“Капитанская дочка” на уроках литературы

Урок 1. Первая глава романа

Цель. На примере романа А. С. Пушкина “Дубровский” выяснить отношение поэта к русскому бунту; сравнить образы фонвизинского недоросля и пушкинского; понять, какова была атмосфера в доме Гриневых и каково значение образа отца героя в повествовании; развивать умение учащихся анализировать текст, соотносить его с другими произведениями; обсуждение содержания и смысла понятия “честь”; развивать навыки работы со словарями.

Ход урока

I. Вопросы для повторения

1. На фоне какого исторического события разворачивается повествование в романе?

2. Какое произведение Пушкина предшествовало созданию “Капитанской дочки”?

II. Вступительная беседа

– Прежде чем приступить к изучению романа ” Капитанская дочка“, вспомните, в каком другом романе Пушкин изобразил крестьянский бунт? Кто стоял во главе этого бунта?

В романе “Дубровский” Пушкин показал крестьянский бунт, причиной которого стало судебное решение: крестьяне Дубровского должны были перейти во владение к Троекурову. Во главе этого бунта встал молодой Владимир Дубровский.

– Напомню, что Роман “Дубровский” был написан в 1832 году, но не был закончен. Чтобы выяснить, почему, вспомним основные мотивы романа.

Обида, нанесенная дворянину, смерть отца, жажда мести, разбойничья шайка, благородный предводитель разбойников.

– Черты какого литературного направления несут эти мотивы?

Черты романтизма. Есть перекличка с поэмой Байрона “Корсар”.

– Роман (бессмертное произведение) обрывается на том, что Дубровский распускает разбойничью шайку и уезжает за границу. Почему роман прекращен именно на этом месте?

Во-первых, к этому времени Пушкин твердо стоял на реалистических позициях и роман “Дубровский” – это реалистическое произведение. Во-вторых, Дубровский – дворянин. Он не мог быть разбойником и предводителем бунтующих крестьян. Он всего лишь играл эту роль, пока в нем горела жажда мести. Но когда эта роль потеряла смысл, он уходит из разбойничьей среды. Дубровский честен, благороден, великодушен. Эти качества несовместимы с разбоем, бунтом и грабежами.

Вывод. Главная мысль Пушкина состоит в том, что не может честный и благородный дворянин быть на стороне бунтующих крестьян. Понятия дворянской чести несовместимы с разбоем. Запомним эту мысль и перейдем к роману “Капитанская дочка”.

III. Первая глава романа

– Что представляет собой этот роман по своей форме?

Это воспоминания Петра Андреевича Гринева в виде мемуаров, изданные с разрешения его родственников.

– С первых же строк романа мы погружаемся в атмосферу усадьбы провинциального поместного дворянина.

Расскажите о жизни Петруши Гринева до службы в армии. Какое произведение, изученное нами ранее, напоминают нам эти строки? Что общего между фонвизинским недорослем и пушкинским?

Индивидуальное задание учащегося. Первая глава романа напоминает нам комедию Д. И. Фонвизина ” Недоросль“. Петруша Гринев так же, как и Митрофан, бездельничает, лазит на голубятню, с пренебрежением относится к учебе. Его балует маменька. Так же, как у Митрофана, учитель Петруши невежествен. У Митрофана учитель – бывший кучер, у Петруши – бывший парикмахер. Обоим по шестнадцать лет. Но разница в изображении у Фонвизина и Пушкина существенная. Фонвизин смеется и издевается над Митрофаном, его маменькой и учителями, его пьеса – это сатира. В пушкинском же романе то же самое описывается с добрым юмором и мягкой иронией. Кроме того, у Петруши и Митрофана совершенно разные отцы.

– Уточним, что означает литературоведческий термин “ирония”.

Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.

Задание классу. Приведите примеры иронического изображения в первой главе.

Это описание “урока” месье Бопре, во время которого Петруша был “занят делом” – изготавливал бумажный змей из географической карты. “Достижения” в учебе Петруши, когда к двенадцати годам он “выучился русской грамоте и мог со знанием дела толковать о свойствах борзого кобеля”. Это и “несомненные успехи в службе” на постоялом дворе, выразившиеся в неумеренном употреблении пунша и игре на бильярде и т. д.

– Почему, несмотря на столь отрицательные явления, детство Петруши описывается с такой добротой и юмором?

Его описывает сам Гринев спустя много лет, уже в преклонном возрасте. А человеку свойственно вспоминать свое детство с теплотой. Он вспоминает свое детство не с насмешкой, а с улыбкой.

