Классный час: “А если просто идет человек?”

Классный час: “А если просто идет человек?”

Цель: Формирование ценностных ориентаций учащихся

Задачи: 1. Формировать у учащихся нравственные качества;

2. Ознакомить учащихся с понятием “эмпатия”;

3. Прививать чувство ответственности за свои поступки;

4. Формировать задатки к самоопределению.

Данный классный час проходит в форме беседы, за основу которой взят рассказ Л. Андреева “В подвале”. В ходе занятия у учащихся формируются навыки ведения диалога; учащиеся практикуются в высказывании своей точки зрения,

а также в ее обосновании. Кроме того, базируясь на основе литературного произведения, занятие позволяет повысить мотивацию школьников к изучению литературы.

Ход занятия

I Вступительное слово учителя

– Далеко вперед сегодня шагнула наука, и в нашу жизнь ворвалось огромное количество новых приспособлений, упрощающих ее. Сегодня мы можем делать все по щелчку. А все ли? Будто перелистывая пальцем на сенсорном экране приложения, перелистываем мы страницы своей жизни. Все стало удобнее. Люди многое приобрели с технологическим прогрессом, но многое и потеряли… Многое и самое важное. Искренность. Эмпатию.

Какое определение вы можете дать слову “искренность”?

– Что такое “эмпатия”?

Эмпатия – это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

– Как вы считаете, нужно ли сегодня нам это качество?

-Мы перестали искренне удивляться, искренне радоваться, искренне ценить, искренне любить и сопереживать. Поменялись ценностные ориентиры. Заблудившись в веке технического прогресса, в веке материальных приоритетов, мы теряем себя.

– Дома вы читали рассказ Л. Андреева “В подвале”. Что подразумевает под собой такое название?

– Кто может оказаться “В подвале”? Застрахован ли каждый из нас от попадания “В подвал”?

– Почему в начале описания главного героя автор долго не дает ему имя, используя личное местоимение?

– Только ли Хижняков виноват в том, что оказался “в подвале” – “на дне жизни”?

– Вызывает ли у вас чувства переживания герой?

– Что или кто мог бы помочь ему выжить?

Необходимые цитаты для обсуждения на данном этапе:

“Раз он увидел во сне что-то веселое и
Засмеялся, но звук получился странный, похожий на подавленное рыдание, и
Было страшно его слушать: где-то в безвестной глубине смеется, не то плачет
Душа, в то время когда тело неподвижно, как у мертвого.”

” И тогда наступало для него самое ужасное: беспощадно
Светлое сознание, что пришел новый день и скоро ему нужно вставать, чтобы
Бороться за жизнь без надежды на победу.
Нужно жить”.

“А день развертывался – широкий, неудержимый, властно зовущий к жизни,
И весь мир начинал двигаться, говорить, работать и думать”

“.У него была жена когда-то, давно, и умерла. Еще дальше в прошлом у
Него были братья и сестры, а еще дальше – нечто смутное и красивое, что он
Называл матерью. И все они умерли, а может быть, кто-нибудь и жив, Но так
Затерян в бесконечном мире, как будто бы умер”.

– Рассказ состоит из двух частей. В первой части центральной фигурой является Хижняков, олицетворяющий собой смерть. Во второй части – новорожденный ребенок, что соответственно отражает жизнь. Как вы думаете почему автор прибег к такому контрасту?

– Что объединяет Наталью Владимировну и Хижнякова? Постигнет ли участь Хижнякова Наталью Владимировну? Как правильно ей нужно поступить? (Жить ради ребенка)

Необходимые цитаты для обсуждения на данном этапе:

“Она шла, и ветер злобно вился вокруг нее и, когда она взошла на мост,
Хищно бросился к ней на грудь и железными когтями впился в холодное лицо.
Побежденный, он с шумом падал с моста, кружился по снежной глади реки и
Снова взмывал вверх, закрывая дорогу трепещущими холодными крыльями”.

“Глубоко снизу на нее взглянул черный матовый глаз – клочок незамерзшей
Воды,- и был его взгляд загадочен и страшен”. (Какой смысл несет в себе данное олицетворение?)

“Она устало сидела на лавке, откинув голову
Назад, и черные глаза ее, сделавшиеся огромными от болезни и страданий,
Светились спокойным блеском, а на бледных губах блуждала Горделивая улыбка Матери”.

“Пальцы его на миг ощутили
Прикосновение чего-то живого, пушистого, как бархат, и такого нежного и
Слабого, что пальцы сделались как будто чужими и тоже нежными”.

“И так, вытянув шеи, бессознательно озаряясь улыбкой странного счастья, стояли они,
Вор, проститутка и одинокий, погибший человек, и эта маленькая жизнь,
Слабая, как огонек в степи, смутно звала их куда-то и что-то обещала,
Красивое, светлое и бессмертное. И гордо глядела на них счастливая мать, а
Вверху, от низкого потолка, тяжелой каменной громадой подымался Дом, и в
Высоких комнатах его бродили богатые, скучающие люди “.

“Пришла ночь. Пришла она черная, злая, как все ночи, и тьмой
Раскинулась по далеким снежным полям, и в страхе застыли одинокие ветви
Деревьев, те, что первые приветствуют восходящее солнце. Слабым огнем
Светильников боролись с ней люди, но, сильная и злая, она опоясывала
Одинокие огни безысходным кругом и мраком наполняла человеческие сердца. И Во многих сердцах потушила она Слабые тлеющие искры”.

Подведение итогов: Мы обсудили сегодня маленький рассказ с очень глубокими проблемами, которые по сей день, к сожалению, находят свое отражение в нашей жизни. Чтобы не оказаться в “подвале” и не позволить оказаться там нашим близким людям, мы с вами должны сохранять в себе самые главные человеческие качества. А акончить нашу беседу мне бы хотелось словами стихотворения Э. Асадова, которое призывает нас оставаться человечными и не безразличными ко всем людям:

Падает снег, падает снег –

Тысячи белых ежат…

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.

Мороз под шагами хрустит, как соль,

Лицо человека – обида и боль,

В зрачках два черных тревожных флажка

Выбросила тоска.

Измена? Мечты ли разбитой звон?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

Случись катастрофа, пожар, беда –

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И “Скорая помощь” тоже.

А если просто: падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?

А если в глазах у него тоска –

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!

И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным…

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!



Классный час: “А если просто идет человек?”