Формирование психологического здоровья и здорового образа жизни средствами туризма и краеведения

При трансформации украинского общества особую значимость приобретают вопросы формирования человеком новых жизненных стратегий, компетентности, усиление гибкости и мобильности социального поведения. Чем мощнее жизненный ресурс человека, чем шире его социальные возможности, тем легче ему преодолеть кризисные настроения, овладеть конструктивно-преобразующей позицией. Однако на фоне общественных неурядиц, нестабильности повседневных условий жизни и труда приспособления к ним, формирования самодостаточной, цельной и внешне и внутренне

гармоничной личности является весьма сложной задачей.

Современный мир через свою сложность, динамичность и противоречивость создает разнообразные проблемы для человека и властно вторгается в его личностное пространство. Социально-технологический прогресс приводит к росту негативного воздействия на личность информационных потоков, увеличение повседневных физических и психологических нагрузок, обострение экзистенционального чувство страха, неуверенности, растерянности и разочарования. Все это негативно сказывается на здоровье человека в целом и на психическом здоровье частности. Учитывая то, что человеческая

жизнь является высшей общественной ценностью, перед человечеством встает ряд важных задач, среди которых важнейшим является решение проблемы сохранения здоровья человека, причем не только физического, но и психического.

Сохранение физического и психического здоровья личности, в частности подрастающего поколения – одна из важнейших задач нашего общества и, прежде всего, системы образования.

У школьников психическое здоровье – это сбалансированность внутренних (когнитивных, эмоциональных, физиологических) и внешних факторов (требования социального окружения, соответствие стиля обучения стиля обучения и воспитания). Эксперты Всемирной организации здравоохранения на основе анализа результатов многочисленных исследований в разных странах уверенно довели, что нарушения психического здоровья чаще наблюдается у детей, страдающих от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Здоровье детей и подростков – основа здоровья нации. Состояние здоровья детей и подростков относится к важным медико-социальных проблем, потому что от него зависит будущее государства, его трудовой и интеллектуальный

Потенциал. Статистические данные свидетельствуют о росте за последние 10 лет заболеваний среди детей Украины на 20%.

Здоровье – это то без чего человек не может быть счастливым. Культура здоровья формируется путем целенаправленной напряженной работы над собой и приобретением знаний. Это знание здорового образа жизни.

В философском понимании образ жизни – это синтетическая характеристика совокупности типичных видов жизнедеятельности людей в сочетании с условиями жизни общества. Образ жизни охватывает все сферы общества: труд и быт, общественную жизнь и культуру, поведение (стиль жизни) людей и их духовные ценности. То есть, поведение или стиль жизни, является одним из важнейших элементов образа жизни в целом.

Школа – это жизненное пространство человека, в котором она находится около 70% своего времени, поэтому именно школа должна давать знания и умения организовывать жизнь, беречь и улучшать здоровье ребенка. При этом нужно учитывать социально-экономические, климатические и другие региональные и индивидуальные особенности, в которых воспитывается ребенок.

Поэтому еще в 2005 году в нашем учебном заведении возникла необходимость в создании таких условий в которых школьники смогли получить знания и умения о здоровом образе жизни, повышали самооценку и смогли постоянно развивать качества психологически здоровой личности. Все эти требования очень удачно реализует школьный туристический клуб “Горизонт”.

Именно туризм способствует снижению усталости и повышению работоспособности учащихся. Кроме этого, при правильном подборе средств и оптимального двигательного нагрузки, они служат укреплению здоровья учащихся, формированию у них жизненно важных двигательных навыков и умений, воспитывает дисциплину, ответственность, формирует основы здорового образа жизни.

Во время занятий в нашем туристическом клубе перед воспитанниками возникают следуя цели и задачи – это воспитание позитивной жизненной позиции; необходимых в наше время таких психических качеств как – стресостойкисть, умение преодолевать трудности и невзгоды, воспитание смелости, решительности, силы воли; общительности, интереса к людей, уважения к ним; любви к свободе, стремление к независимости, самостоятельности. Реализация данной цели происходит в процессе развития у учащихся умения анализировать свои поступки, оценивать действия товарищей, стремиться к самопознанию, самовоспитанию.

Детско-юношеский туризм – это массовое движение детей и юношества с целью всестороннего развития и активного познания окружающего мира и самих себя средствами туристско-краеведческой деятельности. В свою очередь, туристская краеведческая деятельность – это комплексное средство гармоничного развития подростков и юношества, активного познания и доступного улучшения окружающего мира и самих себя, а это здоровье молодежи.

Туристско-краеведческая деятельность органично вошла в учебно-воспитательный процесс нашего учебного заведения. Она выполняет три основные функции: оздоровительно-спортивные, воспитательно-развивающую, образовательно-познавательную. Каждому функциональный компонент несет в себе конкретные цели.

