Целое с миром

Опыт изучения в XI классе средней школы романа “Доктор Живаго”

Произведение Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго” поднимает важные проблемы: революция и ее влияние на человека, в частности на художника, гуманизм и революционная необходимость, вопросы жизни и смерти, свобода творческой личности и другие – иными словами, важнейшие нравственно-этические, философские, социальные вопросы жизни.

Интерес вызывает и собственно литературная, эстетическая сторона произведения, она уникальна, так как в романную форму обличена суть поэтического миропонимания.

При изучении романа “Доктор Живаго” учитель опирается на уже имеющиеся у учащихся знания о лирическом герое, о композиции и жанрах литературных произведений, умение анализировать прозаический и поэтический тексты.

Среди целей в работе с романом Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго” следует назвать следующие, на мой взгляд, самые важные:

– познакомить с творческой личностью Б. Л. Пастернака, его жизнью и поэтическим миропониманием;
– рассмотреть проблемы мировоззренческого порядка, философско-нравственный срез романа;
– расширить представление учащихся о системе жанров русского романа.

При проведении уроков может быть использован такой наглядный материал:

– фотопортреты Б. Л. Пастернака разных лет;
– фотодокументы 10-20-х годов XX века;
– репродукции картин Петрова-Водкина “Купание красного коня” и “Смерть комиссара”.

Не претендуя на охват всех сторон книги (так как вряд ли это возможно вообще в отношении такого произведения), я сделала попытку найти оптимальный способ изучения его в школе.

Известно, что “Доктор Живаго” не Роман в полном смысле этого слова и его жанр определить очень сложно, так как произведение соединяет в себе и лирическое, и эпическое; его жанр определяется даже как большое лирическое произведение (Д. С. Лихачев).

Материал не разбит на смысловые группы, соответствующие уроку в 45 минут. Такое разделение в данном случае было бы, на мой взгляд, искусственным. Между тем, имея таким образом организованный материал, учитель может спланировать работу и при модульной, и при классической системе обучения, то есть имея в распоряжении обычный урок.

Здесь нет части, непосредственно касающейся жизни и творчества поэта, хотя такой урок, естественно, состоялся.

Повторим здесь лишь основные положения.

I. Поэтическое миропонимание Пастернака раскрывается в сборнике “Сестра моя жизнь”:

А) целостность мира, он един;
б) единство человека и мира;
в) единство и нерасчлененность дома и мира (у большинства поэтов это понятия противоположные).

Отсюда, то есть из особенностей поэтического мировосприятия, следует свое понимание искусства. Это, по Пастернаку, не борьба, не фонтан, а губка, не сцена, а зритель. Отсюда и отрицательное отношение к переделке мира; мир, по мнению поэта, надо принимать таким, каков он есть.

II. Причины появления прозы у поэта. Роман (бессмертное произведение) появился не внезапно, а был подготовлен всей творческой жизнью поэта. Приведем лишь несколько слов Б. Л. Пастернака по этому поводу: “В области слова я более всего люблю прозу, а вот писал больше всего стихи…”

III. С определением жанра произведения связаны Особенности изучения.

1. Это не роман в обычном понимании слова.
2. Жизнеописание, житие, страсти.
3. Большое лирическое стихотворение, так как Юрий Живаго не эпический, а лирический герой (подробнее об этом см.: Д. С. Лихачев. Размышления над романом Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”// Новый мир. 1988. N 1).

IV. Символика имен и названия.

Ряд героев в литературных подступах к роману носили имена Живульт, Пурвит (от французского pour vie – ради жизни), что явно указывает на их генетическую связь с Юрием Андреевичем Живаго, чья фамилия, как следует из Евангелия, значит “вечно живой”. Появление в названии слова “доктор”, равно как и профессия героя, обусловлены определенной связью с Фаустом и переводческой работой Б. Л. Пастернака над “Фаустом” Гете. Об определенной смысловой нагрузке других имен тоже можно говорить с большой определенностью.

Домашнее задание.

В главах, данных учителем, найти строки, освещающие Авторский взгляд на такие проблемы:

– человек и революция,
– Художник и революция,
– гражданская война.

