Конспект двух уроков “Глупов и глуповцы под судом сатиры”

По роману М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города”

Урок начинается с обсуждения прочитанного.

– Какое впечатление произвел на вас Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города”?
(- Читалось трудно, многое было неясно.
– Смешно, интересно.
– Многое напоминало сегодняшний день.)

Учитель. Да, отношение к произведению противоречивое, но это не потому, что роман был написан давно (вы отметили, что многие страницы списаны с сегодняшнего дня), а дело в том, что так было всегда со времени выхода “Истории

одного города”.

Оценка романа современниками (сообщение ученика). Это произведение впервые вышло отдельным изданием в 1870 году. До этого книга печаталась в несколько приемов в “Отечественных записках”. Сразу по выходе книги в свет И. С. Тургенев, находившийся тогда в Лондоне, писал Михаилу Евграфовичу: “На днях получил Вашу “Историю одного города”… прочел ее немедленно… Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой, своим злободневным юмором, напоминающим лучшие страницы

Свифта, “История одного города” представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии…”

Но подобное отношение к новому творению Щедрина было далеко не единодушным. Некоторые читатели и критики встретили его более чем прохладно. В апрельском номере журнала “Вестник Европы” за 1871 год появилась критическая статья, посвященная “Истории одного города”, которая называлась “Историческая сатира”. Автор ее рассматривал книгу как сатиру на русскую историю и в этой связи обвинял писателя в самых разных грехах: в “поверхностном знакомстве с историей XVIII века и вообще с историей русского народа”, в “неясности позиции автора”, в “смехе для смеха” и старании “позабавить читателя во что бы то ни стало”, в отсутствии “всякой руководящей идеи”. Одним из главных пунктов обвинения был тезис о глумлении сатирика над народом. Подписана статья была псевдонимом А. Б-ов, за которым скрылся А. С. Суворин – в то время либеральный критик. Салтыкова статья Суворина возмутила и непониманием замысла книги, ее истинной направленности и художественного своеобразия. Он написал официальное письмо в редакцию “Вестника Европы”, в котором объяснил замысел “Истории одного города”. Но “объяснение” автора было положено под сукно и пролежало в архиве ответственного редактора Стасюлевича сорок с лишним лет.

Чем же объяснялась разноголосица мнений по поводу новой сатиры Щедрина? Прежде всего различием в идейных позициях ее читателей. Но немаловажное значение имело и то обстоятельство, что по своей художественной структуре книга была необычной, сложной. Не случайно И. С. Тургенев в своей рецензии назвал ее “странной и замечательной”. Это и в самом деле одно из самых своеобразных произведений русской сатирической литературы.

Беседа по содержанию произведения
1. Город Глупов – город – гротеск.

Необычен и жанр, и герои, необычен сам объект изображения, избранный сатириком. Давно известно, что предметом сатиры должна быть современность… А тут вдруг – история. К тому же история какого-то города Глупова.

– Что же за город привлек внимание писателя? Где был заложен он? Каково место расположения?

“…Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым…”



Конспект двух уроков “Глупов и глуповцы под судом сатиры”