Оздоровительно-спортивная функция туристско-краеведческой деятельности имеет целью совершенствование физического развития молодого поколения. Нагрузка, которые получает организм в походе, равномерно распределены во времени, чередование их с отдыхом и постепенный рост положительно влияет на физическое состояние человека. Круглосуточное пребывание на воздухе, ночлег в палатках способствуют закаливанию организма. Как правило, люди, систематически занимающиеся туризмом, практически не болеют простудными заболеваниями. Туризм приучает к зрительному образу жизни и способствует формированию прикладных умений и навыков: ориентироваться на местности, преодолевать естественные препятствия, организовать быт в любом природном окружении.

Все это формируется только в походах. Движение с рюкзаком способствует развитию выносливости, силы, координации, ловкости и т. п..

Цель Воспитательно-развивающей функции туристско-краеведческой деятельности можно сформулировать так: воспитание альтруистической жизненной позиции; устойчивости, умение преодолевать трудности и невзгоды, воспитание смелости, решительности, силы воли; общительности, интереса к людям, уважения к ним; любви к свободе, стремление к независимости, самостоятельности. Реализация данной цели происходит в процессе развития у учащихся умения анализировать свои поступки, оценивать действия товарищей, стремиться к самопознанию, самовоспитанию.

Образовательно-познавательная функция туристско-краеведческой деятельности реализуется в процессе овладения учащимися природной и социальной среды. Разновидности маршрутов и районов путешествий способствуют удовлетворению таких потребностей подростков, как потребность в новизне, познании. Непосредственное восприятие окружающей среды в процессе туристско-краеведческой деятельности конкретизирует, дополняет и систематизирует знания учащихся.

Досуг молодежи – важная сфера развития личности, это деятельность в свободное время, благодаря которой человек удовлетворяет свои физические и духовные потребности. Однако далеко не всегда и не все подростки умеют разумно распоряжаться своим свободным временем, использовать его для своего полноценного развития.

Объем свободного времени у детей и юношества сегодня значительно превышает объем учебной и трудовой деятельности. Поэтому общество не должно быть пассивным до того, чем заполняется жизни детей и подростков.

Подростковый возраст является наиболее благоприятным в становлении характера человека. Этот возрастной период характеризуется заостренной эмоциональностью, открытием морально-духовного “Я”, поиском своего места в мире, возможностью оценивать мотивы собственных решений и поступков.

Подростковому возрасту всегда было присуще желание увидеть мир, стремление к новому, необычному, к самоутверждению – именно того ждет и ищет и современная молодежь. Однообразие современной жизни не дает много впечатлений. Не решает этих задач и пассивный экскурсионный туризм. Поэтому детей всегда привлекали и привлекают прогулки по лесу, туристские походы, наполненные романтикой, приключениями и открытиями, пусть маленькими. Занятия любым видом активного туризма реализуют потребность подростков в общении, романтике, испытании себя, в риске. В туризме заложены широкие возможности воспитания, повышения культурного, образовательного и интеллектуального уровня детей и молодежи. Он расширяет кругозор, обогащает жизнь, является лучшим средством познания красоты природы, экологического и эстетического воспитания.

Туризм – это один из видов активного отдыха, в котором сочетаются познавательные, спортивно-оздоровительные то развлекательные цели. Основа достижения этих целей – туристическое путешествие, поход, во время которых человек удовлетворяет свои самые актуальные потребности: общение, спортивное совершенствование, двигательную активность, эстетическое развитие.

Параллельно происходит формирования коллектива. Важно распределить обязанности с учетом желаний и индивидуальных особенностей и дать возможность каждому ребенку попробовать себя в роли лидера. Это может быть лидер группы или лидер определенного дела. В течение года каждый из членов группы бывает лидером, постоянно проходит перераспределение и коррекция обязанностей. Таким образом к лидерству привлекаются все.

Благодаря работе нашего туристического клуба много детей нашей школы смогли себя самореализовать, повысили самооценку, стали целенаправленными. Очень часто именно в туристические кружки приходят Дети, которые не смогли себя проявить, представить в других видах деятельности, имеющих проблемы в обучении и в дисциплине. И именно в туризме они могут себя проявить, потому что во время походов, соревнований на каждого участника возлагается большая ответственность. Дети это понимают, поэтому при таких обстоятельствах чувствуют себя нужными и важными для окружающих.

В походе проверяется весь комплекс моральных, волевых и физических качеств. Юные путешественники закаляются во время преодоления трудностей, неожиданных препятствий, когда нужно быстро принять решение, проявить смекалку, выдержку.

Именно туризм помогает в формировании всесторонне развитой, физически, психологически и духовно здоровой личности.



Формирование психологического здоровья и здорового образа жизни средствами туризма и краеведения - Новые сочинения


Формирование психологического здоровья и здорового образа жизни средствами туризма и краеведения