Апокалипсис революции

Урок-семинар

Революция – судорога, простор всем дурным и зверским инстинктам. (М. Горький)

Всякая революция – кровавый бассейн, в котором отмывают аморальные деяния. (Р. Шатобриан)

Ход урока

Урок строится как Отчет о работе в группах (сообщения, чтение наизусть, сопоставление событий французской революции и русской; фон – видеослайды, фрагменты из художественных фильмов, музыка).

Слово учителя. “С Россией произошла страшная катастрофа…” – так писал Н. Бердяев о революции в работе “Духи русской революции”,

считая, что ее жестокий характер определяется “старыми национальными болезнями и грехами”

Кто слаб, в работе грозной гибни!
В прах, в кровь топи любовь свою!

Нет “человеческому” в человеке – вот основной призыв того времени, а потому Брюсов, принявший революцию, взывает, побуждает, повелевает.

Стань, как гранит, влей пламя в вены,
Вдвинь сталь пружин, как сердце, в грудь!

Глаголы повелительного наклонения звучат как набатный колокол, зовущий “Русь к топору” ; сочетание Гранита, пламени И стали создает образ фантастического Человека-монстра, трансформера ; метафора “сталь

пружин” означает отсутствие крови и живого, горячего сердца: человек будущего рождается уже сегодня. Иными словами, стань бесчувственной машиной, Манкуртом, готовым убить даже собственную мать.

Исследователи творчества Брюсова считают, что поэт призывает к “умерщвлению чувств” еще и потому, что в это страшное время Чувствительный, гуманный человек Не выживет.

Строг выбор: Строй, рази – иль Падай!
Нам нужен Воин, кормчий, страж!

Не должно быть “жажды нег” , потому что “Кто дремлет, медлит, тот – Не наш “!

Выбор действительно антитетичен: или созидание (“строй”) , или смерть, гибель прогнившему миру (“рази”) . Библейское “Кто не со Мной, тот против Меня” интерпретировано до ужасающей жестокости.

Другие же Профессии “в годину смуты и разврата” не нужны, только Убивай, веди, сторожи! Забыты Божьи заповеди, узаконен массовый разбой… Истинны слова Н. М. Карамзина: “Народ есть острое железо, которым играть опасно, а революция – отверстый гроб для “добродетели и самого злодейства””. Значит, не будет ни победителей, ни побежденных, и все “во имя борьбы” .

Стихотворение “Третья осень” написано в октябре 1920 года. “Знаменательная, величественная, светозарная” революция свершилась три осени назад, а в стране до сих пор властвуют голод, горе, нужда, до неузнаваемости изменившие Россию.

В городах, бесфонарных, беззаборных,
Где пляшет Нужда в домах,
Покрутись в безлюдии черном,
Когда-то шумном, в огнях…

Исчез шумный, оживленный мир города, став “черным безлюдием”, где “пляшет Нужда ” (слово именно с заглавной буквы – это подчеркивает его гиперболичность, всеохватность и жуткое давление на людей). А что же не видно радости в стране, охваченной “музыкой революции” ?

…люди Гурьбой
Ругаются, корчатся, стонут,
Дрожа на мешках с крупой…

Градация второй строки иллюстрирует апогей человеческого, вселенского горя.

О Гражданской войне в стихотворении сказано резко, с ненавистью: у Брюсова она жестока и бессмысленна.

А там, на погнутых фронтах,
Куда толпы пришли на убой…

(Реминисценция. В романе Л. Н. Толстого князь Андрей, глядя на купающихся солдат, тяжело, со страданием, называет их “пушечным мясом” : толпа, отправляемая “на убой” . Но если у Толстого эти солдаты объяты “скрытой теплотой патриотизма” , то у Брюсова война поднята “пьяной пальбой” , случайной и злой.)

Строки стихотворения показывают внутреннее несогласие поэта с революцией: она развязала войну, оголив голод, нужду, стерла человеческую личность (“мы новые гимны поем”, “над нашим нищенским пиром”) ; революция, наконец, опасна и несвоевременна.

Торопя над встревоженным миром
Золотую зарю времен.

“Парки в Москве”. Парки – это три богини мщения, одна из которых, по преданию, перерезает ножницами нить человеческой жизни. У Брюсова парки появились в Москве “в день крестильный в Октябре” , день революционного переворота, день, когда Россия меняла царя и Бога на новую, большевистскую, веру.

И, когда в Москве Трагические Залпы Радовали слух,
Были Жутки в ней – Классические Силуэты трех старух.

“Классические” – это не красота и гармония, это отвратительные старухи с ножницами в “дряхлых, скорченных руках”. Антитеза показывает противоестественность революции, узаконившей ненависть, злобу и кровожадное желание истреблять себе подобных. Старухи “режут” , пробираясь к нити жизни Всего народа, одевшись

То народными пирожницами,
То крестьянками в лаптях…

Интересно, что парки не принадлежат ни к купцам, ни к дворянам, ни к духовенству – они “пирожницы” и “крестьянки” , Простой народ, тот самый народ, который “резал” всех остальных в эти октябрьские дни: насилие и смерть исходили от народа. Вот почему Н. М. Карамзин называет народ “острым железом, которым играть опасно”.

Стихотворение “Мятеж” , посвященное французскому поэту и другу Эмилю Верхарну, написано в 1920-м, через три года после революции. В нем Брюсов дает оценку голоду, разрухе, нищете и Гражданской войне.

В одежде красной и черной
Исполин,
От земли к облакам
Восстающий упорно,
Властелин…

По Брюсову, революции присущи только Красный (боль, страдания, кровь, насилие) и Черный (мрак, бездна, символ хаоса и смерти) цвета. Революция, великая в своих масштабах, Исполин и Властелин, встающий упорно до облаков, желает быть новым богом. Будущее неизвестно и опасно, так как революция – Мятеж, разрушающий вековую историю и приносящий радость “рева толпы” , находящейся в “кровавом тумане” .

Разрушаются культура, традиции, нравственные ценности.

Пусть Книги горят на кострах дымно-сизых,
Пусть Древние мраморы в тогах и ризах
Разбиты на части…

Но самое главное – гибнут люди “во имя Свободы” , а в это время:

Под победные крики –
Вползает неслышно Грабеж,
Бессмысленный и дикий, –
Насилье, бесстыдство, ложь!

Брюсов понимает, что только разрушения недостаточно, надо Строить, но этого нет уже в течение Трех лет! Везде властвует безграничный мятеж, не могущий поднять “новой жизни свет” .

Над пожарищами,
Над развалинами,
Над Людьми опечаленными,
Над Красотой, обрекаемой тлению, –
В огне и дыму…

Поэта изначально революция вдохновляла и влекла за собой (да и стихотворение заканчивается мажорным призывом: “Разрушению – Привет!” ). Однако это разрушение с каждым годом становилось все настойчивее и беспощаднее, уничтожая целый мир некогда прекрасной, богатой и великой страны. Революционный Исполин уже не влечет, а пугает, и Брюсов перестает ему доверять.

Подводя итоги урока, можно поразмышлять над стихотворениями других поэтов (например, М. Волошина “Русская революция”, “Террор”, “Бойня”, “Потомкам (Во время террора)”).

Домашнее задание. Эссе “Революция – это…”.



Апокалипсис революции - Сочинения по литературе


Апокалипсис революции