Конкретно-социальные проблемы могут быть объединены такими поэтическими строками поэта: “Мело, мело по всей земле, // Во все пределы…”

ЧЕЛОВЕК И РЕВОЛЮЦИЯ

Работа идет по вопросам и тексту, в конце обсуждения записывается вывод.

1. Как выражается отношение автора к проблеме “человек и революция”?

– Авторский взгляд выражается через отношение к этой проблеме Ю. Живаго, так как он – лирический герой произведения.

2. Итак, каково же это отношение, постоянно ли оно?

– На протяжении романа оно меняется. Сначала:

( в разговоре с Ларой, часть 5, гл. 8): “Революция вырвалась против воли, как слишком задержанный вздох. Каждый ожил, переродился… Можно… сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая. Мне кажется, социализм – …это море жизни… той жизни, которую можно видеть на картинах, жизни гениализированной, жизни, творчески обогащенной…”;

( возвращение в Москву, часть 5, гл. 15): “Это была революция в том смысле и в том понимании, которое придавала ей учащаяся молодежь 1905 года, поклонявшаяся Блоку… “;

( речь дома при гостях, часть 6, гл. 4): “Все же истинно великое безначально, как вселенная”;

( чтение на улице газеты об октябрьском перевороте, часть 6, гл. 8): “Метель хлестала в глаза доктору и покрывала печатные строчки газеты серой и шуршащей снежной крупой. Но не это мешало его чтению. Величие и вековечность минуты потрясли его и не давали опомниться”.

Потом взгляд меняется:

( в партизанском отряде, часть 11, гл. 4):

“Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили до места назначения, неприятельских раненых прикалывали в поле”;

“…во-первых, идеи всеобщего совершенствования тех, как они стали понимать с октября, меня не воспламеняют. Во-вторых, это все еще далеко от осуществления, а за одни еще толки об этом заплачено такими морями крови, что, пожалуй, цель не оправдывает средства.

…Веществом жизнь никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее… начало…”;

“Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали…”

История Палых и история Васиной деревни (эти вопросы можно будет предлагать в индивидуальном порядке).

Выводы.

“Каждый ожил, переродился”, следовательно, революция – это жизнь. Доктор, а вместе с ним автор, ожидают нового в жизни России, в русской судьбе и в своей собственной судьбе.

Так же, как не имеет объяснения существование жизни, вселенной, не имеет объяснения и революция – это “стихия свободной стихии”. Герой понимает гениальность этого события, в нем есть что-то сродни рождению гениального человека.

Потом взгляд меняется. За трескучие фразы пролились “моря крови”. Цель – переделка жизни, но как можно ее переделать, когда она – самоценное и саморазвивающееся понятие. Всякая переделка только убивает жизнь.

ХУДОЖНИК И РЕВОЛЮЦИЯ

( Дневник в Варыкино, часть 9, гл. 7):

“Что же мешает мне служить, лечить и писать? Я думаю, не лишения и скитания, не неустойчивость и частые перемены, а господствующий в наши дни дух трескучей фразы… вот это самое: заря грядущего, построение нового мира, светочи человечества”.

( Уход со службы, часть 13, гл. 16): “…на поверку оказывается, что под мыслями разумеется одна их видимость, словесный гарнир к возвеличению революции и властей предержащих. И я не мастер по этой части”. “И правда, я редко ошибаюсь в определении болезни. Но ведь это и есть ненавистная им интуиция, которой я якобы грешу, целостное, разом охватывающее картину познания”.

Выводы.

Изначально творчество и революция равноценны, то есть стихийны, не поддаются изучению, измерению. Но то, во что превращают революцию, вступает в противоречие с творчеством. Живаго – поэт и творческий врач, часто действует интуитивно, то есть так, как не может разум.

А кругом с него требуют плана, объяснения, схемы, мертвечины. Вступают в противоречие жизнь, стихия и схема, “полета вольное упорство” и “казенная землемерша” – смерть. Отсюда ощущение своей ненужности.

Вторая группа проблем для обсуждения в классе:

– человек и мир;
– человек и история;
– природа, жизнь человека в природе и антитеза этой жизни;
– жизнь и смерть.

