Играем в сказку

Материалы к игре (с комментариями зрителей)

Игра прочно заняла свое место на школьных уроках литературы. Как правило, играют две (или три) команды – играют с удовольствием, азартом. Но что при этом делают зрители? Мы предлагаем вашему вниманию игру “Что за прелесть эти сказки!”, комментарии к которой написали сами зрители (тоже школьники, которые не вошли в команды). Участие в игре принимали ученики двух московских школ: гимназии № 1514 и НОУ “СОШ “Виктория””. Сидевшие в зале получили задание: написать репортаж с места событий, взять интервью у любого участ­ника или подготовить заметки для газеты, посвященной игре, сделать фотографии. Так что зрители стали участниками, преобразившись в журналистов и фотокорреспондентов.

Что же вынесли из проведенной игры мы, взрослые? Лишний раз получили подтверждение известной истины – то, в чем Дети активно участвуют, приносит значительно больший результат. Учащиеся повторили тексты изученных литературных произведений, освоили новые умения (как знать, быть может, кто-то из них станет поэтом или актером?). Это можно было делать и на уроках, но как воспроизвести ту атмосферу творчества, сопричастности, эмоционального подъема, которую видишь только у состязающихся друг с другом детей?

Еще одним важным моментом было то, что в игре участвовали ученики двух школ, причем не в качестве соперников, а в качестве партнеров. Это позволило и подружить детей, и помочь им наладить новые контакты (что, конечно, пригодится им во взрослой жизни), и чуть пристальнее посмотреть на себя со стороны (а действительно ли мы так хороши, как о себе думаем?). Хочется надеяться, что эта игра – только начало нашего долгого сотрудничества. Ну а если приведенные методические разработки помогут кому-то провести что-то похожее, мы будем только рады.

Ведущий. Мы рады вас приветствовать на филологической игре, посвященной авторским сказкам. Сегодня вам потребуется знание следующих сказок: А. С. Пушкин. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”; Х. К. Андерсен. “Снежная королева”, “Гадкий утенок”, “Стойкий оловянный солдатик”; А. Погорельский. “Черная курица, или Подземные жители”; Ю. К. Олеша “Три Толстяка”.

Первый гейм. “Разминка”

Вопросы для первой команды

1. В каком городе и какой его части происходят события сказки Антония Погорельского “Черная курица”?

(“Лет сорок тому назад, в Петербурге, на Васильевском острове…”)

2. Назовите имя пса, охранявшего Дом семи богатырей в сказке А. Пушкина “Сказка о мертвой царевне”.

(Соколко.)

3. Какое приданое дает царь молодой царевне к свадьбе с королевичем Елисеем в сказке Пушкина?

(Семь торговых городов да сто сорок теремов.)

4. Три Толстяка в сказке Юрия Олеши говорили, что могут купить все, что захотят. Первому Толстяку принадлежал весь хлеб, второму весь уголь. Что принадлежало третьему?

(Железо.)

5. Как переводится имя Тутти из сказки “Три Толстяка”?

(“Разлученный”.)

6. В сказке Андерсена “Снежная королева”, по словам бабушки, “окошки в домах покрываются зимой ледяными узорами, словно цветами”. Как бабушка это объясняет?

(Часто по ночам Снежная королева пролетает по городским улицам и заглядывает в окошки.)

7. В сказке Андерсена “Гадкий утенок” герой попадает в избушку, где живет старушка с котом и курицей. Однажды курица говорит утенку: “Я желаю тебе добра, потому-то и браню тебя – так всегда узнаются…” Кто так узнается?

(Истинные друзья. “Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья!”)

Вопросы для второй команды

1. Назовите имя “сердитой и бранчливой” кухарки из сказки А. Погорельского “Черная курица”.

(Тринушка.)

2. Отчего умерла злая мачеха в “Сказке о мертвой царевне”?

(“Тут ее тоска взяла, // И царица умерла” – от тоски, от зависти.)

3. Вспомните, как называет рассказчик злую мачеху в “Сказке о мертвой царевне”, выражая свое отношение к ней.

(“Черт ли сладит с бабой гневной”.)

4. В сказке “Три Толстяка” много неожиданных сравнений. Вспомните одно из них. “Женщина уронила толстую кошку. Кошка шлепнулась, как…” Как что?

(Как сырое тесто.)

5. Как переводится имя Суок из сказки Юрия Олеши?

(“Вся жизнь”.)

6. В сказке “Снежная королева” Герда попадает в плен к разбойникам. Кто рассказывает ей о том, что Кая унесла Снежная королева?

(Лесные голуби, тоже пленники маленькой разбойницы.)

7. Одна из сказок Андерсена начинается так: “Было когда-то двадцать пять оловянных солдатиков, родных братьев по матери – …ну, прелесть что за солдаты!” А кто был матерью этих солдатиков?

