ЭКСКУРСИЯ ПО МУЗЕЮ

Музей “Боевой Славы ” летчиков-черноморцев открыт в Столбовской школе 4мая 1990 года, в конун 45 летия Победы Советского народа в Великой Отечественной войне.

Идею создания музея подала Лискун Клара Яковлевна – в то

Время директор нашей школы, она же являлась долгое время его руководителем, ей помогли учителя Рудь Владимир Николаевич.

Главная цель создания музея, над которым работали педагоги и ветераны-гвардейцы, участники воздушных сражений, заключается в том, чтобы преобщить к воинской славе подрастающее поколение научить любить их Родину на примерах жизни и доблести генерал – майора авиации Николая Александровича Токарева и его соратников, которые в свое время защищали наше небо, ходили по нашей земле. Открытие музея в нашей школе продиктовано так же долголетней связью школы с ветеранами, участием в поиске тех, кто в боях отдал жизнь за свободу и независимость Отчизны. Создавая и пополняя музей, мы тем самым выполняем свой патриотический долг.

Музей размещен на втором этаже школы, занимает площадь 150 квадратных метров, его материалы размещены на 18 стендах, где расположены более 150 фотографий, 100 вещевых экспонатов часть экспонатов помещена в витрины. В центре музея размещены диорама, посвященная подвигу командира дивизии Николая Александровича Токарева в битве за Новороссийск.

Составитель музея – научный сотрудник Евпаторийского музея Валентина Викторовна Грубее, консультант – бывший летчик 2-го минно – торпедного полка житель г. Саки Василий Андреевич Любимков.

В начале музея помещена карта схемы боевых действий авиации Черноморского флота. Яркими точками отмечены на ней населенные пункты, близ которых размещались подразделения 63-й бомбардировкой бригад и отдельных полков и эскадрилий. Вот эти населенные пункты, где базировались летные части: Джанкой, Октябрьское, Веселое, Гвардейское, Саки, Евпатория, Новоселовское (Фройдорф), Кача, Бельбек, Севастополь. За приделами Крыма, на окраине г. Измаил базировалась 96-я отдельная истребительная эскадрилья. Черноморского флота.

Накануне Отечественной войны воздушные силы флота состояли из 625 боевых самолетов, техника частично устарела, требовала замены. Новые машины – истребители МИГ – 3 и ЯК-1 стали поступать буквально перед войной, поэтому летчикам-Черноморцам пришлось перевооружаться уже в ходе войны, а осваивать новые самолеты в перерыве между боями. Тем не менее в схватках с фашизмом черноморские летчики показывали чудеса героизма. 22 июня первыми вступили в бой истребители 96 – й отдельной эскадрильи, взлетевшие с Измаильского аэропорта. Первый самолет врага сбил командир группы капитан Александр Иванович Коробицин, командир звена, лейтенант Михаил Максимов, в схватке сбил 2 немецких бомбардировщика. В первый день войны ответные удары по немецким коммуникациям противника размещенным в Румынии нанесли нашей бомбардировщики 40- го авиаполка под командованием капитана Цурцумия и Корзунова бомбили порты сулину и Констанцу. Позже, в отдельные дни в массированных ударах по румынским портам совершали одновременно до 100 наших самолетов.

Успешными действиями авиации флота в первый период гитлеровского вторжения руководил генерал – майор авиации В. А. Русаков, с октября 1941 по апрель 1942 года – генерал – майор авиации Николай Алексеевич Остряков, активный участник воздушных боев в Испании, чье мужество и мастерство зажгли в Черноморском небе неугасающий факел подвига. После гибели Н. А. Острякова в Севастополе командующим воздушными силами флота вплоть до конца войны оставался Ермоченков В. В. (указать). В экспозиции музея предоставлена редкая фотография награждения летчиков экипажи 2-го минно-торпедного полка под командированием Героя Советского Союза майора Н. А. Токарева. Авиация противника состояла из 1 100 немецких и румынских самолетов. Враги стремились прорваться к Севастополю и нанести урок кораблям и коммуникациям главной морской базы.

