фамилии и должности в вашей группе.

Организация деятельности учащихся.

– На бланках описан эксперимент, который ваша группа будет проводить, чтобы проверить гипотезу о строении вещества. Прочитайте. (Читают)

Организация деятельности учащихся. Восприятие учащимися учебной задачи.

– Лаборанты, получите, пожалуйста, необходимое оборудование для эксперимента. (По очереди берут оборудование)

Организация деятельности учащихся.

– Экспериментаторы проводят эксперимент, пользуясь помощью учителя.

Организация деятельности по решению учебной задачи.

– Научные сотрудники на бланках должны описать:

Действия экспериментатора;

Наблюдаемые явления;

Выводы теоретиков

Организация деятельности учащихся по решению учебной задачи.

– Теоретики основывают результаты эксперимента и делают выводы о строении вещества и его свойствах.

Организация деятельности учащихся по решению учебной задачи.

– Приступайте к работе.

Руководители контролируют ход работы;

Лаборанты собирают установку;

Экспериментаторы проводят опыты;

Теоретики анализируют наблюдения и делают выводы;

Научные сотрудники фиксируют ход эксперимента и выводы теоретиков.

Учебное действие – анализ. Поисковая и практическая деятельность учащихся.

– Группа №1 вы готовы представить результаты? (Группа №1 выходит к доске)

Проверка готовности класса к работе.

– Опишите, какой эксперимент вы проводили, и какие выводы сделали? (Научные сотрудники сдают письменный отчет учителю. Руководители докладывают о результатах эксперимента.)

Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности.

– Молодцы! Вы все хорошо поработали.

Эмоциональная оценка.

– Ваши эксперименты помогли доказать гипотезу?

Анализ результатов деятельности.

– Вот и Демокрит доказал свою гипотезу опытами, и в результате сформулировал теорию о строении вещества – молекулярно-кинетическую теорию. Частицы, из которых состоят вещества, он назвал молекулами.

Учебное действие – обобщение. Вербализация физического явления.

– Запишите в тетрадях: Молекула – это мельчайшая частица вещества.

Теоретическое определение физического понятия.

– Раз молекула – это мельчайшая частица вещества, значит ли это, что молекулу нельзя разделить на более мелкие частицы? (Нет. (Некоторые учащиеся знакомы с понятием атома).

Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

– А почему тогда говорят, что молекула – это мельчайшая частица вещества, а не атом? (Предположения учеников)

Проблемный вопрос. Учебное действие – анализ.

– Дело в том, что молекулы одного и того же вещества одинаковые, а разных веществ – имеют разный состав.

Из одних и тех же атомов можно построить молекулы разных веществ. Например: Молекула кислорода О2 состоит из двух атомов кислорода (рисует на доске) .

Молекула озона О3 состоит из трех атомов кислорода.

Атомы одни и те же, а вещества разные. Поэтому молекула считается мельчайшей частицей вещества.

Переключение внимания учащихся с абстрактных понятий на визуальное восприятие. Учебное действие – сравнение.

Формирование представлений о строении и составе молекул.

– Запишите:

Молекулы одного вещества одинаковы.

Учебное действие – операция абстрагирование.

– Что мы уже знаем о молекулах? (То, что молекула – мельчайшая частица вещества, молекулы одного вещества одинаковы, молекулы не меняют размер.)

Закрепление знаний. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

– Эти знания о молекулах и составляют учение о молекулах – молекулярно-кинетическую теорию.

Учебное действие – обобщение.

– Начертите в тетради таблицу (Приложение 1, слайд 2) . Запишем 1 положение МКТ.

Учебное действие – операция абстрагирование.

Раздает каждому ученику текст поэмы Тита Лукреция Кара

О природе (вещей

Подготовка к зрительному восприятию информации.

– О природе вещей люди задумывались задолго до Демокрита. Сохранилось более древнее сочинение философа Тита Лукреция Кара

О природе вещей

Зрительное и слуховое восприятие информации.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

– Найдите здесь доказательства первого положения МКТ?

Поисковая деятельность учащихся.

VI. Реализация построенного проекта

– А что происходит с телами при нагревании? (Они увеличиваются)

Вербализация зрительных ощущений. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

– Группа №2, объясните на основе МКТ. почему тела при нагревании увеличиваются? (Выступление Группы №2)

Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности.

– Молодцы вы очень наблюдательны.

Эмоциональная оценка.

– Группа №3, справедлив ли вывод группы №2 для вашего опыта? (Выступление группы №3)

Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности.

– Под таблицей запишите:

При нагревании расстояние между молекулами увеличивается, при охлаждении – уменьшается

Перевод экспериментальных действий в теоретическую форму. Учебное действие – абстрагирование.

Запишем 2 положение МКТ: (Приложение 1, слайд 2)

Вербализация физического понятия.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Найдите в поэме Лукреция Кара доказательства второго положения МКТ?

Поисковая деятельность учащихся.

VIII. Реализация построенного проекта

– Группа №4, доказывает ли ваш опыт 2 положение МКТ? (Выступление Группы №4)

Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности.

– Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

Эмоциональная оценка.

IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Запишем 3 положение МКТ: (Приложение 1, слайд 2)

Вербализация физического понятия.

X. Реализация построенного проекта

– Группа №5, расскажите, что вы наблюдали в ходе эксперимента и как взаимодействуют молекулы друг с другом? (Выступление группы №5)

Вербализация физического явления. Теоретический анализ экспериментальной деятельности.

– Все верно.

Подтверждение.

XI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Найдите в поэме Лукреция Кара доказательства третьего положения МКТ?

Ученое действие – анализ, абстрагирование.

XII. Рефлексия учебной деятельности

– Давайте сформулируем наше сегодняшнее открытие. Какова была наша гипотеза? Подтвердилась ли она? Как мы смогли ее подтвердить?

Подведение итогов урока. Акцентирование внимания учащихся на знаниях, полученных на уроке. Учебное действие – обобщение.

– Как вы думаете, насколько это открытие для людей и почему? (Например, люди смогли объяснить многие явления на основе МКТ)

Осознание значимости своей деятельности учащимися. Учебное действие – анализ, обобщение.

– Но почему тогда все физические тела не распадаются на отдельные молекулы, а существуют как единое целое? (Выдвигаются гипотезы)

Природу этого явления мы выясним на следующем уроке. А сейчас – домашнее задание.

Подготовка к восприятию учебного материала на следующих уроках.

XIII этап. Домашнее задание

– Запишите задание на дом:

§7, 8, ? после §;

Заполнить таблицу в тетради примерами из поэмы

О природе вещей

Постановка задачи по закреплению учебного материала для самостоятельного выполнения дома.

Домашнее задание:

§7,8, вопросы;

Выучить записи в тетради

ПАСПОРТ МОЛЕКУЛЫ

ЛАТ. ИМЯ

МЕСТО ОБИТАНИЯ

Из чего состоит вещество или Был ли прав Аристотель?

Гипотеза:

Все вещества состоят из мельчайших частиц.

Основные положения молекулярно-кинетической теории:

Все тела состоят из молекул, между которыми есть промежутки.

Молекулы непрерывно и хаотически движутся.

Молекулы взаимодействуют между собой.

Оформление доски

Самоанализ урока

Использованные материалы

А. В. Перышкин

Физика.7 класс

, М: Дрофа, 2015

Изображения в презентации:

Слайд 1:



Конспект урока физики для 7 класса “Молекулы” - Новые сочинения


Конспект урока физики для 7 класса “Молекулы”