Читаем рассказ Андрея Платонова “Еще мама”

Рассказ “Еще Мама” изучается в начальной школе, а программа под редакцией Г. И. Беленького рекомендует его для самостоятельного чтения в 5-м классе. Я также предлагаю прочесть рассказ “Еще мама” именно в 5-м классе, причем рассмотреть его в аспекте социализации личности. Образ Артема, впервые вышедшего изпод опеки матери, важен для уяснения пути становления личности от маленького Никиты (“Никита”), познающего мир, до Васи Рубцова – “полного человека” (“Корова”).

Платоновский герой открывает для себя горизонт всех людей, отправляясь “первый раз в первый класс”. Чтобы понять авторский замысел, мы сопоставляем героев рассказов “Еще мама” и “Никита”, опираясь на мысль о едином контексте произведений писателя.

В рассказе раскрывается важный в художественной системе писателя образ матери. Начав работу над ним при изучении рассказа “Еще мама”, мы вернемся к этому образу в 6-м классе (рассказ “Корова”), а также в 8-м классе (рассказ “Житейское дело”). Для выявления особенностей стиля А. Платонова предлагаем сопоставить рассказы “Еще мама” А. Платонова и “Филипок” Л. Н. Толстого, а также вспомнить изученный в начальной школе рассказ А. Платонова “Сухой хлеб”.

Беседу на уроке начинаем с выяснения первоначального впечатления о рассказе.

– Понравился ли вам рассказ?

– Какова основная мысль произведения?

– Почему рассказ называется “Еще мама”?

– Что общего и в чем различие между Артемом и Никитой, Артемом и Филипком?

Учащимся произведение писателя нравится. Смысл названия рассказа пятиклассники видят во встрече Артема с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артема “еще мамой”. Это событие они считают главным в произведении. Говоря о героях А. Платонова Никите и Артеме, ученики отмечают богатую фантазию мальчиков, которая разыгрывается, когда герои остаются одни.

От первоначального впечатления движемся к постижению идей произведения, особенностей стиля писателя. Рассказ “Еще мама”, несмотря на малый объем, довольно глубок по содержанию, по тем проблемам, которые затрагиваются в нем. Рассматривать их начнем с ответов на вопросы.

– Какое событие изображает писатель в рассказе?

– Как воспринимает школу Артем? Почему он не хочет идти в школу?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем учащимся прочитать по ролям диалог Артема с матерью. Главная цель работы с диалогом – помочь пятиклассникам проникнуть в психологию героев, вызвать интерес к проблеме, затронутой в произведении.

Прежде чем учащиеся приступят к чтению по ролям, им предстоит определить границы диалога, его основную мысль, выбрать исполнителейчтецов, обменяться мнениями о героях. Но самое главное для школьников в подготовительной работе – составить своего рода “партитуру” чувств героев в каждый из моментов разговора, дополнив пояснениями реплики матери и сына в диалоге. В результате школьниками создается инсценировка одной из частей рассказа. Работа направляется следующими вопросами.

– Почему мать соглашается с заявлением сына, что он в школу ходить не будет? В какой момент мягкая рука матери стала твердой? Что этой деталью подчеркивает А. Платонов в характере матери?

– Почему Артем изменил свое решение и пошел в школу?

– С какой целью Артем говорит с матерью о смерти?

“- Нет, она за тебя не будет, – тихо произнес Артем. – Она чужая”. Как воспринимает мир герой?

– Проследите авторские ремарки в диалоге. Когда обрадовался Артем? Засмеялась мать?

– Замените нейтрально окрашенное слово “сказал” на слова с экспрессивной окраской. В какой тональности происходит диалог героев?

– Как автор описывает расставание матери и сына? Какое чувство испытывают герои? Как можно охарактеризовать поведение героев?

Разговор Артема и матери при всей внешней незначительности исполнен чувства любви. Мать, не желая преждевременно травмировать сына, мягко соглашается с его заявлением, что он в школу ходить не будет. Однако, когда приходит время, она с твердостью ведет сына в школу. Сын покорно соглашается идти, не желая обидеть мать. По дороге Артем серьезно, как взрослый, наказывает матери, чтобы она не умерла, пока он будет учиться. Эти слова мальчика, который боится неизвестной и таинственной школы, имеют двоякий смысл: они одновременно выражают трогательную заботу сына о матери и скрывают в себе уловку и хитрость: а вдруг мать сжалится и не поведет в школу. И конечно же, слова Артема вызывают у матери улыбку.

После такой предварительной работы Чтение по ролям Достигает своей цели. Школьники понимают, что писателя волнуют проблемы глубоко человеческие. Нежелание Артема учиться связано не с капризом или нерадивостью, а с чувством глубокой привязанности к матери, боязнью разлучиться с ней, потерять ее. Артем еще слишком мал. Он боится разорвать изначальную эмоциональную связь с матерью, хочет остаться под крылом материнской защиты и опеки. Сравнение отношения к школе Филипка (Л. Н. Толстой. “Филипок”) и Артема позволяет понять, что Артем гораздо младше Филипка, который уже оторвался от матери и устремился к миру.

