“Журавли” Николая Заболоцкого и Николая Рубцова

Одинаковое название двух стихотворений, принадлежащих перу разных авторов, конечно, только повод для их сопоставительного анализа. Однако между “Журавлями” Николая Заболоцкого и Николая Рубцова есть невидимые, но прочные и легко нащупываемые нити, связывающие их воедино в восприятии людей, чутких к поэтическому слову.

Следуя универсальному пушкинскому определению поэзии как “союза волшебных звуков, чувств и дум”, стоит прежде всего обратить внимание на звуковую организацию стихотворений.

Торжественность и неторопливая размеренность звучания “Журавлей” Заболоцкого достигается четырехсложным размером – пеоном первым, встречающимся в двух начальных строфах. Заданная тональность усилена аллитерациями “д Л И Нн Ым треуго Л Ь Н Иком Л Ете Л И”, “ве Л вожак в до Л И Н У изоби Л Ья // Свой Н Ем Н Огочис Л Е Нн Ый Н Арод”, передающими величественно-плавное движение птиц в небе.

Рубцовские “Журавли” написаны очень редким для поэзии ХХ века размером – пятистопным анапестом. Он придает стихотворению особую, характерную для всей рубцовской лирики плавность, завораживающую читателя. Исследователи отмечают “мелодическое колебание психологического рисунка”


Вы читаете: “Журавли” Николая Заболоцкого и Николая Рубцова