Азбука батьківської любові

“ШКОЛА ЛЮБЯЩИХ РОДИТЕЛЕЙ”
ЗАНЯТИЕ № 1. ВВОДНОЕ

Цель : познакомить участников группы с предполагаемой работой, рассказать о формах, методах, тематике.

1. Приветствие

Цель : приветствие участников группы, создание рабочей атмосферы.
Ведущий. Добрый вечер, уважаемые мамы! Мы рады вновь видеть вас! По окончании второго этапа занятий вы говорили о том, что вопросы у вас остались. Поэтому мы снова вместе. И если в прошлый раз мы больше внимания обращали на детей, их трудности и особенности, то сейчас мы предлагаем вам поработать

над собой. Работа будет, наверное, для кого-то из вас сложной, потому что потребуется не только пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком, но и переоценить свое прошлое, проанализировать настоящее. Но как бы ни было трудно, пожалуйста, не останавливайтесь на достигнутом, не прекращайте посещать наши занятия. Мы становимся одним целым, и отсутствие кого-то из нас будет очень остро ощущаться.
Сегодня мы поговорим о том, чем нам предстоит заниматься, обсудим организационные вопросы. А в конце занятия подпишем контракт, в котором будут изложены все основные условия совместной работы.
А сейчас давайте познакомимся
поближе.

2. Упражнение “Знакомство”

Цель : познакомиться поближе, привлечь внимание друг к другу.
Инструкция : “Пожалуйста, представьтесь так, как вам хотелось бы, чтобы вас называли в группе. В течение трех минут расскажите о себе все, что считаете нужным. Если вы рассказали все, что хотели, а время не закончилось, группа будет просто молчать, если же не уложились в отпущенное время, то мы будем вынуждены вас прервать”.
Рефлексия : “как выполнялось это упражнение, что было сложным, а что далось легко, что нового вы открыли для себя?”
(Рефлексия сопровождает каждое упражнение и занятие и содержит примерно одинаковые вопросы, поэтому в дальнейшем она расшифровываться не будет, кроме особых случаев.)
Комментарии : упражнение несет много информации для ведущих и позволяет увидеть участников гораздо глубже. Например, что является значимым (с этого, как правило, начинается монолог), как подается информация, каковы мимика, жесты, степень волнения, умение слушать другого человека и т. д.

3. Деловая информация

Ведущий. Нам необходимо определить время встреч, продолжительность занятий, регулярность и в конце занятия подписать контракт. Мы предлагаем следующую тематику занятий (оговаривается тематика).

4. Правила работы группы

Цель : выработать правила работы группы.
Инструкция : “Для того чтобы нам было комфортно и безопасно работать, чтобы наша группа плодотворно существовала, нужно выработать общие правила. (Предлагаются и обсуждаются правила.) Подводим итоги: могут быть следующие правила: конфиденциальность, “здесь и сейчас”, “Я-высказывания”, активность, право на ошибку и т. д.
Рефлексия.
Комментарии : если участники не знакомы с групповой работой, нужно немного рассказать о смысле правил и о важности их соблюдения.

5. Упражнение “Дерево”

Цель : создать условия для осознания своей жизненной позиции.
Инструкция : “Постройте дерево, в качестве строительного материала используя участников группы”.
Рефлексия : “какую роль вы играли; как чувствовали себя; какую роль хотели бы получить, но не получили; что, на ваш взгляд, скрывается за этим упражнением?”
Комментарии : ведущему следует обратить внимание на процесс выстраивания дерева: как вел себя каждый участник. В данном случае можно использовать метафору “Дерево – это жизненное кредо человека. Кто он в жизни: “корень”, от которого “питаются”, “ствол”, который держит на себе весь груз “ветвей”, и т. д.
Можно попросить самих участников раскрыть смысл этого упражнения.

6. Упражнение “Автобус”

Цель : помочь осознать способы достижения намеченных целей.
Инструкция : “Представьте, что вы едете в переполненном автобусе. Вам нужно выходить на следующей остановке, пробираясь с задней площадки к передней двери”. (Все участники группы имитируют автобус, по очереди “пробираясь” к выходу.)
Рефлексия : “каково вам было “пробираться”; какие средства вы использовали для достижения цели; что можете сказать о действиях других участников?”
Комментарии : ведущим нужно обратить внимание на активность каждого участника, на трактовку происходившего. Можно предложить метафору “Автобус – это наша повседневная жизнь”, и по тому, как мы ведем себя в нем, можно, наверное, определить, как мы ведем себя в жизни.

7. Заполнение анкеты “Ожидаемые результаты”

Цель : обсудить предполагаемые результаты от работы в группе.
Инструкция : “Составьте график, отметьте разными цветами три варианта:
1) как вы оцениваете нашу работу сейчас,
2) чего ожидаете от занятий,
3) как должно быть в идеале.
Оцените по десятибалльной системе следующие показатели:
– самочувствие;
– активность (желание взаимодействовать);
– уровень понимания себя;
– уровень понимания ребенка;
– свои способности как воспитателя”.
Рефлексия : “расскажите, как работалось над графиком, что нового открыли для себя?”
Комментарии : обратить внимание на уровень оценивания всех параметров; отследить, какой рост запланировал каждый участник.

8. Упражнение “Ладошка”

Цель : эмоционально расслабиться и сблизиться.
Инструкция : “Обведите на листе бумаги свою ладонь. Внутри каждого пальца впишите по одному качеству, которое вам в себе нравится. Затем листы передайте по кругу, и каждый участник допишет те качества, которые он ценит в этом человеке”.
Рефлексия.
Комментарии : можно использовать музыкальное сопровождение.

9. Рефлексия занятия

Цель : обозначить эмоциональное состояние участников.
Инструкция : “пожалуйста, расскажите о том, что чувствуете сейчас, как прошло занятие, что особо запомнится, сравните себя с каким-нибудь образом”.

10. Домашнее задание

Нужно принести личные фотографии.

ЗАНЯТИЕ № 2.
“РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА”

Цель : создание условий для воспоминаний и переосмысления детства.

