Все дороги ведут в Петербург

Составной частью синхронизированного курса “История-Литература-МХК”, разработанного в ЭМЛи № 29, являются образовательные поездки в Санкт-Петербург. Они проводятся совместно с питерским Центром культурно-образовательных инициатив “Среда”, который помогает школьникам разного возраста прочитать город как книгу. “Город в подарок” – так называется одна из базовых программ центра. Говорящее название.

О работе центра, культурно-образовательных программах, которые предлагаются в помощь учителям гуманитарных предметов, нам рассказал Геннадий Николаевич ГОЛОВАНОВ, руководитель центра “Среда”.

Как учат путешествовать?

Среда – это не только день недели. Среда – это мир, окружающий человека. Помочь ребенку освоить этот мир и освоиться в нем – главная задача программ Центра культурно-образовательных инициатив “Среда”. Мы думаем, что лучшее средство для этого – путешествие.

Путешествия для школьников организуют многие, но почти никто не Учит их путешествовать : наблюдать, исследовать, “делать открытия”. Наши программы позволяют ребенку освоить увлекательную “науку путешествия”. И лучше всего изучать эту науку по необычному, живому учебнику – городу Санкт-Петербургу.

Этот город достоин удивления, он неуловим и странен, и, наверное, поэтому ни уроки, ни традиционные экскурсии не позволяют приблизиться к его пониманию. И вот, чтобы “открытие города” состоялось, мы разработали целый цикл программ, которые помогают, приехав в Петербург на несколько дней, полностью окунуться в удивительную Городскую среду. Вместе с детьми мы путешествуем по Санкт-Петербургу и его пригородам, погружаясь в различные историко-культурные эпохи. Школьники учатся ориентироваться, исследовать городские объекты, реконструировать исторические события. Они постигают законы красоты и гармонии, изучают коллекции петербургских музеев, ищут следы исторических персонажей и литературных героев, пытаются разобраться в многочисленных отражениях города.

Каждый день программы начинается с Краткого вводного занятия. Затем, разделившись на небольшие команды (7-8 человек), под руководством кураторов-групповодов школьники отправляются на Маршруты – пешеходные прогулки, во время которых они исследуют город. Маршрутный лист и карта города помогают им не сбиться с пути. Сопровождающие группу взрослые выступают не в качестве экскурсоводов, а как помощники, направляющие и организующие деятельность группы.

Продолжением маршрута обычно становится Посещение музеев. Подведение итогов дня носит название “защиты” и может проходить в самых разных формах: ролевая игра, дискуссия, аукцион, творческая мастерская, блиц-турнир и т. д. В некоторых игровых днях “защита” проводится в музее (Эрмитаже, Русском музее, музее Достоевского). Суть защиты – обсуждение всего, что удалось найти и узнать в течение дня: что поразило, что стало открытием. Одним из важных стимулов работы детей становится элемент соревновательности при оценке работы групп.

Центр “Среда” был создан в 1990 году, и с тех пор у нас в гостях побывало уже более 15 000 школьников из разных городов России. Наши постоянные партнеры и друзья, которые включили посещение Петербурга в свои учебные планы и программы – это ЭМЛи № 29, гимназия № 56, ИЕГЛ “Школа-30” (г. Ижевск), гимназии № 2 и № 120 (Екатеринбург), школа № 2 (Пермь).

По особым программам

Все предлагаемые нами культурно-образовательные программы обладают некоторыми общими чертами:

– основу каждой программы составляет метод Образовательного путешествия ;

– в основе всех программ – Игра, в ходе которой школьники ищут ответы на непростые вопросы прошлого и настоящего;

– каждая из программ состоит из Набора игровых дней, который может варьироваться в зависимости от возраста учащихся, специализации школ и содержания учебного курса;

– игровые дни для каждой группы подбираются таким образом, чтобы путешественники увидели Разнообразные “лики” города – дома, люди, события; история, архитектура, литература, техника… Город предстает не просто как набор достопримечательностей, но как целостное и многогранное явление – феномен мировой культуры, отражающий различные стороны человеческого бытия;

– все программы центра “Среда” согласованы с содержанием школьных дисциплин и великолепно Дополняют базисный курс практически всех изучаемых в школе предметов;

– все Программы взаимодополняют друг друга, но при этом каждая может реализовываться самостоятельно.

“Что во граде?”