(Старая оловянная ложка.)

Вопросы для третьей команды

1. Какой запрет нарушает Алеша в сказке “Черная курица”?

(Сохранить тайну о подземном народе.)

2. Кто рассказывает королевичу Елисею о том, где находится его невеста?

(Ветер.)

3. В черновом варианте “Сказки о мертвой царевне” Пушкин писал:

В ручку яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Кожу только прокусила
И ломотик проглотила.

Как звучит окончательный вариант?

В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла… (Продолжите.)

(Потихоньку прокусила // И кусочек проглотила.)

4. Сколько наук изучил доктор Гаспар Арнери из сказки “Три Толстяка”?

(Около ста.)

5. Кто рассказывает канатоходцу Тибулу о подземном ходе во Дворец Толстяков?

(Продавец воздушных шаров.)

6. В сказке “Снежная королева” северный олень просит финку дать Герде силу двенадцати богатырей. Но финка говорит: “Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила?.. Ее сила – в…” В чем сила Герды?

(“Ее сила – в ее сердце, в ее милом, невинном детском сердце”.)

7. Назовите персонажа двух сказок Андерсена (“Снежная королева” и “Стойкий оловянный солдатик”), из-за которого происходят трагические события.

(Тролль.)

Второй гейм. “Черный ящик”

Задание для первой команды

Внесите, пожалуйста, черный ящик. В этом ящике находится предмет, который стал причиной смерти двух персонажей известной вам сказки. За одну минуту обсуждения вы должны найти правильный ответ. Что за таинственный предмет находится в черном ящике?

(Яблочко. Именно оно стало причиной смерти Царевны и Соколко в сказке Пушкина.

…Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…
Но… Напоено
Было ядом, знать, оно.)

Задание для второй команды

Внесите, пожалуйста, черный ящик. В этом ящике находится предмет, который обладал волшебными функциями и дарил своему владельцу знания в любой школьной дисциплине. За одну минуту вы должны найти правильный ответ. Что за таинственный предмет находится в черном ящике?

(Конопляное семечко. “Я бы желал, – сказал Алеша, – чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой.

– Не думал я, что ты такой ленивец, – отвечал король, покачав головою. – Но делать нечего, я должен исполнить свое обещание.

Он махнул рукою, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко”.)

Задание для третьей команды

Внесите, пожалуйста, черный ящик. В этом ящике находится предмет, который использует одна из героинь сказки, чтобы написать на нем послание для другой героини. Хочется сказать, что вообще на этом никто из вас никогда не писал. Он для письма не предназначен.

(Это сушеная рыба. “Ах вы, бедняги! – сказала лапландка. – Долгий же вам еще предстоит путь!.. Я напишу несколько слов на сушеной треске – бумаги у меня нет, – а вы отнесете ее одной финке, которая живет в тех местах и лучше моего сумеет научить вас, что надо делать”.)

Третий гейм. “Волшебная сказка”

Ведущий. Сказки читают не только дети, но и взрослые. Замечательный русский филолог В. Я. Пропп долгие годы изучал Мифы и сказки разных народов. Им написаны известнейшие книги “Морфология сказки” и “Исторические корни волшебной сказки”. В них он называет признаки волшебной сказки. Вам предстоит за пять минут, основываясь на положениях работ Проппа, доказать, что предложенные вам сказки – волшебные. (В этом и следующем геймах предлагаются сказки А. С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне”, Х. К. Андерсена “Снежная королева”, А. Погорельского “Черная курица”.)

Признаки волшебной сказки (по Проппу)

1. В сказке существуют два мира: реальный и волшебный, грань между которыми преодолевает герой. Назовите эти миры в вашей сказке.

2. В волшебной сказке есть мотив пути, путешествия, в ходе которого герой преодолевает препят­ствия или проходит испытания. Кто из героев вашей сказки отправляется в путешествие?

3. В волшебной сказке герою часто сопутствует и помогает волшебный помощник. Есть ли он (они) в вашей сказке?

4. Часто в сказке герой получает в дар волшебный предмет. Есть ли такой волшебный предмет в вашей сказке?

5. В сказке часто используется мотив временной смерти или сна, подобного смерти. Есть ли этот мотив в вашей сказке?

Четвертый гейм. “Подражание хокку”

Ведущий. Хокку, или хайку, – это лирическое стихотворение, родившееся в Японии. Оно представляет собой нерифмованное трехстишие (5-7-5 слогов). Хокку изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном единстве на фоне круговорота времен года.

На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
(Басе)

А эти подражания хокку сочинили современные школьники.

Вот пример “хокку” на сюжет популярного произведения И. С. Тургенева:

Немой самурай
Грустно глядит на воду.
Приказ исполнен.

Или “хокку” на сюжет сказки А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”:

Сад из алых роз
Лишь маленькому принцу
Откроет любовь.