1. Приветствие
2. Упражнение “Никто не знает”

Цель : улучшить групповую атмосферу, сократить дистанцию в общении.
Инструкция : “Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу: “Никто не знает, что я (или у меня)…” Будем внимательны и сделаем так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать несколько раз”.
Рефлексия : “что нового узнали о членах группы; какая информация выдавалась чаще; почему, как вы думаете?”
Комментарии : обратить внимание на искренность участников, желание работать.

3. Слово ведущего

Ведущий. Сегодня мы продолжаем наши занятия и предлагаем обратиться к воспоминаниям, а точнее – будем вспоминать детство. Но прежде чем погрузиться в воспоминания, назовем еще раз правила группы.

4. Упражнение “Родиться вновь” (26)

Цель : актуализация ощущений, эмоций, связанных с пренатальным периодом, обозначение возможных причин эмоциональных проблем и психотерапевтическое воздействие.
Инструкция : “Сядьте на ковер и закройте глаза. Почувствуйте, как вы расслабляетесь. Если тело наклоняется вперед, позвольте ему сделать это. Если захочется положить руки на пол, положите. Ваше тело может захотеть принять положение ребенка в чреве матери; если вы почувствуете, что для вас это естественно, сделайте это. Станьте маленьким ребенком в материнской утробе. Прислушайтесь к своему дыханию. Просто слушайте: воздух входит и выходит. Почувствуйте это…
Вы – маленькое зернышко, слияние двух начал: материнского и отцовского. Вам всего 10 дней. Вы можете начать свой путь. Вы чувствуете себя единым целым. Один… Один… Один… Един… Един… Един… И в этом чудном единстве вы чувствуете зарождение жизни. Проходит три недели. Постепенно развивается тело, зарождаются мозг, кровь, сосуды. Одна трубочка – самая важная. Она наполняется силой и начинает пульсировать. Это бьется ваше сердце. Прошло уже пять недель. Появляются предвестники мускулов. Очень быстро развиваются нервы. Идет уже седьмая неделя. Вы уже способны почувствовать свое внутреннее движение. Двенадцатая неделя. Развивается спинной мозг. Вы уже можете почувствовать себя мальчиком или девочкой. Ваше тело растет. Кончается седьмой месяц вашего развития. Ваши легкие уже могут дышать воздухом. Кожа постепенно становится гладкой. Вы набираете вес. Идет девятый месяц. Вы становитесь сильным и активным. Вы готовы к жизни.
Вы знаете, что жизнь зависит не только от вас, – но и от вас тоже. И вы можете уже сейчас подумать и создать ее модель – успешную, интересную, приятную. Вы знаете, что в жизни будут разные периоды, – вы будете развиваться быстро и медленно, вам будет хорошо и плохо, вы будете ощущать себя в полете и падении. И потом снова в полете… И вы знаете, что все это – великая тайна. И все-таки вы уверены, что в жизни есть множество дверей, и в ваших силах открыть эти двери и найти то, что вам хочется.
Вы активны и сами можете открывать эти двери. И хотя вы подвержены влиянию внешнего мира, так как зависите от мамы, папы, учителей, вселенной, вы одновременно активное начало, и многое в ваших руках. У вас чудесное богатство – вы способны учиться. Вы можете чувствовать и выбирать свое отношение к себе и людям. И вы вправе выбрать любовь.
Скоро вы появитесь на свет – и услышите свое имя, почувствуете свое тело, узнаете, что вы способны любить и принимать любовь. Ваши настоящие чувства станут вашим прошлым. Знайте – ваше будущее зависит от вас. Вы можете позволить себе жить полной жизнью в настоящем. Задумайтесь еще раз: чего вы хотите от жизни? Переберите вновь свои главные жизненные цели. И теперь спросите себя: “Все ли есть у меня для их осуществления?”
Сегодня мы можем расширить свои горизонты, найти недостающие силы, возможности и открыть закрытые до сих пор двери. Мы можем стать выше, больше и лучше, чем мы есть. Не выше других – но выше себя. Мы можем сегодня собрать всю свою волю, всю способность чувствовать и просветленными вернуться в жизнь. Сделайте глубокий вдох, полный выдох и откройте глаза: упражнение закончено”.
Рефлексия : “расскажите о том, что чувствовали, что получилось в выполнении упражнения, как чувствуете себя сейчас?”
Комментарии : при выполнении упражнения можно использовать музыку; важно обратить внимание на самочувствие участников в момент выполнения упражнения.

5. Упражнение “От 0 до 5” (авт.)

Цель : активизировать впечатления раннего детства.
Инструкция : “Пожалуйста, закройте глаза… Вспомните свое детство… Вам сейчас нет еще пяти лет. Как вы выглядите? Какую одежду любите носить? Какого примерно роста? Постарайтесь вспомнить, что было самого неприятного в этом возрасте, какие чувства вы испытывали тогда? Нарисуйте левой рукой свое воспоминание (не нужно стараться, пусть вашей рукой движут чувства, а не разум). Назовите эти чувства (запишите).
Расскажите, покажите рисунок, объясните, что это”.
Рефлексия.
Комментарии : в зависимости от уровня подготовленности участников группы, состава и т. д. можно попросить их вспомнить любое приятное событие, просто любое событие. Предлагаемый вариант (от 0 до 5) и негативное воспоминание позволят в дальнейшем провести параллель с ощущениями собственного ребенка в этом возрасте, понять, как сильно влияют установки родителей на чувства детей.

6. Упражнение “11 лет” (авт.)

Цель : активизировать воспоминания, вербализовать телесные и эмоциональные ощущения.
Инструкция : “Вспомните себя в 11 лет: как звали учителей, как вас называли одноклассники, как звали ваших друзей, во что вы обычно играли. Оцените себя по шкале от 0 до 10 (какая была самооценка в том возрасте), встаньте на этот уровень, какие чувства у вас это вызывает?
Можно считать, что 10 баллов – это ваш сегодняшний рост, он соответствует высокой самооценке, 0 баллов соответствует самой низкой самооценке”.
Рефлексия : “что происходило с вами при выполнении упражнения, что было легко, что трудно, какие чувства испытываете сейчас”.
Комментарии : выполнение упражнения может дополниться проведением параллели со своим ребенком (если он находится примерно в том же возрасте).

