Александр Петрович Сумароков

Александр Петрович Сумароков, самый последовательный из писателей-классицистов, наряду с практикой литературной деятельности сумел дать теоретическое обоснование Классицизма как литературного направления, характерного для России середины века. В литературе Сумароков выступил как продолжатель в то же время антагонист Ломоносова. В 1748 г. в “Эпистоле о стихотворстве” Сумароков пишет о Ломоносове: “Он наших стран Мальгерб; он Пиндару подобен”.

Впоследствии Сумароков вспоминал о том времени, когда они с Ломоносовым были приятели

и ежедневные собеседники “и друг от друга здравые принимали советы” (“О стихосложении”). Затем началась литературно-теоретическая и личная вражда писателей. А. П. Сумароков – выдающийся драматург и поэт своего времени, страстно преданный литературному делу, верящий во всемогущую силу слова, обращенного к разуму.

Один из самых плодовитых и деятельных писателей XVIII в., он обратил свое литературное творчество к дворянскому сословию. И его классицизм носил узкодворянский сословный характер, в

отличие от общегосударственного и общенационального характера классицизма Ломоносова. По справедливым словам Белинского, “Сумароков был не в меру превознесен своими современниками и не в меру унижаем нашим временем”.

Вместе с тем творчество Сумарокова было важной вехой в истории развития русского литературного процесса XVIII в. Биография Александр Петрович Сумароков родился 14 (25) ноября 1717 г. в аристократической, но обедневшей к тому времени семье. Получив первоначальное домашнее образование, Сумароков в 1732 г., 14 лет от роду, поступил в Сухопутный шляхетный корпус, открытый только для дворян.

В этом корпусе, который был обязан выпускать “начальников” военной, гражданской и придворной службы, Сумароков получил прекрасное образование и приобщился к литературе и театру. Здесь преподавались такие общеобразовательные дисциплины, как история, география, юридические науки, языки, фехтование и танцы. Корпус становится очагом новой дворянской культуры.

Много времени уделялось литературе и искусству. Недаром в корпусе в разное время учились будущие литераторы: А. П. Сумароков, М.

М. Херасков, И. П.

Елагин, А. А. Нартов и др. Группой учащихся и офицеров корпуса было предпринято в 1759 г. издание журнала “Праздное время, в пользу употребленное”, в котором сотрудничал и Сумароков, окончивший корпус в 1740 г.

Литературные интересы определили и то, что именно в Шляхетном корпусе была сыграна первая русская трагедия, написанная Сумароковым и положившая начало созданию русского драматического репертуара. Уже в годы учебы раскрылось поэтическое дарование Сумарокова. Первыми напечатанными произведениями его были две оды на новый, 1740 год, изданные отдельной брошюрой. По окончании курса наук Сумароков, несмотря на военную службу, которая носила в основном формальный характер, все время отдает литературе. Он пишет оды, элегии, песни, басни, выступает как драматург, относясь к литературе впервые как к профессиональному делу.

В годы учебы в корпусе у Сумарокова сложились твердые и высокие представления о достоинстве дворянина, о необходимости общественного служения отечеству, сложились идеальные представления о дворянской чести и добродетели. В духе этих идеалов он мечтал воспитать дворянское общество, и средством для этого избрал литературу. Сумароков обращался к правительству от лица дворянской общественности, на которой он и сосредоточил главное внимание. Он становится идеологом дворянского сословия, идеологом нового дворянства, рожденного петровским временем.

Дворянин должен служить для пользы общества. И Сумароков, в свою очередь, защищает интересы дворян. Видя в существующем крепостническом строе явление вполне естественное и узаконенное, Сумароков вместе с тем выступал против излишней жестокости помещиков-крепостников, против превращения крепостного права в рабство. “Продавать людей, как скотину, не должно”,- заявлял он в замечаниях на “Наказ” Екатерины II.

И в то же время был убежден, что “свобода крестьянская не только обществу вредна, но и пагубна, а почему пагубна, того и толковать не надлежит”. Признавая естественное равенство людей, он считал, что именно воспитание и образование делают дворян “первыми членами общества”, “сынами отечества”: Историко-литературноезначениетворчестваСумароковане следует преуменьшать. Творческая деятельность его была многообразна и прогрессивна. Он первым выдвинул положение об общественно-воспитательном значении театра и создал драматическийрепертуар, вомногомподчиненныйзадачамобщественно-политического характера. СатираСумарокова, воскресившая традиции сатиры Кантемира, способствовала дальнейшему развитию сатирико-обличительной линии в русской литературе.

С уважением писали о Сумарокове Н. И. Новиков и А.

Н. Радищев. “Жизненное и общественноенаправление” творчества Сумарокова справедливо ценил В. Г.

Белинский:”Сумароков особенно примечателен как представитель своего времени. Не изучив его, нельзя понимать и его эпохи. Если б кто вздумал написать исторический Роман или историческую повесть из тех времен – изучение Сумарокова дало бы ему богатые факты об обществе того времени”.

Как поэт-лирик Сумароков оказал влияние на поэзию Нелединского-Мелецкого, Львова, Дмитриева. У Сумарокова было много учеников-последователей. Из его школы вышли почти все наиболее крупные представители классицизма второй половины века: В. Майков, М.

Херасков, Я. Княжнин и др. Внес Сумароков немалую лепту и в разработку техники стиха и русского литературного языка, ибо живой разговорный язык различных слоев русского дворянства Сумароков знал превосходно.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...

Александр Петрович Сумароков