– С какого момента судьба Петруши переменилась?

С того момента, когда отец решил отправить его на военную службу.

Индивидуальное задание учащегося. Рассказать о службе молодых дворян во времена Екатерины Второй.

– Теперь самое время обратиться к эпиграфам, данным Пушкиным к 1-й главе и ко всему роману.

Какой эпиграф дан к 1-й главе? Как он соотносится с содержанием главы? Почему заканчивается словами: “Да кто его отец?”

Что мы узнаем об отце Гринева с первых же строк романа? Кто такой Миних и какое значение имеет упоминание его имени в романе?

Индивидуальное задание учащегося. Подготовить сообщение о Минихе.

Бурхард Христофор Миних (1683-1767), полководец, политический деятель. В 1741 г. сослан императрицей Елизаветой Петровной в Сибирь. Возвращен из ссылки Петром Третьим, которому остался верен во время дворцового переворота 1762 г., возведшего на престол Екатерину Вторую.

Таким образом, отец Гринева оказался в отставке, потому что не хотел нарушить данную им присягу. Потому-то отец с таким раздражением и волнением читает Придворный календарь, в котором указываются награды и чины тех, с кем когда-то служил и кто присягнул на верность новой императрице. Эпиграфом Пушкин заостряет наше внимание на важнейшем вопросе, поднимаемом в повести.

– Как вы понимаете пословицу: “Береги честь смолоду”? Где в первой главе она звучит?

ВЫВОД. В романе “Капитанская дочка” главным вопросом будет вопрос чести и ее сохранения.

IV. Понятие “честь” в повести

Но как же поначалу понимает слово “честь” юный Петруша Гринев? Для того чтобы нам в этом разобраться, выясним значение этого слова по словарю С. И. Ожегова и словарю В. И. Даля.

Индивидуальное задание учащегося

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова:

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.

2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.

3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь.

4. Почет, уважение. Воздать честь.

“Толковый словарь живого великорусского языка” В. И. Даля:

1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.

2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

3. Высокое звание, чин.

4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.

5. Оказание почтения, почета.

– В каких значениях понимает Петруша слово “честь” в начале романа?

В четвертом значении у Ожегова и во втором, третьем, четвертом, пятом у Даля.

– Какими примерами из первой главы можно это подтвердить?

Представление о службе как о парадах, увеселении, оказываемом почете. Уплата долга за проигрыш в бильярд. Грубое обращение с Савельичем, стремление настоять на своем.

ВЫВОД. Мы видим, что такое понятие, как честь, Петруша Гринев воспринимает поверхностно, оно еще у него не сформировано.

– Но можно ли уже в первой главе увидеть признаки того, что это не является нравственной основой его характера, что по своей натуре он добрый и сердечный человек?

Да, это чувство вины, испытываемое Петрушей после ссоры с Савельичем, внутреннее осознание своей неправоты. Петруша после этого находит в себе силы попросить прощения у слуги.

– Но почему же Петруша так груб и своеволен на постоялом дворе, ведь раньше такого за ним не водилось?

Он хочет ощутить себя взрослым, вырваться из-под опеки, сделать что-то по своей воле: “Но я хотел вырваться на волю и доказать, что я уже не ребенок”.

V. Итог урока

– Какая главная нравственная проблема поднята Пушкиным в романе “Капитанская дочка”? Сколько голосов звучит в повествовании?

В романе словно звучат два голоса: юного Петруши и умудренного годами Петра Андреевича Гринева. В этом состоит одна из художественных особенностей произведения.

VI. Домашнее задание

1. Дочитать роман до конца.

2. Задание по вариантам: 1-й вариант – проанализировать поведение и поступки Гринева.

2-й вариант – проанализировать поведение и поступки Швабрина по вопросам:

– отношение к семье Мироновых;

– поведение на поединке;

– поведение во время захвата Белогорской крепости пугачевцами;

– отношение к Маше Мироновой;

– поведение c Пугачевым.

Индивидуальные задания

1. Рассказать о жизни Гринева в Белогорской крепости и о том, какова была сама крепость, как проходила служба, кто в крепости был подлинным хозяином.

2. Сравнить эпизод дарения заячьего тулупчика и эпизод уплаты долга за проигрыш. Что общего и в чем различие?

Урок 2. Развитие характера главного героя. Гринев и Швабрин

Цель. Проследить дальнейшее развитие характера героя; обучение сравнительной характеристики героев; развитие у учащихся навыков работы по вариантам; дать понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе; воспитание в школьниках таких понятий, как честь и достоинство.