7. Упражнение “9-й класс” (авт.)

Цель : активизировать чувства, усилить воспоминания.
Инструкция : “Путешествуем дальше по волнам нашей памяти. Вспомните себя в 9-м классе. Представьте себя в образе растения или животного, изобразите его, сочините рассказик про этот образ или просто запишите чувства, какие возникли у вас при этом”.
Рефлексия.
Комментарии : если в группе более шести человек, целесообразнее разбить участников на пары для обсуждения рисунков.

8. Упражнение “Рассмеши” (авт.).

Цель : снять эмоциональное напряжение.
Инструкция : “Расскажите смешной случай из вашей жизни”.
Комментарии : в данном случае, на наш взгляд, инструкция не нужна.

9. Рефлексия занятия

Цель : определить, с какими мыслями, чувствами уходят участники группы; выяснить, нуждается ли кто-нибудь в индивидуальной консультации.
Ведущий. Сегодня у нас было насыщенное воспоминаниями занятие. Давайте вернемся в настоящее время. Назовите себя, свой возраст, профессию… Мы закрываем альбом воспоминаний и продолжаем жизнь. В течение недели вы можете возвращаться к воспоминаниям, но они не должны нарушать привычный ход вашей жизни. Если вдруг вам захочется как-то выплеснуть накопившиеся чувства, попробуйте порисовать, может быть, что-то записать. Может случиться так, что за эту неделю вы как-то переосмыслите прошлое. Не бойтесь это делать… Как чувствуете себя сейчас? Нужна ли вам помощь?
Комментарии : при выполнении всех упражнений на данном занятии ведущим нужно особенно внимательно наблюдать за эмоциональным состоянием участников.

ЗАНЯТИЕ № 3.
“НАЗАД ИЛИ ВПЕРЕД, В ПРОШЛОЕ!”

Цель : создание условий для воспоминаний и переосмысления поры взросления.

1. Приветствие

Цель : эмоционально настроить участников на работу.
Ведущий. Пожалуйста, расскажите, как вы прожили эту неделю, были ли какие-то воспоминания, как вы с ними поступили? Сегодня мы продолжим наше путешествие в прошлое, но сначала вспомним правила работы в группе.

2. Упражнение “Здравствуй, взрослая жизнь!” (авт.)

Цель : активизировать мысли, эмоции и чувства, связанные с этим возрастным периодом, для переосмысления жизненного опыта.
Инструкция : “Вы – скульпторы (по очереди), а все остальные – молчаливая глина. Создайте скульптуру под названием “Здравствуй, взрослая жизнь!”
Рефлексия : “что для вас взрослая жизнь, с какого возраста вы ее ведете? Какие чувства вызвали воспоминания? Как чувствовала себя “глина” в каждой скульптуре?”
Комментарии : обсуждение можно проводить после “лепки” каждой скульптуры, а можно сначала просмотреть все скульптуры и выяснить только чувства “глины”, а потом провести более глубокую рефлексию.

4. Упражнение “Я жду ребенка” (авт.)

Цель : активизировать мысли и чувства, сопровождавшие это событие.
Инструкция : “Закройте глаза. Вспомните, какие мысли и чувства возникли, когда вы узнали, что ждете ребенка. Назовите их, поделитесь своими воспоминаниями.
А сейчас сосредоточьтесь на том, какие представления о ребенке у вас были до того, как он родился. Кого вы ждали: девочку или мальчика, с каким характером? Нарисуйте ожидаемого ребенка и уже реального. У вас должно получиться два рисунка. Расскажите, что получилось”.
Рефлексия.
Комментарии : можно использовать музыкальное сопровождение.

5. Упражнение “Письмо”

Цель : активизировать представление о будущем, создать условия для переоценки настоящего.
Инструкция : “Возьмите лист бумаги и напишите письмо от самой себя в будущем себе реальной. Обязательно поставьте дату. Зачитайте письма, обменяйтесь мнениями”.
Рефлексия.
Комментарии : можно разрешить написать пожелание или ответ на актуальный в данное время вопрос. Обсуждение может проходить в парах, если участников больше шести.

6. Рефлексия занятия

Цель : оценить эмоциональное состояние каждого участника, дать возможность вербализовать возникшие мысли и чувства.
Инструкция : “Вот мы и добрались до настоящего и даже заглянули в будущее. Расскажите о том, как вам жилось сегодня, назовите возникавшие мысли и чувства.
Давайте “зачехлимся”. Назовите ваше имя, возраст, где мы находимся.
По возможности не отмахивайтесь от мыслей, чувств, которые возникли сегодня и на прошлом занятии. Примите их. Поживите с ними. Если вам потребуется какая-то помощь, мы готовы ее оказать.
Не зря, наверное, говорится, что без прошлого нет будущего”.

7. Домашнее задание

Уделять себе больше внимания, понаблюдать за своим самочувствием.

ЗАНЯТИЕ № 4. “Я… Я. Я? Я!!!”

Цель : создать условия для осмысления собственной жизни, взглядов, стереотипов.

1. Приветствие
2. Упражнение “Замри”

Инструкция: “Замрите так, как вы сидите сейчас. Нужно просидеть три минуты, не двигаясь. Обратите внимание на то, как чувствует себя каждый участок вашего тела (голова, шея, плечи, спина, грудь, руки, поясница, бедра, колени, ноги). Удобно ли вам? Где возникли неприятные ощущения?
Расслабьтесь. Расскажите, что испытывали при выполнении упражнения.
Сейчас расположитесь так, чтобы вам было максимально комфортно. Нужно также просидеть три минуты, не двигаясь. Если при этом возникла потребность вновь сменить позу, сделайте это. Задача – выбрать максимально комфортную позу”.
Рефлексия : “задуматься над тем, как наше тело может чувствовать и сообщать о чем-то. Вспомнить, когда у вас повторяются телесные ощущения. Что это может значить?”

