Алексей Николаевич Толстой

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года в самарском Заволжье, которое стало для писателя той малой родиной, с которой начинается постижение страны, мира, эпохи. Отец писателя граф Николай Александрович Толстой был одним из известнейших людей губернии, а мать Александра Леонтьевна была писательницей, вскоре ушедшая от отца Толстого к либеральному деятелю А. Бострому, который и стал вторым отцом Алексея Толстого. Раннее детство Толстого протекало в имении Сосновка, в русской заволжской деревне, на берегу реки Чагра, В Николаевской

уезде Самарской губернии. Писать он начал очень рано.

Александру Леонтьевну, мечтавшую о писательской карьере сына, писания эти огорчали. “Все очень серо”, – вынесла она приговор. Толстой с юности положил себе писать ежедневно – и к моменту своих успешных дебютов в прозе, относящихся к 1910 году, Толстой уже был опытным литератором, проведшим за письменным столом тысячи часов. Уже его первые книги стихов, особенно сказок (“Сорочьи сказки” и “За синими реками”), привлекли внимание критики

и читателей “какой-то особой свободой, непринужденностью, (которой всегда отличались все писания Толстого)”. Повести и рассказы, объединенные позднее в цикл “Заволжье”, открыли русскому читателю уверенного мастера, “писателя, несомненно, крупного, сильного и с жестокой правдивостью изображающего психическое и экономическое разложение современного дворянства” (цитата М.

Горького). Для характеристики отношения молодого писателя к героям “Заволжья” следует подчеркнуть фигуру “нового человека” – крупного предпринимателя богача Растегина. Как ни смешны, а порою и ужасны дворянские последыши, с которыми сводит его поездка “за стилем”, но в сравнении с ними он вовсе ничтожен, своего ничего за душой у этого новейшего российского буржуа. Единственное святое, что есть в мире “Заволжья”, – это свет чистой и верной женской любви. Образ Веры Ходанской положит начало целой галерее толстовских девушек, героинь романов “Чудаки”, “Хромой барин” и других произведений.

Период, наступивший у молодого писателя вслед за успехом “заволжским” повестей и рассказов, был для него весьма непростым. Он много пишет, печатается. Пьесы, созданные по темам “Заволжья”, пользуются успехом шумным, порой даже скандальным.

Выходит первый – “Чудаки” (1911), а затем и второй – “Хромой барин” (1912) романы Толстого. Он – петербуржец, участник кружков и литературных клубов, посетитель вернисажей и салонов, сотрудник многих журналов, газет, альманахов, сборников. Но за успехом этих лет стоит и нечто иное: все углубляющийся кризис художника и гражданина, ощущение тупика, в который он движется. Сам Толстой уничтожающе отрицательно отзывался о своих произведениях 1912-1914 годов: “Я исчерпал эту тему воспоминаний и вплотную подошел к современности.

И тут я потерпел крах. Повести и рассказы о современности были неудачны, не типичны”. В статье “Отрочество” (1914) он выразил вдруг очнувшееся в нем, как и во многих русских интеллигентах, сознание родины: “Мы даже не знали – любим ли мы нашу страну, или так – проживаем в ней только? ” Война пробудила, по словам писателя, “величайшее понятие, таинственное по страшному могуществу своему: слово – отечество”. Цикл очерков А.

Толстого “По Волыни”, “В Голиции”, “На Кавказе”, рассказы “Обыкновенный человек”, “Анна Зисерман”, “На горе” и др. невозможно сравнить с потоком “патриотической” халтуры, с рассказами сочинителей в “Ниве” и прочих журналах, живописующими зверства германцев и умилительную благостность русского “серого солдатика”. В 1918 году писатель вместе с семьей эмигрирует из Советской России. В 1923 году он вернулся на Родину.

Повести и рассказы, написанные Толстым во время эмиграции, отражали его отношение к самой эмиграции. Повесть “Похождения Невзорова, или Ибикус” (1923-1924) можно без преувеличения назвать сатирической энциклопедией начала эмиграции. Перекликаясь местами с булгаковским “Бегом”, повесть отличается от произведения Булгакова всепроникающим комизмом; история, подобная судьбе генерала Хлудова, в “Ибикусе” невозможна. Как бы продолжением “Похождений Невзорова” являются повести “Рукопись, найденная под кроватью” (1923) и “Черная пятница” (1923), написанные ранее. Нетрудно заметить, что произведения начала 20-х годов, написанные во время жизни Толстого в Берлине – Роман “Аэлита”, повести “Черная пятница”, “Убийство Антуана Риво”, “Рукопись, найденная под кроватью” – и в первый год жизни в России – “Похождения Невзорова”, – повествовали о свежем, дымящемся прошлом и полны тревожных предчувствий, как настроение героя рассказа “Мираж” (1924), возвращающегося на Родину.

Начиная с темы эмиграции, на протяжении 20-х годов А. Н. Толстой создавал в основном рассказы и повести сатирические, отрицающие, а не утверждающие. Из них ушла даже тема женской любви, которая освящала действительность в его раннем творчестве, сулила героям единственную “нетленную точку” в хаосе жизни – любящее сердце женщины.

Крупные произведения, созданные в эти годы – романы “Эмигранты” (“Черное золото”) и “Гиперболоид инженера Гарина”, – также отрицают как старый гуманизм, так и идею сильной личности, приводящую к фашизму (Гарин), разоблачают идеалы буржуазного общества. Мастерство Толстого-сатирика достигает в эти годы высшей точки. Именно в сатире он впервые пришел к созданию типов. И все же это были годы творческой неудовлетворенности, годы поисков.

Писатель искал свою темы. Тему по плечу своему таланту, тему, ведомую идеей, которая никогда не оставляла его, – идеей русской государственности, идеей величия русского народа. Этой темой станет для Толстого эпоха преобразований Петра I.

Еще до создания романа “Петр Первый” писатель неоднократно обращался к исторической теме. Он сам считал началом своей работы в прозе рассказ “Соревнователь” (1909). “Соревнователь”, “Катенька” (1910), несколько пьес, из которых наиболее удачна “Любовь – книга золотая” (1918) – это обращение к анекдоту, мастерская имитация “галантного” стиля. Последним из произведений этого рода стала повесть “Граф Калиостро” (1921) с щедрым набором исторической экзотики.

Однако уже до этого началась серьезная работа писателя над темой Петра I – рассказ “День Петра” (1917). Особняком в творчестве Толстого стоит рассказ “Четыре века” (1914). Ни до этого рассказа, ни после писатель не попытается на нескольких страницах обозреть “четыре века”, четыре эпохи в жизни России. Непрерывность повествования, когда соседние строки могут быть разделены десятилетиями в жизни героев, напоминает стилевую манеру Горького, в стремлении выйти из семейно-бытовых рамок, точнее, вывести их них смену исторических эпох намекают нам на возможности Толстого – будущего создателя эпопеи “Хождение по мукам”.

Рассказ “Древний путь” (1927) – одно из наиболее совершенных созданий Толстого. Тема крушения старого гуманизма, столь занимавшая писателя (так же как А. Блока, М. Горького и др. ), раскрыта здесь необычайно емко и с убедительной зримостью.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...

Алексей Николаевич Толстой