Ход урока

У нас ведь все от Пушкина.
( Ф. М. Достоевский)

I. Одной из целей нашего урока будет проследить по роману, как развивается личность Петра Гринева. По ходу нашего урока мы составим схему взросления главного героя.

В течение урока вычерчивается в тетрадях и на доске следующая схема:

6) Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

5) Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.

4) Отказ присягнуть бунтовщику.

3) Поединок за честь девушки.

2) Благодарность за спасение.

1) Уплата долга за проигрыш.

Вопрос для повторения. Каким предстал перед нами Петруша Гринев в первой главе?

Молодой, неопытный и наивный, он страстно хочет повзрослеть, но для этого он часто выбирает не те способы: игра на бильярде, пьянство, дерзость с Савельичем. Но в душе он добр и стыдится плохих поступков, которые совершает по неопытности.

– Вы сказали, что герой страстно хочет повзрослеть. Но что означает “быть взрослым”? Как вы понимаете это выражение?

Это значит быть самостоятельным, уметь принимать серьезные решения, отвечать за себя и за других, уметь анализировать свои поступки и давать им свою оценку.

– Обладает ли Петруша в полной мере набором этих качеств?

Нет. Хотя он уже способен осознать свою вину и признать ее, он еще не может принимать самостоятельных решений, противостоять дурному влиянию. Это подтверждает случай на постоялом дворе.

– Проследим за дальнейшими поступками Гринева. Почему герой со своими спутниками попадает в буран?

Он легкомысленно надеется на авось, не слушает советов опытного человека. В этом снова проявляется его своеволие, желание настоять на своем.

– Как путникам удалось выбраться из бурана? Как он отблагодарил своего спасителя?

Индивидуальное задание учащегося. Сравните эпизод дарения заячьего тулупчика с эпизодом из первой главы, когда Гринев заплатил долг за проигрыш Зурину. В чем сходство и различие этих эпизодов?

Сходство в том, что и в том, и в другом случае Гринев отдает долг другому человеку, требуя необходимое у Савельича. В обоих случаях Савельич возмущен убытком, ворчит и возражает.

Различие в том, что в первом случае Петруше стыдно за свое поведение, он раскаивается и просит прощения. Во втором – нет, потому что во втором случае он не швыряет деньги на ветер, а благодарит за оказанную услугу. Он платит добром за добро. В этот раз он поступает вполне осознанно, как честный человек.

ВЫВОД. Этот поступок Гринева соотносится с понятиями чести. Он честно благодарит за спасение, и это ставит его на ступень выше по сравнению с предыдущим поступком, что дает ему право не обращать внимания на возражения Савельича.

II. Индивидуальное задание

– Расскажите о жизни Гринева в Белогорской крепости. Что представляет собой эта крепость, такая ли она, какой представлял себе герой? Как проходила служба в крепости? Кто по-настоящему был в ней командиром? Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова?

(Ответ учащегося.)

ВЫВОД. В Белогорской крепости царит теплая семейная атмосфера, солдаты и командиры с теплотой относятся друг к другу, нет официальщины. Вся крепость словно большая семья. Петр полюбил этих людей, ничего другого себе не желая. Пушкин с теплотой и нежностью пишет об отношениях этих людей, и здесь проводится одна из самых дорогих Пушкину идей – мысль семейная. Обратите теперь внимание на эпиграф к нашему уроку. Почему Достоевский так сказал? Потому что в творчестве Пушкина заложены традиции, которые впоследствии получат развитие в русской литературе XIX века. В частности, мысль семейная станет одной из основных мыслей в творчестве Л. Н. Толстого.

III. – Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем?

Алексей Иванович Швабрин. Он единственный из обитателей крепости говорит по-французски, его разговор остер и занимателен. Он образован, служил в Петербурге в гвардии, переведен в Белогорскую крепость за дуэль.

– Почему Швабрин, поначалу понравившийся Гриневу, постепенно стал вызывать у него неприятие?

Он плохо отзывается о семействе капитана Миронова, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом свете выставил Машу. Все эти люди стали дороги Гриневу, и ему неприятно было слушать о них плохое.

Работа по вариантам

– Как соотносятся друг с другом Гринев и Швабрин в системе персонажей?

Они противопоставлены.

– Сейчас мы составим сравнительную таблицу поступков Гринева и Швабрина и посмотрим, как поступки одного и другого соотносятся с понятиями чести.

Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина

Общее. Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.

Разное


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

“Капитанская дочка” на уроках литературы - Школьные сочинения


“Капитанская дочка” на уроках литературы