3. Упражнение “Кто Я?” (25)

Цель : провести самодиагностику.
Инструкция: “В течение 15 минут вы должны ответить на вопрос “Кто Я?”, используя для этой цели 20 слов или предложений. Не старайтесь отобрать правильные или неправильные ответы. Пишите их так, как они приходят вам в голову. Вы же сами понимаете – правильных и неправильных ответов здесь быть не может”.
Слово участникам: как работалось, что получилось.
Интерпретация.
Рефлексия.
Комментарии : упражнение можно изменить, частично исключив интерпретацию.

4. Упражнение “Мойка машин”

Цель : снизить эмоциональное напряжение группы.
Инструкция : “Постройтесь в две шеренги. Теперь каждый из вас по очереди будет автомобилем (марку и свойства выбирайте сами), а остальные участники – моечное отделение. Машина проезжает через моечное отделение. Ее “моют”, т. е. прикасаются к ней, производят какие-то действия.
Рефлексия.

5. Упражнение “Социальные роли” (31)

Цель : познакомить с понятием “социальные роли”, дать возможность применить к себе полученные знания.
Ведущий. Вспомните, пожалуйста, упражнение “Кто Я?”. Наверное, вы перечисляли там такие понятия, как “мать”, “дочь”, “жена”, “сестра”, “подруга”, “сотрудница” и т. д. Обратите внимание, что каждый человек может относить к себе много таких понятий. Это так называемые “социальные роли”, которые выполняет каждый человек, живущий в социуме (т. е. в обществе других людей). Члены вашей семьи тоже имеют социальные роли. Каждая роль предполагает выполнение каких-либо обязанностей. Круг обязанностей, с одной стороны, определяется самим обществом, с другой – каждым человеком конкретно. Следует заметить, что у каждого есть свое, индивидуальное представление об обязанностях, и очень часто эти представления не сходятся. Это, в свою очередь, порождает многочисленные конфликты.
Давайте попробуем разобраться с вашими социальными ролями. Представьте, что каждая роль – это новая шапка на вашей голове. Нарисуйте себя и все “шапки”, которые пришли на ум.
Нарисуйте членов вашей семьи и добавьте им “шапки”.
Проведите связи между “шапками” членов семьи. Например: “шапка жены” соединяется с “шапкой мужа”; “шапка матери” с “шапкой сына” и т. д.
Задумайтесь, сколько социальных ролей выполняем не только мы, но и Дети! Разве можно все их выполнить только на “отлично”? Подумайте, какая роль вам нравится больше, удается, какая вызывает трудности. А как у ваших членов семьи?
Можно обсудить это упражнение с домашними, тогда вы убедитесь, как мало их знаете на самом деле!
Комментарии : можно продолжить работу по следующим пунктам: индивидуально описать ваше представление о ролевых обязанностях каждого члена семьи; обсудить в группе ролевые обязанности жены, мужа, детей и т. д.
Примечание : более полную информацию о работе с семьей в рамках изучения социальных ролей можно почерпнуть в книге В. Сатир “Как строить себя и свою семью” (31).

6. Упражнение “Футболка с надписью”

Цель : создать условия для определения жизненного кредо.
Инструкция : “Придумайте, какие бы надписи могли быть на вашей футболке на спине и на груди, озвучьте их”. Предлагаем каждому подумать над тем, о чем говорят эти надписи, и обсудить.
Рефлексия.
Комментарии : можно предложить придумать надписи членам семьи, участникам группы.

7. Рефлексия занятия

Цель : оценить эмоциональное состояние каждого участника, дать возможность вербализовать возникшие мысли и чувства.
Ведущий. Назовите мысли и чувства, с которыми вы сегодня уходите. Надеемся, что информация, полученная сегодня, будет еще и еще обдумываться. А закончим нашу встречу “Декларацией самоценности” В. Сатир (25, с. 99-100).
Комментарии : текст декларации можно обсудить или предложить поразмышлять над ним дома.
Примечание : текст декларации отдается каждому участнику безвозвратно.

ЗАНЯТИЕ № 5.
“Я И МОЯ СЕМЬЯ”

Цель : создание условий для осознания собственной роли в семье.

1. Приветствие

Цель : настрой на работу, снятие эмоционального напряжения.

2. Знакомство с теоретической основой занятия

Ведущий. Наше занятие посвящено сегодня теме “Я и моя семья”.
Какие вы знаете пословицы, поговорки, анекдоты о семье? (Участники группы приводят примеры.)
Цель: Активизация невербальных средств общения, осознание собственной активности в становлении семейных отношений.
Инструкция : “Все встаньте, пожалуйста, в круг, молча найдите себе пару, возьмитесь за руки, походите вдвоем. Также молча, парой, объединитесь с другой парой. Подвигайтесь какое-то время. Сядьте, пожалуйста”.
Рефлексия : “как выполнялось это задание? Как легко вы нашли себе пару или что помешало? Как в жизни вы устанавливали отношения с партнером?”
Комментарии : уделить особое внимание участникам, которые испытали трудности в поиске пары.

3. Упражнение “Что нас объединяет?”

Цель : сплочение участников группы.
Инструкция : “Работая во вновь созданных подгруппах, напишите, пожалуйста, десять признаков, общих для вашей подгруппы”.
На работу отводится около 5-10 минут. По окончании работы проводится обсуждение в группе.
Комментарии: как правило, указываются факторы социального характера (доход, вероисповедание, статус), осознаваемые причины (хобби, внешние признаки), неосознаваемые (“семейные сценарии”).

4. Упражнение “Моя роль в семье”

Цель : обозначение ролевого участия в семье и связанных с этим эмоциональных реакций.
Инструкция : “В своей подгруппе, назовем ее “семья”, распределите, пожалуйста, роли – жены, мужа, детей и т. д.”.
Рефлексия : “Устраивает ли вас доставшаяся роль? Какие усилия вы прилагали, чтобы именно эта роль стала вашей? Какова ваша роль в собственной семье?”
Комментарии : обратить внимание участников на организацию семьи в пространстве, провести аналогию с распределением ролей в собственной семье.