Боясь огорчить мать, из любви к ней Артем идет в школу; так рождается новое качество человека – мужество. И это очень важная мысль рассказа. Поведение Артема полностью определяется его любовью к матери, более того, через призму этого чувства преломляется, оценивается, воспринимается весь мир.

Продолжением беседы может стать Слово учителя. Цель его – показать автобиографическую основу произведения. Необходимо обратить внимание учащихся на своеобразие детских образов писателя. Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А. Платонова. Особенно остро воспринимают мир Дети. В изображении писателя дети – это какие­то маленькие взрослые, серьезные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжелую жизнь не только своих близких – отца, матери, братьев и сестер, но и дальних, “чужих людей” (“Сухой хлеб”, “Корова”, “Еще мама”).

Истоки такого родственного отношения к людям лежат в тяжелом трудовом детстве писателя.

А. Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сестры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронес А. Платонов через всю жизнь.

Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница – Аполлинария Николаевна. “Потом наступило для меня время ученья – отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я ее никогда не забуду, потому что через нее я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого “всякому дыханию”, траве, зверю”. Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А. Платонова “Еще мама”.

Анализ рассказа продолжается выявлением основных Сюжетных элементов (экспозиции, завязки, кульминации и развязки), составлением плана произведения.

Беседа по эпизодам произведения позволяет учащимся понять замысел автора. Завязкой произведения является самостоятельный путь героя в школу, кульминацией произведения – эпизод спасения от быка и развязкой – разговор с матерью.

План рассказа “Еще мама” отражает его основные сюжетные элементы.

1. Разговор Артема с матерью.

2. Путь в школу.

3. Учеба в школе.

4. Разговор с матерью.

Однако третий пункт требует уточнения: составляем с учащимися сложный план. Учеба в школе делится на следующие эпизоды:

А) разговор умных детей во дворе школы;

Б) знакомство с учительницей;

В) первый урок;

Г) материнская забота Аполлинарии Николаевны об Артеме;

Д) урок чистописания;

Е) спасение от быка;

Ж) знакомство со старикомпогонщиком;

З) “Вся наша родина – еще мама тебе”.

Анализ произведения Идет по следующим вопросам.

– Кого встречает Артем по дороге в школу? Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов? Чем можно объяснить страхи героя и враждебность окружающего мира?

– Почему автор пишет “никого не было, один ветер шумел”, а не “ничего не было”?

– Почему Артем, услышав разговор детей во дворе школы, хотел уйти домой?

– Как учительница Аполлинария Николаевна отнеслась к Артему?

– Как ведет себя Артем в школе?

– О чем думает Артем на уроке? Как эти мысли мальчика характеризуют его?

– Как Аполлинария Николаевна смогла заинтересовать мальчика учебой?

– В какой момент появляется бык, а затем старик погонщик?

– Как ведет себя учительница в эпизоде с быком?

– Зачем автор вводит в произведение эпизод со стариком погонщиком?

– Какой из эпизодов (эпизод с быком или эпизод со стариком погонщиком) можно считать кульминацией рассказа? Что эта ситуация помогла понять Артему?

– Почему изменилось отношение Артема к учебе, к школе?

– В диалоге Артема с матерью в начале рассказа звучит слово “скучать”, в конце произведения в диалоге с матерью Артем говорит, что учительница соскучилась о нем. Какой смысл вкладывает автор в слово “скучать”?

– Как Артем относится к матери? К окружающим людям?

– “Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию” (А. Платонов). Как эта мысль писателя подтверждается в рассказе?

– Кто “еще мама” Артему? В чем смысл названия рассказа?

– Какой художественный прием лежит в основе произведения? Какова идея рассказа?

На уроке ведется Работа над портретом учительницы. Ведущими приемами работы становятся “собирание” “рассредоточенного портрета” (выборочное чтение); сравнение (психологических портретов героини); работа со средствами выразительности. Можно задать ребятам следующие вопросы.

– Какой видит учительницу Артем? Что он отмечает в ее взгляде? Что помогло Артему увидеть “еще маму” в учительнице? Проследите, как Аполлинария Николаевна превращается в “еще маму”. С помощью каких приемов рисует А. Платонов это превращение?

– Что Артем считает “своим”, а что “чужим”?

– Какую роль играют в произведении запахи? Сравните запахи в рассказах “Никита” и “Еще мама”. Как это сравнение помогает понять отношение автора к героине?

