“Легкое дыхание” – не рассказ, а озарение”.
К. Г. Паустовский
Чтение этого рассказа оказалось для меня очень легким, и сразу захотелось вернуться к нему еще раз. Само название привлекало необычностью и какой-то окрыленностью.
Оля Мещерская представлена порхающей птичкой, красивой и немного воздушной. Она признается своей начальнице в том, о чем девочки обычно не рассказывают старшим людям, которые обязательно посчитают их ветреными и легкомысленными.
Бунин не показывает сразу реакцию “немолодой девушки” на
Оля Мещерская была молодой
Очень необычна композиция рассказа. Он состоит из небольших частичек, которые не связаны между собой и хронологически не последовательны. Создается впечатление, что историю Оли разрезали на кусочки, как современные детские мозаики, и поставили в произвольном порядке. Но если бы это сделали иначе, то ничего хорошего не получилось бы. Читателю доверено расставить все по местам и уже после этого понять, почувствовать, увидеть необычную историю. В некоторой мере такой прием тоже придает ощущение легкости всему рассказу и создает иллюзию легкости работы над ним автора.
По-моему, это очень глубокий рассказ о судьбах двух женщин: о наставнице, так и не ставшей женщиной физически, и девушке, которая в наивном возрасте стала ею. История о продолжительной пустой (или напрасной?) жизни классной дамы, которую трагическая судьба ученицы заставила задуматься над новыми для нее вопросами и вызвала едва ли не материнские чувства (вспомним ее частые приходы на кладбище и отсутствие даже упоминания о посещении могилы матерью). История о коротенькой, но яркой жизни мотылька, летавшего возле очень яркого, но искусственного огонька – искусственного, как цветы вокруг живого лица, запечатленного на мертвом кладбищенском портрете.