5. Упражнение “Скульптура семьи”

Цель : диагностика и психотерапия семейных взаимоотношений.
Инструкция : “Каждому сейчас предстоит побывать скульптором, а остальные участники подгруппы – глина. Автор создает скульптуру своей семьи и придумывает ей название. Поочередно представляем свое произведение в кругу. Время работы 10-15 минут”.
Рефлексия : “нравится ли вам роль скульптора? Как каждый член семьи чувствует себя? Что видят и думают участники группы, не вошедшие в композицию?”
Комментарии : можно предложить создать идеальный вариант скульптуры семьи с последующим обсуждением, что позволяет увидеть цели, стремления, а также разницу между ожиданиями и реальностью в семейных отношениях.

6. Рефлексия занятия

Ведущий. Кто хочет поделиться своими ощущениями, чувствами, мыслями, возникшими в ходе встречи?

7. Домашнее задание

Написать сочинение “Мои родители”.

ЗАНЯТИЕ № 6.
“Я – РОДИТЕЛЬ, А ЭТО ЗНАЧИТ…”

Цель : осознание себя в роли родителя, выяснение приоритетов и ценностей в воспитании ребенка.

1. Приветствие
2. Упражнение “Хорошо или плохо”

Цель : создание рабочей атмосферы, эмоциональная зарядка.
Инструкция : “Нужно по очереди закончить высказывания “Быть родителем хорошо, потому что…”, “Быть родителем плохо, потому что…”.
Рефлексия.
Комментарии : могут быть следующие варианты, например: “Быть матерью хорошо”, “Быть матерью плохо”; “Иметь ребенка хорошо”, “Иметь ребенка плохо” и т. д.

3. Обсуждение Сочинения “Мои родители”

Цель : выяснить семейные стереотипы в воспитании.
Инструкция : “Разделитесь на пары. Прочитайте сочинение партнера и отметьте, какие стереотипы в воспитании, на ваш взгляд, он перенял от своих родителей. Основывайте свои выводы также на работе в предыдущей группе (“Необычное путешествие”) и на личных впечатлениях.
Обсудите это со своим партнером”.
Рефлексия.
Комментарии : спорные мнения можно вынести на индивидуальную консультацию.

4. Упражнение “Я глазами ребенка” (20)

Цель : выявление и осознание индивидуальных особенностей ребенка; родительского влияния и последствий этого (на своем ребенке).
Инструкция : “Заполните анкету, оценивая от 0 до 10 следующие параметры:
1) На чем вы акцентируете свое внимание?
0 баллов – на ребенке, 10 баллов – на поведении.
2) Какие эмоции вы при этом демонстрируете?
0 – отрицательные, 10 – положительные.
3) Когда вы обсуждаете поступок?
0 – немедленно, 10 – позже.
4) Какое поведение вы демонстрируете?
0 – я часто веду себя агрессивно, 10 – я никогда не веду себя агрессивно.
Посмотрите, что у вас получилось, обсудите.
Подумайте, в каких случаях вы поступаете оправданно, в каких случаях ваши поступки не связаны напрямую с поведением ребенка. Задумайтесь: вы действительно реагируете на поступки ребенка или реагируете на него самого (то есть, возможно, вас раздражают любые действия ребенка).
Постарайтесь проанализировать, в какое время суток вы более всего конфликтуете с ребенком, по какому поводу. Вспомните, что вас на самом деле больше волнует (может быть, это бывает утром, когда вы торопитесь на работу, или вечером, когда вы устали).
Запишите свои мысли и обсудите упражнение в парах”.
Рефлексия.
Комментарии : обсуждение можно проводить в парах, если участников больше шести. Если упражнение прошло быстро или, на взгляд ведущих, обсуждение было поверхностным, можно попросить участников вспомнить, как обычно они реагируют на поступки детей (привести несколько примеров).

5. Упражнение “Шиворот навыворот”

Цель : закрепление информации, полученной в предыдущем упражнении, снятие эмоциональной напряженности.
Инструкция : “Разделитесь на группы по два человека. Возьмите по листу бумаги и сочините рекомендации для родителей по воспитанию детей. Названия рекомендаций: “Что нужно делать, чтобы потерять доверие ребенка”, “Как отучить ребенка от самостоятельности”, “Как занизить самооценку ребенка” и т. д. Зачитайте их, обсудите”.
Рефлексия.
Комментарии : мы считаем, что такие рекомендации позволят родителям увидеть, что они сами довольно часто выполняют их, не замечая этого.

6. Упражнение “Неоконченные предложения”

Цель : переоценить сложившиеся стереотипы мышления.
Инструкция : “Запишите в столбик пять предложений, которые вам нужно будет завершить”.
1) Я должна…
2) Тот, кого я люблю, должен…
3) Мой ребенок должен быть…
4) Я выражаю любовь тем, что…
5) Я люблю себя за…
Обсудить в группе то, что написали, и ответить на вопросы: “Почему кто-то из нас что-то должен? Кому должен? Кто это установил?”
Рефлексия.
Ведущий. Можно подытожить все сказанное замечательными словами: “Я – это я, а ты – это ты. И ты пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Я признаю твое право быть самим собой, а не таким, каким я хочу тебя видеть”.
Комментарии : если позволяет время, можно продолжить список вопросов, например: “Мои родители должны…”, “Мой муж должен…” и т. д.

7. Упражнение “Комплимент”

Цель : эмоционально сблизить участников.
Инструкция : “Вы уже достаточно хорошо знаете друг друга. Мы предлагаем вам подумать, какие качества других как родителей вам нравятся. Сейчас вы бросаете мяч любому и говорите: “Мне нравится в тебе как в родителе… (называете то, что вам нравится)”. Мяч может побывать у каждого из вас несколько раз. Постарайтесь в каждом найти что-то”.
Рефлексия.
Комментарии : это упражнение носит также и диагностический характер и позволяет выделить участников, пользующихся авторитетом.

8. Рефлексия занятия

Цель : оценить эмоциональное состояние каждого участника, дать возможность вербализовать возникшие мысли и чувства.
Ведущий. Вспомните тему нашего занятия. Что для вас значит быть родителем?
Расскажите, как вам сегодня работалось, что вы сейчас чувствуете, с какими мыслями уходите домой.
Комментарии : предлагаем родителям “Билль о правах родителей” Э. Шострома (25, с. 150-151).

9. Домашнее задание

Написать сочинение на тему “Мой ребенок”.