Учащиеся приходят к выводу о том, что в портрете героини А. Платонов выделяет глаза. Внимание к ним не случайно: для писателя важно внутреннее содержание человека. “Глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела, как маленькая” – такой видит Артем учительницу впервые. Он отмечает ее детский взгляд, “как у маленькой”, и это уже располагает Артема к учительнице.

Необходимо уделить особое внимание фразе: “Незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были не сердитые, точно давно знакомые. “Не страшно”, – подумал Артем”. В этой фразе показано постепенное превращение учительницы в “еще маму”. “Незнакомые глаза” становятся “знакомыми” (мамиными), и ребенок успокаивается, оказавшись с близким человеком, со “своим”, проходит страх, он “прильнул” к груди учительницы, которая несет его на руках, как мать. Как мать, “радующимися глазами” следит Аполлинария Николаевна и за успехами Артема.

Для создания портретов героини автор использует сравнения (“как маленькая”, “точно давно знакомая”): ведь портреты героини даны через восприятие маленького Артема, который постоянно сравнивает учительницу с матерью и делает вывод: “Не страшно, – значит, своя”.

Для героя рассказа “Еще мама” “весь мир” пока ограничен тесными рамками семейного круга, где живут его отец и мать, дедушка и бабушка, братья и сестры, а также домом как обжитым, освоенным пространством. Вокруг этого знакомого, “своего” простирается таинственный мир других, “чужих” людей, существ и предметов. “Весь мир” воспринимается, оценивается, рассматривается через оппозицию “свое – чужое”, “родное – неродное”, “знакомое – незнакомое”, “хорошее – нехорошее”. Все то, что обступило со всех сторон родной Дом, сад, двор и огород, вызывает тревогу, внушает страх. Создав в экспозиции рассказа остродраматическую ситуацию, А. Платонов шаг за шагом показывает, как ребенок, воспринимающий мир через оппозицию “свое – чужое”, постепенно убеждается в том, что там, где он предполагал встретить враждебное отношение к себе со стороны “чужих”, наоборот, встречает доброе, материнское. Путем снятия противопо­ставления “свое – чужое” писатель от эпизода к эпизоду приводит героя к мысли, что такой оппозиции нет, что есть одна пара тождественных понятий “свое – свое”.

Запахи играют важную роль в художественной системе писателя. С их помощью он часто создает портреты героев. Чтобы понять позицию автора, мы предлагаем учащимся сопоставить запахи в произведениях “Еще мама” и “Никита”.

Когда Артем впервые встречается с Аполлинарией Николаевной, она берет его на руки, и мальчик ощущает, что “пахло от нее” так же, как и от матери, ” Теплым хлебом и сухой травой” (курсив здесь и далее наш. – Е. В. ). Во второй раз, опять на руках у учительницы, Артем “почуствовал тот же Тихий и добрый Запах, который он чувствовал возле матери”. В рассказе “Никита” мальчик ощущает запах отца: “От солдата пахло Теплом, чем-­то Добрым И Смирным, хлебом и землей” , – и успокаивается, подобно маленькому Артему. Хлеб, земля, мать, отец – Платонов ставит эти понятия в один ряд, ибо без этого не может жить человек.

Индивидуальность автора Ярче всего проявляется при сопоставлении его произведений с произведениями другого писателя. Для этого обратимся к рассказу Л. Толстого “Филипок”.

– Сопоставьте путь в школу Филипка и Артема. Для чего писатели вводят в произведения преграды на пути в школу и реалии деревенского быта?

– Какова форма повествования в рассказе А. Платонова “Еще мама” и Л. Н. Толстого “Филипок”? Как форма повествования раскрывает замысел авторов?

А. Платонов, изображая путь героя в школу, преследует иную цель, нежели Л. Н. Толстой. Л. Н. Толстой рисует реалии деревенского быта и преграды на пути Филипка в школу для того, чтобы изобразить волю героя, стремление к знаниям, высокие духовные задатки, заложенные в душе русского человека. А. Платонов изображает во всей полноте и достоверности внутренний мир героя. Этой цели служат и формы речевой организации произведений. В “Филипке” повествование ведется от третьего лица. В рассказе “Еще мама” повествование движет диалог, в котором самораскрывается герой. Повествователь проявляется в ремарках, в основном нейтральных по своему содержанию ( Сказал – ответил ), и во внесюжетных элементах (портретах, интерьере), которые даны глазами мальчика Артема.

Работая над речевой организацией произведения, анализируем образ героя, кроме того, учащиеся закрепляют навык работы с несобственнопрямой речью в произведении, полученный при изучении рассказа “Никита”.

– Проследите за речью героя в произведении. Как речь Артема характеризует его? Выделите в речи героя “сигналы разговорности” ( Сиротинина О. С. 160-163). О чем говорят они? Каков внутренний мир героя?