Однажды к Севастополю прорвался немецкий разведчик “Хенкель-111”,которому удалось произвести аэрофотосъемку важных объектов. Не дать ему уйти – было главной задачей истребителей лейтенантов Евграфа Рыжова и Петра Телегина, дежуривших в тот день 26 июля 1941 года. Два наших “Мига” вступили в бой. Когда же самолет Телегина вышел из строя, атаку продолжил Евграфов Рыжов. Немецкий разведчик обрушил на истребитель шквал огня. В самолете Рыжова были перебиты трубки водяного охлаждения и лицо летчика обдало горячим паром. К тому же отказали и оба пулемета, но наш летчик продолжал бой, прибегнув к последнему средству: догнав немецкий самолет, он лопастями винта срубил хвост у “Хейнкеля” который камнем свалился в море. Вышел из строя и самолет лейтенанта Рыжова и ему пришлось садить самолет на воду. Самолет затонул, а летчик благодаря спасательному жилету, продержался на плаву около четырех часов, когда его заметили сигнальщики одного из кораблей, шедших в Одессу. После госпиталя Рыжов вернулся в Севастополь и в воздушных боях сбил еще 14 самолетов противника. За проявленную отвагу Евграф Рыжов, совершивший первый таран над Черным морем, был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. В нашем музее представлены документы из его архива: написанная его рукой биография, рассказывающая о том, как он, крестьянский сын, стал летчиком. Газета авиаторов “Атака”, в которой мастер таранного удара делится опытом с молодыми летчиками, бережно хранимая им литография из научного журнала, на котором запечатлен момент самого верного таранного удара, который совершил в истории воздухоплавания замечательный русский летчика в Нестера 1916 году. Рисунок этот свидетельствует о том, что к героическому поступку на войне летчик Рыжов готовился с детства.,Летчик Рыжов после войны жил в Евпатории. Потеряв в воздушном бою обе ноги, он занялся другим любимым делом-ремонтом сложной техники и приборов, а так же встречался со школьниками, юными поклонниками его подвига. Умер прославленный герой несколько лет назад.

Героический поступок Рыжова повторили вслед за ним десятки крылатых мстителей, в том числе младший лейтенант Яков Иванов, лейтенант Николай Савва., старший лейтенант Серей Карасев и другие. Если способность идти на таран является высшим проявлением духа, то население бомбоудоров на дальние расстояния явилась проявлением смелой мысли и высокого мастерства. Был предложен и осуществлен инженером П. С. Телегиным оригинальный вариант подвески к тяжелому бомбардировщику самолетов-истребителей, которые на подходе к цели отделялись от бомбардировщика и действовали самостоятельно. Налеты таких самолетов на Констанцу. Плоешти и даже Бухарест оказались весьма плодотворными. Особенно эффективным же оказался бомбовый удар по Черноводскому мосту, прервавший связь между коммуникациями между Румынией и Болгарией. Об этом свидетельствует телеграмма авиации флота, выразившего благодарность летчикам отдельной эскадрильи, которая размещалась на аэродроме во Фрайдорде (ныне Новоселовском), почти рядом с землями нашего хозяйства. Последние месяцы уходящего 1942 года были самыми трудными входе войны для страны и в том числе для авиации.

Эскадрильи 8-го полка были направлены в помощь Одессе из – за два месяца боев совершили более 160 боевых вылетов, уничтожив при этом 28 самолетов противника. Истребители этого полка специализировались на штормовке, то есть непосредственно участвовали в боевых операциях пехоты и артиллерии: снижаясь до самой малой высоты, они уничтожили скопления войск противника и его технику. В этих атаках летчики-штурмовики совершали примеры высочайшей отваги: если самолет нашего истребителя оказывался подбитым, летчики бросали горящие машины на скопление врага, повторяя при этом беспримерный подвиг летчика Николая Гастелло. Именно так в последнем броске на врага погибли под Одессой летчики Кастров, Биришвили, Скатов и другие.

Не менее трудной была оборона Перекопа. “Грозой пиратов” прозвали в этих боях летчика-истребителя Давида Нихамина. Самолет летчика дважды горел, но подлечившись Нихамин снова возвращался в строй. В боях с фашистами на Перекопе погиб командир эскадрильи А. В. Шубиков, его заменил капитан К. Денисов, а всей группой командовал полковник Ермаченков ставший потом командующим авиафлотом.