ЗАНЯТИЕ № 7.
“Я И МОЙ РЕБЕНОК”

Цель : подготовить психологическую почву для сближения родителей и детей.

1. Приветствие (авт.)

Цель : эмоционально настроить на работу.
Инструкция : “Сегодня наш разговор пойдет о детях, и работать мы будем над осознанием того, кем для нас является наш ребенок. Вспомните, как здоровается ваш ребенок в разных ситуациях, с разными людьми. Покажите нам несколько вариантов, прокомментируйте”.
Рефлексия.
Комментарии : показать, как ребенок выражает свои эмоции, как это делал в разные периоды детства.
Упражнение настраивает на волну принятия своего ребенка, если попросить вспомнить, как сами родители в этом возрасте здоровались, выражали свои эмоции.

2. Обсуждение сочинений “Мой ребенок”

Цель : обмен мнениями о своих детях.
Рефлексия.
Комментарии : упражнение носит, прежде всего, диагностический характер и позволяет увидеть ребенка глазами родителей. Можно увидеть все особенности взаимоотношений в семье, приоритеты в воспитании и т. д. Иногда сочинение может стать основой для индивидуальной консультации.

3. Упражнение “Каким я вижу своего ребенка” (20)

Цель : при помощи анкеты сформировать образ ребенка.
Инструкция : “Возьмите анкету. Вы видите перед собой довольно длинный список качеств, в которых может быть описана личность ребенка. Отметьте наличие этих качеств не у конкретного ребенка, а по предложенным характеристикам (ребенок, который меня раздражает, и т. д.). Последний столбик (для вашего ребенка) нужно заполнить после всех остальных. Задание дает возможность понять о себе кое-что очень важное.
Сопоставьте 5 характеристик с последним столбцом и ответьте на вопрос: “Какая характеристика в большей степени совпадает с профилем вашего ребенка?”
Сравните полученные результаты. Для этого:
– выпишите профили, которые совпадают с профилем вашего ребенка примерно на 70-80% и более;
– профили, которые совпадают на 60-40%;
– профили, разница между которыми составляет меньше 30%.
Какой он, ваш ребенок?
Как все
Идеал
Личность
Ребенок, который отличается от всех
Ребенок, который раздражает, или в нем присутствуют качества всех профилей”.
Рефлексия.
Комментарии : можно попросить продолжить работу и размышления дома.
Важно обратить внимание на то, что это упражнение направлено на осознание качеств своего ребенка, на то, как мы его воспринимаем и оцениваем. Но наша оценка бывает далека от объективности.

Анкета
“КАКИМИ ВЫ ВИДИТЕ ДЕТЕЙ?”

Список
качеств

Ребенок
такой,
как все

Ребенок,
который
отличается
от других

Ребенок,
который меня
раздражает

Ребенок,
в котором
я вижу
личность

Идеальный
ребенок

Мой
ребенок

1. Агрессивный

2. Глупый

3. Инициативный

4. Несдержанный

5. Болтливый

6. Веселый

7. Приветливый

8. Упрямый

9. Конфликтный

10. Способный

11. Хитрый

12. Активный

13. Общительный

14. Честный

15. Грубый

16. Пассивный

17. Послушный

18. Трудолюбивый

19. Наглый

20. Своевольный

21. Аккуратный

22. Беззащитный

23. Ответственный

24. Замкнутый

25. Лидер

26. Ленивый

27. Равнодушный

28. Скромный

29. Неряшливый

30. Дерзкий

31. Независимый

32. Умеющий слушать

33. Злой

34. Внимательный

35. Невоспитанный

36. Исполнительный

37. Отзывчивый

38. Доверчивый

4. Упражнение “Перенос качеств”

Цель : обратить внимание на неосознаваемое приписывание чужих качеств своему ребенку.
Инструкция : “Разделите лист по вертикали на две части. Слева, каждый раз с новой строки, напишите сначала 5 положительных качеств вашего ребенка, потом 5 отрицательных. Назовите их.
Поразмышляйте над тем, что написали. Родился ли ребенок с этими качествами, или они появились у него позже (вспомните, при каких обстоятельствах); есть ли у кого-то из ваших родных, близких такие же качества; может быть, что-то есть и у вас?
Подумайте, почему отрицательные качества вам особенно неприятны: может быть, есть у кого-то из родных, эстетически некрасивы, доставляют вам много хлопот и т. д.
Вспомните, что вашим родителям не нравилось в вас. Как они с этим боролись, и какой был результат.
Назовите “отрицательные” качества другими словами, найдите в них что-то положительное”.
Рефлексия.
Комментарии : если группа меньше шести человек, обсуждение можно сделать общим. Возможно выполнение в парах.

5. Упражнение-медитация “Мой ребенок в будущем” (авт.)

Цель : эмоционально настроить родителей на принятие своих детей.
Инструкция : “Сядьте удобно, закройте глаза, прислушайтесь к музыке… Дышите глубоко и спокойно… Мы переносимся на несколько лет назад… Через несколько минут появится на свет ваш ребенок. Вы еще не видите его, но уже представляете, каким он будет… И вот наконец он появился на свет. Перед вашими глазами – ваш крохотный человечек, ваш ребенок. Вы рассматриваете его и пытаетесь понять, на кого он похож, какой у него будет характер… Что он полюбит, а что не примет. Как он будет учиться в школе… Кем будет работать… Главное, каким он будет человеком? Представьте, какой большой и сложный жизненный путь его ожидает. Знайте, что он очень нуждается в вас. Без вашей заботы, участия, терпения, бесконечной любви он умрет… Первый крик… Первое кормление… Первый год новой жизни… Детский сад… Первый утренник – и взволнованно сжимается сердце: какой он уже большой! Первое сентября… Букет цветов, новый ранец… Первые оценки… и ощущение, что нет уже той безусловной близости: у него свои интересы, друзья, свой мир… И постепенно малыш превращается в самостоятельного взрослого человека. А вместе с этим незаметно проходит ваша жизнь… И вот позади школа, профессиональная подготовка. Впереди – самостоятельная, отдельная от вас жизнь. Каким он стал, ваш ребенок? Чего достиг? Какие отношения у вас с ним? Кто вы теперь? Как вы себя чувствуете?.. Не спешите с ответом, подумайте… Это уже не далекое будущее, а завтрашний день”.
Рефлексия.
Комментарии : при выполнении упражнения важно не спешить, дать возможность участникам представить свое будущее.