– “Артем не слушал, что говорила учительница на уроке. Он смотрел на далекое белое облако, оно плыло по небу туда, где жила его мама в родной их избушке. А жива ли она? Не померла ли отчего-нибудь – вот бабушка Дарья весною враз померла, не чаяли, не гадали. А может быть, изба без него загорелась, ведь Артем давно из дому ушел, мало ли что бывает”. От какого лица ведется повествование в этом отрывке? Каким чувством проникнуты мысли героя? Что они раскрывают в характере мальчика? Докажите, что это мысли именно Артема. Обратите внимание на разговорную лексику. О чем говорит она?

Анализ речевой организации позволяет выделить основное чувство ребенка – чувство любви к матери, через образ которой он пытается осмыслить и аккумулировать все многообразие мира.

В чувстве любви к матери, по мысли Платонова, лежат истоки одухотворенности человека. Маленький Никита, превозмогая страх, пытается умилостивить воображаемых змей и защитить мать. Артем, не желая огорчить мать, из любви к ней, преодолевая страх перед “чужими”, идет в школу. Митя работает в поле в жару один, помогая хлебу расти. На предложение учительницы пойти на экскурсию в лес с ребятами он отвечает: “Я маму все время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда”. Благо всех людей во имя матери ребенок ставит выше своего. Преодоление эгоцентризма, свойственного возрасту раннего детства, и выход к горизонту всех людей, осознание “жизни со всеми и для всех”, процесс изменения ребенка под влиянием матери и отца в “одухотворенную” личность – это движение интересует писателя.

Рост “одухотворенности” в человеке под влиянием матери. Как это происходит? “Мать улыбнулась ему, и от нее, от матери, все стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.

– Мама! – воскликнул Митя. – А что мне надо делать? А то я тебя люблю!” (“Сухой хлеб”). Заботливое отношение к миру рождается из любви и заботы матери.

“Артем поднял жука, положил его на лопух.

– Это ты на меня из ветра упал. Живи теперь, живи скорее, а то зима настанет”. Из этих строк заботливого отношения ко всему живому вырастает образ Васи Рубцова (“Корова”). Эти строки служат своеобразной перекличкой между образами героев.

Внимательное отношение к миру, выросшее из чувства материнской любви, раздвигает горизонт маленького человека. В центре внимания автора – изображение сложного процесса социализации человека. А. Платонов показывает, как человек в напряженной борьбе со своим возрастным эгоцентризмом тяжело и трудно преодолевает психологические барьеры, переосмысливает и себя, и свое место в мире. Мы видим, как герой, “вступая в жизнь”, впервые выходит изпод опеки и покровительства матери, переступает границу семейного пространства и входит в большой социальный мир своего народа и родины. Перед нами своеобразный акт первоначального приобщения человека к жизни. Это приобщение происходит и через товарищей по обучению, и через усвоение родного языка, и через “еще маму” – духовную наставницуучительницу. Весь неторопливый и внимательный к мельчайшим подробностям ход повествования и рассказе представляет собой постепенную реализацию простого и емкого понятия матери: от родной матери к “еще маме” – учительнице, а затем и ко всеобщей матери – родине.

“- А еще у меня есть мама? – спросил Артем.- Далеко­далеко, где­нибудь?

– Есть, – ответила учительница. – Их много у тебя.

– А зачем много?

– А затем, чтобы тебя бык не забодал. Вся наша родина – еще мама тебе”.

Особенно ярко тема пути “от горизонта одного к горизонту всех людей” прозвучала в одном из заключительных эпизодов рассказа.

“В классную комнату вошел старик с кнутом, запыленный землей; он поклонился и сказал:

– Здравствуйте, хозяева! А что, нету ли кваску испить либо воды. Дорога сухая была…

– А вы кто, вы чьи? – спросила Аполлинария Николаевна.

– Мы дальние, – ответил старик. – Мы скрозь идем вперед, мы племенных быков по плану гоним. Слышите, как они нутром гудят. Звери лютые!

– Они вот детей могут изувечить, ваши быки! – сказала Аполлинария Николаевна.

– Еще чего! – обиделся старик. – А я-то где? Детей я уберегу!”

Старик табунщик, прямо из необозримых просторов России шагнувший в школу напиться, угощает родного маленького человека яблоком. Для героя рассказа это яблоко – огромное чудо, величайшее свидетельство любви к нему не только родной матери и “еще мамы”, но и всех людей его родины, которых Артем раньше не знал и боялся. Так в рассказе “Еще мама” Андрей Платонов изображает первоначальную встречу человека с родиной.

В процессе этого познания мира, приобщения к народу, человек раскрывается как одухотворенная личность в “жизни со всеми и для всех”.

Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе: 5 класс. М., 2004.

Сиротинина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. М., 1996.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Читаем рассказ Андрея Платонова “Еще мама” - Сочинения на свободные темы


Читаем рассказ Андрея Платонова “Еще мама”