Отважно сражались летчики в небе над Севастополем. И ежедневный воинский подвиг авиаторов первого и начала второго года войны был высоко оценен командованием. В апреле 1942 года два авиаполке получили звание Гвардейских и преобразованы в 5-й и 6-й гвардейские полки. Пятым полкам в это время командовал подполковник А. Н. Токарев, 6-м К. И. Юмашев. На боевом счету этих полков за 10 месяцев, истекших с начала войны, числилось уничтоженных 250 самолетов противника, более 100 танков, 140 орудий, 13 потопленных кораблей, 9 взорванных складов и 2 нефтезавода. Позже 5-м гвардейским полком командовал майор И. С. Любимов, а 6-м подполковник М. В. Авдеев, оба до войны служили в авиаполку, размещенном в Евпатории. Летчик-истребитель И. С. Любимов снискал огромное уважение своих соратников беспримерным упорством в достижении цели. Получив тяжелое ранение в боях с фашистскими пиратами на Перекопе, где лишился части ноги, учился заново не только ходить, но и летать, управлять самолетом с помощью протезов. Нам, Маресьев так с гордостью и любовью говорили о нем сослуживцы. Оказались вновь за штурвалом самолета, И. С. Любимов сбил в поединках с гитлеровцами еще 9 поединках самолетов.

Только в первый период войны Михаил Васильевич Авдеев совершил свыше 300 боевых вылетов, в том числе-34 ночных, провел 63 воздушных боя, сбив 9 самолетов врага. Большинство боев Авдеев проводил с превосходящими силами противника: так в октябре 1941 года он навязал бой 44 вражеским самолетам, и в этом бою ему вдвоем с ведомым летчиком удалось не только разогнать гитлеровцев, но и уничтожить два самолета. До конца войны он сбил еще 15 самолетов. Признанным мастером бомбовых и торпедных ударов, командиром – новатором и создателем новых тактических приемов организации боевых атак являлся командир минно-торпедного гвардейского полка Николай Александрович Токарев. Девизом “Токаревского почерка” всегда было : “Если драться, то до победы, если побеждать, то умением”так о нем говорил много раз летавший с ним штурман А. Ф. Толмачев, представленный к званию Героя Советского Союза за волю к победе и находчивость в бою. Когда осколком снаряда был убит пилот – командир Семенюк, штурман Толмачев сам тяжело раненый, повел самолет до базы и даже удачно совершил посадку бомбардировщика. На пример¸ и подвиг таких командиров равнялись молодые летчики. Так ведя воздушный бой над Севастополем, капитан Н. Т. Хрусталев направил свой горящий самолет на скопление танков противника. Летчик лейтенант Евгений Лобанов в критическую минуту боя заслонил своим самолетом машину командира, которому угрожала гибель. В военное время личным примером вели к победе коммунисты и комиссары: у них было единственное право – быть первыми и примером в бою и вести за собой молодых. Именно такими были бригадный комиссар Изотов, Пронченко, Шевченко и другие. Так Иван Григорьевич Шевченко был душой 6-го гвардейского полка и всегда был с массами. Остался в массе подвигов и подвиг парашютистов – десантников, которыми командовал Орлов.

Они захватили и уничтожили немецкие самолеты на аэродроме в Майкопе. Высадились наши парашютисты как снег на голову фашистам. Немцы вызвали подкрепление. Погибли 11 десантников, но силы противника были уничтожены.

В памяти гвардейцев Черноморского флота навсегда сохранил беспримерный подвиг мужества и умение Н. А. Токарева, который он проявил в боях за Кавказ.

На этой диаграмме изображена обстановка, в которой совершил подвиг Н. А. Токарева над Черным морем. Самолет Токарева был побит. В результате чего он загорелся. И вот этот горящий самолет надо было дотянуть до аэродрома¸ и спасите команду. Аэродром размещался на крошечном пятачке, мыса “Хака”. Посадить большой бомбардировщик среднего радиуса действия было очень тяжело Н. А. Токарев выбрал направление и площадку, преодолевая огонь фашисткой авиации, посадил самолет и спас членов экипажа и машину

Здесь перед вами личные вещи Н. А. Токарева. На этом стенде рассказывается о его пути в авиацию.

Н. А. Токарев родился в Туле в простой семье. Был рабочим, слесарем, но потом ушел в авиацию и здесь раскрылись его способности.