Так называется наша программа для детей среднего школьного возраста (5-7-е классы). Ребята учатся ориентироваться в городском пространстве и воспринимать город как единый культурный феномен.

Игровые дни “Каменные лики”, “Атланты и кариатиды”, “Как город сочинился” рассказывают о том, что город может быть не только уникальным памятником культуры, но и увлекательным “живым” учебником. В эти дни школьники посещают Петропавловскую крепость, музей Академии художеств, а также музеи “Нарвская застава” и “Невская застава”.

День “Легенды и символы Петербурга” раскрывает роль города в истории и культуре России и включает посещение Исаакиевского собора.

Игровые дни “Петербург – город мира”, “Петербургские музы”, “Православный Петербург” представляют город как одну из крупнейших мировых столиц, тесно связанную с культурой всех времен и народов. Подтверждение этого школьники находят в Эрмитаже, Русском музее и храме Спаса на Крови.

Герои дней “Невская битва”, “Знаменитые петербуржцы” – те, кто оставил свой неизгладимый след в истории Петербурга и России. О них школьники узнают в Александро-Невской лавре, музеях Некрасова, Римского-Корсакова, Суворова.

Маршруты дня “Город в военном мундире” Проходят по местам, где в памятниках и мемориальных досках живет история славного военного прошлого Родины (музей истории артиллерии и войск связи).

“Книга ведет по городу” – в этот день спутниками школьников становятся герои волшебной повести А. Погорельского “Черная курица”. Почувствовать таинственную атмосферу повести помогают интерьеры Михайловского замка.

В игровой день “Дома заговорили” Школьники путешествуют во времени, гуляют по улицам пушкинского Петербурга, читают произведения А. С. Пушкина (“Домик в Коломне”, “Станционный смотритель”, ” Пиковая Дама“) и посещают музей-квартиру поэта на Мойке, 12.

“Невский, всемогущий Невский” . В этот день участники программы шагают по городу вслед за героями повестей Н. В. Гоголя и знакомятся с коллекцией Литературного музея Пушкинского Дома.

Уникальные пригороды Петербурга – Пушкин и Петродворец – раскрываются перед школьниками в игровых днях “Лицейские мудрецы” И “Фонтанных дел мастера” .

“Город в подарок”

Культурно-образовательная программа “Город в подарок” знакомит с историей, культурой, искусством, наукой, техникой Санкт-Петербурга и России XVIII-XX веков. Школьники с картой в руках разгадывают тайны бывшей столицы огромной Российской империи, изучают коллекции Эрмитажа, Русского музея, Академии художеств и других музеев, составляющих славу города; проживают день с героями Пушкина, Достоевского, Ахматовой; знакомятся с бытом и культурой жителей старого Петербурга.

Программа делится на три части.

Часть 1 (8-9-й классы). Петербург XVIII – первой половины XIX века.

Часть 2 (9-10-й классы). Петербург середины и второй половины XIX века.

Часть 3 (10-11-й классы). Петербург – Ленинград ХХ века.

Часть 1

Игровой день “Каменные лики” знакомит школьников с историческим центром города и наиболее известными архитектурными сооружениями (экскурсия по Петропавловской крепости).

“Феномен Петра” . В этот день участники программы ведут разговор о царе-реформаторе и его деяниях, посещают музей “Домик Петра I”.

“Век Екатерины” . День помогает учащимся воссоздать целостный образ екатерининской эпохи и проследить процесс зарождения отечественной литературы в музее Г. Р. Державина. День “Петербург – Дом Роман (бессмертное произведение)овых” посвящен аннинскому и елизаветинскому Петербургу, городу Екатерины Великой и Петра III. Школьники знакомятся с искусством XVIII века в залах Русского музея. “Академия трех знатнейших художеств” знакомит школьников с центрами общественной и культурной жизни Северной столицы – Академией художеств, Смольным институтом и Русским музеем. День “Российские Невтоны” ставит вопрос о значении российской науки XVIII века. Ответы школьники ищут в музее М. В. Ломоносова. “День с героем. Евгений Онегин” . Путешествуя по следам героев А. С. Пушкина, школьники комментируют текст первой главы романа “Евгений Онегин” и посещают музей-квартиру А. С. Пушкина (Мойка,12). “Петербург – город мира” . Занятия в Эрмитаже и Кунсткамере помогают детям понять город как часть мира и научиться совершать кругосветные путешествия, используя коллекции шедевров культуры других стран и народов.