Ученики заранее получают задание найти в главах авторский взгляд на эти вопросы.

Нравственно-философские проблемы при обсуждении могут быть объяснены следующими строками поэта:

Опять трубить, и гнать, и звякать,
И мякоть в кровь поря – опять
Рождать рыданье, но не плакать,
Не умирать, не умирать.

ЧЕЛОВЕК И МИР

Работа идет с текстом по комплексу вопросов.

Как соотносятся эти понятия? Что первично?

( Панихида по Анне Ивановне, часть 3, гл. 15):

“…Юра занимался древностью и законом Божьим, преданиями и поэтами, науками о прошлом и природе, как семейной хроникой родного дома, как своей родословной… все вещи были словами его словаря. Он чувствовал себя стоящим на равной ноге со вселенною… он слушал заупокойную службу как сообщение, непосредственно к нему обращенное и прямо его касающееся… и ничего общего с набожностью не было в его чувстве преемственности по отношению к высшим силам земли и неба, которым он поклонялся как своим великим предшественникам”.

Выводы.

По мнению автора, человек равен тому миру, в котором он живет, в его отношении нет ничего набожного, для человека нет ничего недоступного. Он относится “к силам земли и неба” как к “своим великим предшественникам”.

Таким образом:

Я = всем = миру
я – целое с миром.

ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ

(Юра Живаго и дядя, часть 3, гл. 2):

“Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера.

Николай Николаевич жил в Лозанне. В книгах, выпущенных им там по-русски и в переводах, он развивал свою давнишнюю мысль об истории как о второй вселенной, воздвигаемой человечеством в ответ на появление смерти с помощью явлений времени и памяти”.

(После отъезда Лары, часть 14, гл. 15):

“…то, что называется ходом истории, он представляет себе… наподобие жизни растительного царства… Лес не передвигается, мы не можем его накрыть, подстеречь за переменою места. Мы всегда застаем его в неподвижности. И в такой же неподвижности застигаем мы вечно растущую, вечно меняющуюся, неуследимую в своих превращениях жизнь общества, историю”.

Выводы.

По Пастернаку, человек застает исторический процесс только на каком-то этапе. “История – вторая вселенная, которую воздвиг человек в ответ на явление смерти с помощью явлений времени и памяти”.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Как связаны доктор и окружающий мир?

Кто в его воображении сливается с деревьями, стихией, ветками и так далее?

( Доктор в Мелюдеево, часть 5, гл. 6):

“Все кругом бродило и всходило на волшебных дрожжах существования. Восхищение жизнью, как тихий ветер, широкой волной шло не разбирая куда по земле и городу, через стены и заборы, через древесину и тело, охватывая теплом все по дороге”.

( Дневник в Варыкино, часть 9, гл. 8):

“Первые предвестия весны, оттепель. Воздух пахнет блинами и водкой, как на масляной, когда сам календарь как бы каламбурит. Сонно, масляными глазками жмурится солнце в лесу, сонно, ресницами им щурится лес, маслянисто блещут в полдень лужи. Природа зевает, потягивается, переворачивается на другой бок и снова засыпает”.

( В партизанском отряде, часть 11, гл. 7):

“Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнем зари вечерний лес. В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света. Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекал все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу… “Лара!” – закрыв глаза, полушептал или мысленно обращался он ко всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озаренному пространству”.

( Уход из отряда, часть 12, гл. 9):

“Она была наполовину в снегу, наполовину в обмерзших листьях и ягодах, и простирала две заснеженные ветки вперед навстречу ему. Он вспомнил большие белые руки Лары, круглые, щедрые, и, ухватившись за них, притянул дерево к себе. Словно сознательным ответным движеньем рябина осыпала его снегом с головы до ног…”

Выводы.

По мнению автора, природа – волшебство, когда человек понимает ее, он понимает жизнь. Доктору, а следовательно и автору, интересно все окружающее, он всегда в ладу с природой. Свет мира входит в его грудь, от этого вырастают крылья, он может творить. Он часто чувствует, что Лара – это продолжение природы, чувствует, что стремление к ней – стремление к жизни. Поэтому и его уход из отряда – не предательство, а уход к жизни. И потеря Лары для него равносильна потери жизни.