Здесь рассказывается о матери, отце и его семье. Это его малая и близкая семья, а самая большая его семья в воинском коллективе. Токарев был душой всех пилотов. Он учил летчиков, показывал личный пример хладнокровия и призрения к опасности.

Показать пример – это умение выполнения задания в любых условиях. И вот из его архива фотографии, которые рассказывают о педагогическом умении военного начальника: 1)Вот в кабине самолета; 2) здесь со своим экипажем; 3) На этой фотографии дает задание летчикам. Это все подлинные фотографии, рассказывающие о его жизни. Героем Советского Союза Токарева стал в период Финской войны. Накануне своего последнего подвига в небе над Евпаторией ему было присвоено звание генерал – майор авиации.

Вот Токарев перед вами со своими помощниками – командирами. Это один из членов экипажа, оставшихся в живых. Здесь Токарев со своими соратниками по службе. На южном берегу Крыма.

И, наконец, последнее, грустные фотографии, его разбитый самолет, похороны. Евпаторийская театральная площадь в период похорон.

Первый памятник, который был поставлен в Ленинском садике. Около памятника сын Лева.

На стендах нашего музея показаны суть методов, который апробировал новатор Токарев. Один из них – так называемый оборонительный круг, который помогал истребителям выдерживать натиск вражеских самолетов и успешно продвигаться к намеченной цели, нанося в тоже время поражения тем, кто пытался разорвать этот смертоносный круг. Другой метод назывался “топмачтовым”, который состоял в том, чтобы поразить транспорт противника одной торпедой с близкого расстояния, избежав при этом яростного заградительного огня противника.

Доказано было, что сброшенная с самолета торпеда под определенным углом не уйдет в воду, а оттолкнувшись от поверхности воды под таким же углом, выскочит навстречу с бортом корабля. Важно только при этом выдержать расстояние, высоту и угол падения торпеды, но эти три условия создавали как раз обстановку большого риска для торпедоносца и летчика.

Вот как вспоминает последний бой комдива Токарева Николая Александровича в небе над Евпаторией генерал – майор Авиации Константин Денисов, который 30 января 1944 года на истребителе прикрывал торпедоносец Токарева. В тот роковой день разведка обнаружила немецкий конвой, который следовал курсом на Евпаторию. А так как торпедоносцы авиадивизии в то время бомбили корабли противника между Очаковым и Одессой, Николай Токарев неожиданно для всех принял решение торпедировать крупный немецкий транспорт и его экспорт, чтобы не дать врагу войти в евпаторийский порт под защиту сильной противовоздушной обороны. Вместе с торпедоносцем Токарева в воздух поднялось и шестерка истребителей (ведущий Денисов, ведомый Любилеков). Шли над морем чуть не касаясь воды. Вскоре наскочили на патрульный подводную лодку. Группу засекли и навстречу им моментально вылетели шесть немецких ” Фоккевульф-190″. Четверка истребителей вступила с ними в бой, а самолеты Денисова и Любимкова плотнее прижались к торпедоносцу Токарева, и все эти три боевые машины открыли огонь по вражеским кораблям из бортового оружия. Торпедоносец пилотируемый Токаревым, прорвался и метким ударом торпеды уничтожил транспорт. Но в это время вражеский снаряд подбил самолет генерала. Токарев был смертельно ранен, но он не выпускал штурвала из рук. Охваченный пламенем самолет прошел территорию Евпатории, прошел озеро Мойнаки и упал с высоты 25метров стрелок-радист. Гончаров и штурман Маркин были выброшены при ударе, а Токарев Н. А. погиб. Две женщины, работницы плодопитомника, вовремя вытащили остатки летчика и захоронили за питомником, а документы сохранили, а 13 апреля 1944года была освобождена Евпатория. Женщины указали на могилу героя перезахоронили.

Позже стало известно что члены экипажа самолета Токарева Маркин и Гончаров остались живы. Их фашисты отвезли в Симферополь, а потом освободили партизан.

