Чехов вне урока

Несколько лет назад в нашем поселке закрылся клуб. Подростки лишились возможности встречаться на дискотеках, смотреть вместе фильмы, посещать кружки. Разговаривая с учениками, их родителями, проводя опросы и анкеты, мы убедились, что ни в театры, ни в музеи, за редким исключением, родители детей не возят, хотя до Москвы всего полтора часа езды. Рядом Мелихово и Давидова пустынь – но и там мало кто бывал. Досуг подростков стал только их личным делом. В школе решили, чтобы не потерять детей, организовать что­то сто€ящее, способное сплотить ребят, родителей, учителей. Так возникла идея создания Чеховского клуба.

Нам не хотелось копировать деятельность сельского клуба, мы попытались открыть свой, в чем­то отвечающий толкованию этого слова В. И. Далем: “Собрание, постоянное общество, которое собирается в особом помещении для бесед и увеселений”. Для нас было важным занять ребят, воспитывая, образовывая их, формируя вкус и культуру. Почему клуб – Чеховский? Прежде всего потому, что мы живем в районе, носящем имя писателя, потому что именно личность этого человека могла стать для ребят не глянцевой, хрестоматийной, а почеловечески привлекательной и интересной. Мы понимали, что работа по созданию клуба будет объемной и потребует много времени и сил. К деятельности привлекли всю школу, сельскую администрацию, библиотеку, литературное объединение “Лира”, музей­заповедник Чехова в Мелихове.

В школе, которая занимается в две смены, невозможно было найти свободного класса. Поэтому решили оформить Чеховский кабинет, в котором бы учились в первую смену, а во вторую он был бы в распоряжении клуба. Такой кабинет должен быть особенным, чтобы в нем можно было проводить вечера, конкурсы, праздники. Нужна сцена – подняли в конце класса пол, соорудили подмостки (последние парты на обычных уроках теперь на возвышении, и это удобно и для учеников, и для учителей). Класс теперь легко превращался в небольшой театральный зал. Поставили фортепиано, книжные шкафы с произведениями Чехова, мемуарами, критикой – получилась своеобразная “чеховская библиотечка”. При входе в кабинет подобие старой театральной тумбы. На ней афиши наших спектаклей, план работы. На стенах стенды с материалами о жизни А. П. Чехова, копии его фотографий.

Когда что­то стало вырисовываться, поняли: не надо бояться браться за новое, стучите – и вам откроют. Театр и музей пришли к нам в школу. День открытия клуба – 11 декабря 1997 года – превратился в настоящий праздник с инсценировками чеховских рассказов, выступлением фольклорного ансамбля. Из Мелихова привезли выставку фотографий, Малый театр и МХАТ подарили нам театральные афиши, участники объединения “Лира” – библиотеку сборников “Поэтическая Россия”.

План работы клуба составлялся исходя из интересов детей и, конечно, соотнесенно с его названием. Были созданы секции: краеведческая, журналистская, лекторская, театральная. Но, чтобы объединить всех, нужны были общие дела. Почему бы не сделать праздники? Так появились “День рождения клуба”, “Праздник поэзии”, “Вечер юмора”, “Клуб собирает друзей”.

Особенное место в нашей деятельности занимает театральная секция. Ежегодно готовим спектакль или композицию по произведениям Чехова. Ставили Пушкина, Островского. Выступали в школах района, участвовали в фестивалях.

Привлечь к нашей деятельности ребят, не увлекающихся чтением, театром, но желающих быть полезными, помог труд. Осенью и весной мы отправляем в Мелихово трудовой десант. Сажаем аллеи, выравниваем дорожки, убираем территорию. Три года подряд при музее работал летний лагерь труда и искусства. Это было погружение в атмосферу мелиховской жизни. Утром после зарядки и завтрака – чтение и обсуждение чеховских рассказов. Чеховские чтения чередовались с занятиями в школе юных экскурсоводов, по окончании которой ребята должны были сдать зачет директору музея Ю. А. Бычкову и получить “Свидетельство юного экскурсовода”.

А кроме этого, мы пололи грядки, поливали клумбы, косили, расчищали будущую “аллею любви”. И труд этот нас тоже приближал к Чехову. По вечерам же разучивали русские народные песни, устраивали посиделки с чаепитием. Часто в гости к нам заходили сотрудники музея с интересными рассказами, воспоминаниями. Выпускали мы и ежедневную газетудневник “Течение мелиховской жизни” с рисунками, заметками и стихами.

Клуб – это прежде всего общение. И мы рады, что у нас много друзей: Пушкинский клуб, Детский центр “Дианода” из Москвы, Доммузей А. П. Чехова. В этом году мы отметим свое десятилетие – приглашаем на него и вас!

Наш адрес: Московская область, Чеховский район, п. Любучаны, средняя школа, Чеховский клуб.

Электронный адрес: Lyusipers@mail. ru

Людмила Павловна Персанова,
Руководитель Чеховского клуба Любучанской средней школы.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Чехов вне урока - Школьные сочинения


Чехов вне урока