6. Рефлексия занятия
ЗАНЯТИЕ № 8.
“СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ И СО СВОИМ РЕБЕНКОМ”

Цель : создание условий для тренировки навыков общения.

1. Упражнение “Все плохо!”

Цель : обратить внимание на “ловушки домысливания” в общении.
Инструкция : “Я скажу всего лишь одну фразу. Ваша задача – сказать, как вы ее поняли. Итак, вот эта фраза: “ВСЕ ПЛОХО!”
Рефлексия.
Комментарии : поощрять предположения участников кивком головы, а потом спросить, бывает ли в жизни так, что вы говорите одно, а понимают вас по-другому.

2. Упражнение “Пойми меня” (31)

Цель : отработать навыки активного слушания.
Инструкция: “Разделитесь на пары. Сядьте лицом друг к другу. Сейчас один из вас будет произносить какие-то утверждения, которые кажутся ему верными. Тот, кто слушает, будет выражать свою реакцию на них фразой, начинающейся словами: “Ты имеешь в виду, что…”, и дальше повторять высказывание говорящего, чтобы дать ему понять, что смысл произнесенного высказывания понят. Ваша цель – трижды добиться согласия. После того как выполнили упражнение с одним партнером, найдите второго партнера и повторите упражнение”.
Рефлексия.
Комментарии : во время рефлексии можно спросить, как часто дома возникают ситуации, когда один не понимает другого, и с чем это может быть связано.

3. Справка о моделях и играх общения (31)
4. Упражнение “Театр одного актера”

Цель : распознавание особенностей собственного поведения.
Инструкция : “Разделитесь на пары. Попробуйте проиграть несколько сценок: попросите мужа вымыть посуду; попросите ребенка вынести мусор; попросите у подруги одолжить вам наряд; поговорите со свекровью по телефону; попросите у начальника отпуск. Один из вас будет играть самого себя, а другой – все остальные роли. Его задача – внимательно все слушать и по окончании проигрывания всех сценок дать обратную связь: в какой ситуации вы были “взрослым”, “ребенком”, “родителем”. Потом поменяться ролями и повторить проигрывание”.
Рефлексия.
Комментарии : вариант проведения – попросить партнера только отметить, какое взаимодействие было искренним и приятным, а какое взаимодействие хотелось прервать и почему.

5. Упражнение “А я делаю так!”

Цель : обменяться опытом удачного взаимодействия с членами семьи.
Инструкция : “Подумайте и запишите, что помогает вам общаться с членами своей семьи, что мешает”.
Обсуждение работы: подводя итоги, можно обратить внимание на то, что в каждой семье есть свои правила и законы, которые должны соблюдаться; к каждому члену семьи также есть индивидуальный подход (так как все разные!); опыт взаимодействия набирается с годами и передается из поколения в поколение (даже негативный!); чем больше положительной отдачи от членов семьи, тем приятнее и легче с ними общаться; личный пример – великая вещь!
Рефлексия.
Комментарии : упражнение можно модифицировать.

6. Знакомство с литературой

Цель : расширить кругозор участников группы.
Инструкция : “За 15-20 минут ознакомиться с предложенной книгой и прорекламировать ее”
Комментарии: предлагаемые книги – В. Сатир. Как строить себя и свою семью; Ю. Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком – как?; Р. Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей.

7. Рефлексия занятия
ЗАНЯТИЕ № 9.
“РАЗРЕШАЕМ КОНФЛИКТ”

Цель: поиск и апробация конструктивных выходов из конфликта.

1. Приветствие
2. Пантомима “Конфликт”

Цель : получение представления об особенностях собственного поведения в конфликтных ситуациях.
Инструкция : “Вспомните, пожалуйста, конфликт, который произошел в вашей жизни за последнее время. С каким животным вы можете cравнить свое поведение в этот момент? Покажите, пожалуйста, это животное”.
Рефлексия : “как вы чувствуете себя в образе изображенного животного? Каким животным хотелось бы быть в данной ситуации?”
Комментарии : участники группы могут угадать, какое животное изображается.

3. Теоретическая справка

Ведущий. Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях. Конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу, в одних случаях они кончаются открытым спором, в других – затаенной обидой, а бывает, что и настоящим “сражением”. Как же конструктивно решать конфликты?
Для начала вспомним, как и почему возникают конфликты между родителями и детьми; что создает конфликтную ситуацию? Какие чувства вы при этом испытываете? ( Обсуждение в группе ).
Очевидно, причиной конфликта служит столкновение интересов родителя и ребенка. Причем удовлетворение интересов одной стороны вызывает ущемление желаний другой и сильные переживания (гнев, раздражение, обиду). И для родителя, и для ребенка возможны следующие варианты исхода конфликта.
1-й вариант – выигрывает только родитель. Что происходит в этот момент с ребенком? Его сопротивление сломлено, ребенок побежден. Ему показан пример поведения: “Всегда добивайся того, чего хочешь, не считаясь с желанием другого”.
Есть и другой способ: мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Это сопровождается объяснениями, с которыми он соглашается в конце концов. Но здесь усваивается другое правило – “Мои личные интересы не в счет, все равно придется делать то, что хотят родители”.
2-й вариант – выигрывает только ребенок. Родители избегают конфликтов (“мир любой ценой”) либо готовы постоянно жертвовать собой “ради ребенка”. Какова опасность такого поведения для ребенка? (Трудности общения в коллективе.)
3-й вариант – выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок.
Этот вариант основан на двух правилах общения: активное слушание и “Я-сообщение”.
Активное слушание – “возвращение” в беседе того, что поведал ребенок, обозначив при этом его чувства (когда он обижен, потерпел неудачу, ему страшно, больно и т. д.).
“Я-сообщение” – говоря о своих чувствах ребенку, выступайте от первого лица. Сообщайте о своих переживаниях, а не о нем, не о его поведении (5).
Подробное описание овладения этими навыками общения можно найти в книге Ю. Б. Гиппенрейтер “Общаться с ребенком – как?”.