Надо сказать, что подвиг летчиков обеспечивали большим количеством людей: техники, инженеры. После боев прилетали самолеты, изрешеченные пулями, пробоинами. Вот здесь вы видите ремонт самолетов, который часто производился только в течении одной ночи при любых погодных условиях. Среди техников находился с первого дня войны замечательный человек-Любимков Василий Андреевич. Василий Андреевич начинал войну техником, а затем стал летчиком истребителем. Закончил войну майором, на его боевом счету 8сбитых самолетов противника. Надо сказать, что он один из организаторов создания экспозиции по Токареву, по музею. Василий Андреевич очень помог разобраться в военных делах многих летчиков. Перед вами другие замечательные люди, которые обеспечивали полеты наших машин. Это техник Машков Петр Тимофеевич.

Его личные вещи, награды. Им собранные фотографии и документы о летчиках, техниках вошли в основу нашего музея. Вы видите замечательных людей: Миросенко, Волкова, и других, которые обеспечивали своими руками полеты героев воздуха. Однажды на торпедоносце Кисляка были перебиты провода управления, чтобы обеспечить подачу энергии на самолет – двое воздушных стрелков взяли провода зубами и держали их до тех пор, пока летчик не посадил самолет. Это было проявление мужества сообразительности и взаимопомощи.

В начали 1943 года у черноморских летчиков оставалось из 1000 самолетов всего 280, но героическими усилиями тыла на вооружение поступили новейшие машины: торпедоносцы Ил-4,штурмовики Ил-2,истребители Лаги. С этой техникой бились те, кто остался жив, и молодое поколение пополнение. Среди них были: Терентьев, Снесарев, Стугарь. Бои за освобождение Родины продолжались весной 1943 года. Летчики Черноморья завоевали восходство в воздушных боях. Вот удивительный случай – капитан Борисов совершил 2 тарана за один бой. Это было стечение обстоятельств. Он таранил один самолет и во время падения стал таранить второй немецкий самолет. Отважный летчик погиб в этом бою. Смело действовали такие летчики как Чернопащенко, Мусатов, Нихамин, Севрюков, Кондратин, Мухин. Особенно хотелось обратить внимание на эту фотографию – это летчик Герасимов. Он розведчике на самолете познавательной авиации. Он из первых летчиков, который приземлился в крымских горах. Он был первым, кто связал крымских партизан с руководителями партизанского движения. Начало 44года группировка немецких войск в Крыму была блокирована. Перед нашей авиацией стояла задача : ” Усилить бомбовые удары по коммуникациям, по кораблям, транспорту и береговому базированию в этой обстановке”. С этой задачей справлялись успешно летчики : Житков, Минаков, капитан Ильин, Кисляк и другие. Здесь вы видите “боевую листовку” за освобождение г. Севастополя 2 гвардейскому минно-торпедному полку, 13 гвардейской дивизии, 6, 7 гвардейскому истребительскому полкам было присвоено звание Севостопольский. После освобождения Болгарии и Румынии боевые действия авиации Черноморского флота завершились. Однако, 30 авиаэскадрилия вела воздушные бои вместе с нашими восками, наступавшими на Берлин и закончила свой путь при освобождении столицы Австрии Вены.

За годы Великой Отечественной войны авиация Черноморского флота совершила более 130 тысяч боевых вылетов. От ее ударов противник потерял 2149 самолетов, около 700 танков, 780 орудий, 545 кораблей

За боевые заслуги 30 защитников неба черноморья удостоены звания Героя Советского Союза, около 17000 авиаторов награждены орденами и медалями нашей Родины.

Вот перед нами фотография, на которой моряки Черноморского флота делают первые шаги по Румынской территории и освобождают город Константинополь.

На этом можно было бы закончить боевой путь авиации Черноморского флота, обращаю ваше внимание на то, что памятники этой героической эпохи для нас чрезвычайно важны. Поэтому мы заканчиваем эту экспозицию обращением к памятнику “Неизвестного солдата”.

Вечная память и слава героям, павшим в боях за освобождение нашей Советской Родины.

Их благодарная кровь еще сильнее крепит дружбу народов.

Праздник Победы, этих слов радио ждали почти полных 4 года.

Ждали и слушали сотни сводок совинформ-бюро, начиная с той самой первой сводки Главнокомандующего Красной Армии.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

ЭКСКУРСИЯ ПО МУЗЕЮ - Сочинения на заданную тему


ЭКСКУРСИЯ ПО МУЗЕЮ