Что является антитезой жизни в природе?
Где кончается жизнь Ю. Живаго?

Рельсы, трамвайные и железнодорожные пути, урбанистическая культура. В этом Б. Л. Пастернак традиционен, вспомним Н. Гумилева и его “Заблудившийся трамвай”:

Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят – зеленная, – знаю, тут
Вместо капусты и брюквы
Мертвые головы продают.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОТНОШЕНИЯ
С ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ

1. Кончается ли роман со смертью Ю. А. Живаго? Что в конце?

– Роман (бессмертное произведение) продолжается, рассказывая о жизни Тани, дочери Лары, но заканчивается все же не этим, а стихами.

2. Как вы думаете, почему?

– Стихи – то, что не может умереть.

3. Цикл стихов Ю. Живаго открывается стихотворением “Гамлет”. Прочитайте. Почему оно носит такое название?

– Оно решает “вечную” проблему о том, как жить, поднят гамлетовский вопрос: “быть или не быть”.

Какова основная мысль?

– Человек в жизни должен сам пройти свой крестный путь и выпить чашу до дна.

4. Заключительное стихотворение – “Гефсиманский сад” (перед чтением учитель дает справку и читает отрывок из Евангелия).

Что общего есть в первом и последнем стихотворении цикла?

– Основная мысль, объединяющая оба стихотворения, – достижение бессмертия через христианскую идею страданий и крестного пути.

Кроме того, можно попросить ребят найти в других стихотворениях взгляд Ю. Живаго на эту проблему.

5. Взгляды автора и лирического героя на эту проблему в романе.

( Живаго у постели больной Анны Ивановны, часть 3, гл. 3):

“…сколько ни припомните, вы всегда заставали себя в наружном, деятельном проявлении, в делах ваших рук, в семье, в других. Человек в других людях и есть душа человека… Смерти не будет, говорит Иоанн Богослов… потому что прежнее прошло… потому что это уже видали… а теперь требуется новое, а новое есть жизнь вечная”.

( “Тифозный час” доктора, часть 6, гл. 15):

“И две рифмированные строчки преследовали его:

Рады коснуться
и
Надо проснуться.

Рады коснуться и ад, и распад, и разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И – надо проснуться. Надо проснуться и встать. Надо воскреснуть”.

( Дневник в Варыкино, часть 9, гл. 7):

“Каждый родится Фаустом, чтобы все обнять, все испытать, все выразить”.

( После боя на поляне, часть 11, гл. 4):

“В псалме говорится: Живый в помощи Вышнего. В грамотке это стало заглавием заговора: “Живые помощи”… Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул ее и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности”.

( У Ларисы перед письмом от Тони, часть 13, гл. 17):

“Что-то сдвинулось в мире. Кончился Рим, власть количества… Вожди и народы отошли в прошлое. Личность, проповедь свободы пришла им на смену. Отдельная человеческая жизнь стала Божьей повестью, наполнила своим содержанием пространство вселенной”.

Выводы.

По Пастернаку, человек осознает себя лишь в жизни других или в том, что оставляет после себя. Следовательно, он изначально не может умереть, а живет вечно.

Жизнь просто так не дает ничего, поэтому каждого в жизни ждут его собственные страсти, страдания. Лишь пройдя их, он может надеяться на воскрешение. Жизнь – дар всем, без различия классов и каст, это объединяет всех. Она наполнила содержанием вселенную и дает смысл всему. По мнению автора, понятие жизни одного человека и жизни народов уравновешены.

В качестве итоговой работы предлагаются Сочинения на темы:

1. “Смерти не будет…” (по роману Б. Пастернака “Доктор Живаго”).
2. Место стихотворений Ю. Живаго в художественной структуре романа Б. Пастернака “Доктор Живаго”.
3. Революция и гражданская война в судьбе русской интеллигенции в романе.
4. Женские образы и их роль в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Целое с миром - Новые сочинения


Целое с миром