4. Упражнение “Сценки” (6)

Цель : улучшение качества невербальных и вербальных компонентов общения, выработка умения выбирать и строить логически оправданную линию поведения.
Инструкция: ” Упражнение состоит из набора предлагаемых “сцен”, содержание которых представляет элементы социального взаимодействия в различных сферах общения. Сцены построены таким образом, что один из участников взаимодействия является главным действующим лицом, другой – в рамках заданной роли подыгрывает ему. Главному участнику взаимодействия для решения задачи необходимо воспроизвести поведение, при котором проявлялись бы качества, необходимые для успешного разрешения ситуации”.
До проигрывания сцены ведущий дает подробное описание ее содержания и излагает конкретные требования, которые необходимо выполнить главному действующему лицу для успешного разрешения ситуации. Затем психолог предлагает программу поведения партнера, цель которого – попытаться создать естественные условия для ситуационного развития.
Психолог обращает внимание на особенности вербального поведения, куда входят громкость голоса, четкость дикции, адекватность интонаций и точность формулировок. Имеют значение и невербальные проявления, где учитываются особенности мимики, жестикуляции, осанка, поза, зрительный контакт.
Участники попарно проигрывают ситуацию, меняясь ролями. В каждом случае этюд повторяется до тех пор, пока поведение главного участника диалога не получает удовлетворительной оценки психолога и других участников группы.
После каждого этюда психолог комментирует поведение главного участника взаимодействия, отмечая позитивно выполненные элементы поведения и косвенно указывая на недостатки, избегая оценочных суждений.
Предлагаемые ситуации для проигрывания
– Купленный вами накануне товар не вполне вас устраивает, и вы просите продавца обменять его.
– Кто-то пытается пройти вне очереди без всяких оснований, вы препятствуете этому.
– Вы очень торопитесь и просите согласия стоящих в очереди людей пропустить вас вперед.
– Вы отказываете коллеге, который все время стремится переложить на вас часть своей работы.
– Вы просите коллегу подменить вас на рабочем месте на какое-то время.
– Соседка часто мешает вам своими разговорами. Вы объясняете ей это.
– Выражая вам порицание, члены вашей семьи ставят вам кого-то в пример. Вы отстаиваете собственные положительные качества.
– Вы выражаете члену своей семьи возмущение тем или иным поступком. Говорите о том, что чувствуете, переживаете, не оценивая этот поступок в целом.
– Настаиваете на том, что будете выполнять домашние обязанности в то время, которое удобно для вас.
– В споре с членами своей семьи найдите компромиссный вариант, попытайтесь убедить их в его целесообразности.
Комментарии. При возникающем сопротивлении в виде отказа от выполнения задания или смехе, желании все превратить в шутку необходима поддержка участника. При завершении упражнения участникам предлагается сказать друг другу что-нибудь хорошее, похвалить за удачно выполненные эпизоды. При наличии достаточного времени этап рефлексии можно включить в выполнение данного упражнения.

4. Рефлексия занятия
ЗАНЯТИЕ № 10.
“ВЫПУСКНОЙ ВЕЧЕР
В “ШКОЛЕ ЛЮБЯЩИХ РОДИТЕЛЕЙ”

Цель : оценить эффективность от работы в группе, поделиться планами на будущее, закрепить позитивное отношение к себе.

1. Приветствие
2. Задание первое

Ведущий. Давайте вспомним первую нашу встречу в “Школе любящих родителей”. Вам предлагалось начертить график, в котором разными цветами обозначены ваши самочувствие, активность, уровень понимания ребенка, уровень понимания себя и способности родителя как воспитателя. Отметьте, пожалуйста, другим цветом, на каком уровне находятся эти параметры у вас в настоящий момент.
Обсуждение в группе полученных результатов. Что получилось на данный момент? Что этому способствовало или, наоборот, помешало? Какие параметры претерпели наибольшие изменения?

3. Задание второе

Цель : получение обратной связи по работе в группе.
Инструкция : “Напишите, пожалуйста, 5 положительных моментов, которые вы получили в группе, и 5 недочетов, на которые вы обратили внимание”.
Комментарии : при желании участников это можно обсудить в круге.

4. Задание третье “Человек срывает яблоко”

Цель : осознание индивидуальных особенностей в решении жизненных проблем.
Инструкция : “На одном из наших занятий в качестве домашнего задания вы рисовали человека, срывающего яблоко с дерева. Сейчас мы с вами можем обсудить, что получилось. Каждый участник представляет свой рисунок. Участники группы могут задавать вопросы автору”.
Комментарии : в ходе обсуждения дается интерпретация рисунка. Как на рисунке изображен человек, срывающий яблоко, так и в реальной жизни человек решает свои проблемы (3).

5. Задание четвертое “Мое будущее”

Цель: поделиться планами на будущее, диагностика групповой и индивидуальной динамики.
Инструкция : “Вам на листе бумаги предлагается создать рисунок на тему “Мое будущее”. На работу отводится 20-30 минут”.
По завершении работы участники группы в круге проводят обсуждение. По очереди происходит представление рисунка. Автор выкладывает свой рисунок в круг. Каждый участник высказывает свое мнение по поводу рисунка, говоря о своих мыслях и чувствах. По мере того как выскажутся все участники, слово предоставляется автору рисунка. Автор говорит о том, что он хотел сказать своим рисунком, насколько участники группы поняли его замысел, почувствовали его эмоциональное состояние.
Комментарии : в ходе обсуждения акцентируются позитивные установки на будущее. По мере того как каждый рисунок выкладывается на пол, создается общий рисунок группы по данной теме.

6. Упражнение: “Я научился у тебя…”

Цель : повышение самооценки каждого участника группы, получение каждым участником обратной связи.
Инструкция : “Подпишите лист бумаги. Отдайте его соседу слева. Пусть он продолжит фразу “Я научился у тебя…”. Лист должен пройти по кругу и вернуться к хозяину”.



Азбука батьківської любові - Сочинения по русскому языку


Азбука батьківської любові