Задание. Напишите хокку на сюжет одной из сказок.

Вот что получилось у наших игроков.

Яблоко как яд.
Царевна надкусила.
Пришла смерть как сон.

Снега царица
Весь мир заморозила.
Зима холодна.

Не сможет царица
Снега, ветров и вихрей
Кая украсть!

Холодный ум
Слабее любви
И горячего сердца.

В хрустальном гробу
Царевна уснувшая
Ждет Елисея.

Пятый гейм. “Театральный”

Задание. Вам дается фрагмент текста из сказки. За пять минут вы должны распределить роли, подготовиться и разыграть эти отрывки на сцене.

Текст для первой команды

Действующие лица: Рассказчик, Северный олень, Герда, Маленькая разбойница.

“Северный олень подпрыгнул от радости. Маленькая разбойница посадила на него Герду, крепко привязала ее ради осторожности и подсунула под нее мягкую подушечку, чтобы ей удобнее было сидеть.

– Так и быть, – сказала она, – возьми назад свои меховые сапожки – ведь будет холодно! А муфту я оставлю себе, больно она хороша! Но мерзнуть я тебе не дам: вот огромные матушкины рукавицы, они будут тебе до локтей!

Герда плакала от радости.

– Терпеть не могу, когда хнычут! – сказала маленькая разбойница. – Теперь тебе надо смотреть весело! Вот тебе два хлеба и окорок, чтобы не умерла с голоду!

Герда протянула маленькой разбойнице руки в огромных рукавицах. Северный олень пустился во всю прыть по лесу, по болотам и степям.

– Вот мое родное северное сияние! – сказал олень. – Гляди, как горит.

И он побежал дальше, не останавливаясь ни днем, ни ночью”.

Текст для второй команды

Действующие лица: Рассказчик, Ветер, королевич Елисей, Царевна.

Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз…
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”
…И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно.

Текст для третьей команды

Действующие лица: Рассказчик, Воспитатель наследника Тутти, Тутти, три незнакомца.

“Вы уже знаете, что воспитатели наследника Тутти не отличались храбростью. Поэтому, когда в спальне наследника скрипнула дверь, блеснул свет и мелькнули три таинственные фигуры, дежурный воспитатель спрятался в кресле. Три фигуры подошли к кровати наследника.

– Спит, – раздался шепот.

– Тсс!..

– Итак, действуйте.

Что-то звякнуло.

– Куда вливать?

– В ухо.

– Он спит, положив голову на щеку. Это как раз удобно. Лейте в ухо…

– Только осторожно. По капельке.

– Иначе мальчик проснется точно от прикосновения льда.

– Три, четыре, пять, шесть… – отсчитывал чей-то голос быстрым шепотом.

– Теперь он будет спать три дня непробудным сном.

– А то, пожалуй, он начал бы плакать, топать ногами, и Три Толстяка простили бы девчонку и даровали ей жизнь…

Три незнакомца исчезли”.

В Финале игры – подведение итогов и награждение победителей. А вот какими оказались мнения зрителей.

“В нашей школе проходила сказочная викторина. Точнее, викторина была самая настоящая, а вот вопросы были по сказкам. Все началось с деления на команды: участник запускал руку в мешок и вытягивал жребий – в какой команде ему играть.

В первом гейме был блицопрос. Команда получала на размышление десять секунд, и, если она не давала правильного ответа, ход переходил к противникам. За ходом игры внимательно наблюдали фоторепортеры. Стараясь лучше передать эмоции игроков, один из них снимал даже лежа на полу. Хотя, может быть, он просто устал.

Второй гейм начался с выноса “черных ящиков”. Каждая команда получила свой ящик и загадку, ответ на которую лежал внутри. Самым сложным мне показался вопрос про фрукт, который погубил двух персонажей из сказки Пушкина, но ребята справились: в ящике действительно оказалось яблоко. По сказке, оно было отравлено, и никто не рискнул его попробовать.

Конкурс следовал за конкурсом, участникам и болельщикам было очень весело. Побольше бы таких викторин!”

Сережа Гудков

“Пятым в викторине был театральный конкурс. Синяя команда представила отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”. Актеры сыграли хорошо, но зрителям больше всего понравился Андрей Курбатов, который исполнял роль Ветра.

Красной команде достался отрывок из “Снежной королевы”, в котором Маленькая разбойница отдавала оленя Герде. По реакции зрителей было понятно, что образ Оленя, сыгранный Анисимовым Артемом, пришелся всем по душе.

Сцену из романа Ю. Олеши “Три Толстяка” показала желтая команда. В ней три человека входят в спальню наследника Тутти. И опять лучше всех вжился в роль исполнитель второстепенного героя – воспитателя Тутти.

В целом театральный конкурс прошел ярко и интересно!”

Даня Жильцов


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Играем в сказку - Школьные сочинения


Играем в сказку