Поездка в Царское Село в день “Загородные дворцы Петербурга” знакомит с феноменом загородной царской резиденции.

Часть 2

“Каменные лики – 2” . Посещение Эрмитажа и практическое занятие в центральной части Петербурга знакомят школьников с идеями и особенностями барокко, классицизма, ампира. “14 декабря 1825 года” . Участники программы реконструируют события декабрьского восстания, посещают залы допроса декабристов в Петропавловской крепости и участвуют в увлекательной дискуссии о значении этого дня в истории России.

“Дом Роман (бессмертное произведение)овых – 2” . Школьники оценивают вклад в российскую культуру императоров Николая I, Александра II и Александра III, изучают произведения искусства XIX века в залах Русского музея. “Поэзия и проза доходного дома” . Участники программы исследуют феномен петербургского доходного дома – символа эпохи – и осматривают типичный образец доходного дома, в котором ныне расположен Музей печати. “День с героем Достоевского. Родион Раскольников” . Школьники идут по городу по следам героев романа ” Преступление и наказание“, а затем обсуждают выполненные задания в музее писателя. “Петербург. Империя. Мировая держава” . Тема дня – вхождение России в число мировых держав в ХIХ веке. Школьники посещают музей Географического общества, Военно-морской музей, музей Арктики и Антарктики, музей-квартиру П. К. Козлова. “Волшебный край…” . Посещение императорских театров и связанных с ними музеев (музей-квартира Самойловых) помогает участникам программы ощутить театральную атмосферу Петербурга XIX века и исследовать роль театра как центра общественной жизни столицы. “Невский проспект” . День помогает участникам программы воссоздать картину общественной жизни петербуржцев на рубеже XIX и XX веков. Прекрасным дополнением к образовательным маршрутам по главной магистрали города становится посещение экспозиции в Комендантском доме Петропавловской крепости. “Загородные дворцы Петербурга” . Во время путешествий в Павловск и Петродворец школьники продолжают изучение “серебряного ожерелья Петербурга” – загородных царских резиденций.

Часть 3

“Каменные лики – 3” . Учебная экскурсия по Каменному острову и практическое занятие на улицах города знакомят школьников с идеями и особенностями стиля модерн. Произведения русского изобразительного искусства начала ХХ века школьники изучают в залах Русского музея.

“По сравнению с 1913-м…” . Герои дня – петербуржцы разных слоев населения, представляющие город начала XX века. Школьники узнают об их жизни в музее И. П. Павлова, музее политической истории России, Мраморном дворце, музее-квартире Ф. И. Шаляпина. “Город всех вер” . В плане дня – знакомство с основными мировыми религиями, изучение архитектурных особенностей иноверческих храмов города. Дети посещают музей Истории религии, синагогу, буддийский храм, армянские и католические церкви. “Петербургские обстоятельства. Портрет поэта на фоне города” . В этот день на улицах города и в музее Фонтанного дома школьники знакомятся с творчеством А. А. Ахматовой, обстоятельствами ее жизни и персонажами “Поэмы без героя”. “Петербург Блока” посвящен исследованию творчества популярного поэта, его отношению к Петербургу. Школьники осматривают музей-квартиру А. А. Блока. “Дачный Петербург” . Участники программы едут на Карельский перешеек, чтобы посетить музей-усадьбу И. Е. Репина “Пенаты”. “Россия. Год тысяча девятисот семнадцатого-ый” . День посвящен одному из самых неоднозначных событий XX века – Октябрьской революции (музей Политической истории России). День “Мы наш, мы новый мир построим” позволяет школьникам окунуться в атмосферу 20-30-х годов XX столетия, чтобы понять, как складывался и утверждался миф об избранности советского человека (музей С. М. Кирова, музей истории Ле­нинграда в особняке Румянцева). “Ленинградская блокада” . Прослеживая судьбы жителей блокадного города, участники программы ищут ответ на важный вопрос – что помогало выстоять и победить людям в то тяжелое время. Школьники побывают на Пискаревском мемориале, в музее “А музы не молчали” и музее Обороны Ленинграда.

Путешествовать, чтобы учиться

Нам часто задают вопрос о методе образовательного путешествия. Мы считаем, что путешествие станет образовательным при выполнении нескольких условий:

развитие и становление ребенка, его Личностный рост определяют основные цели путешествия; доминантой путешествия является не столько знакомство с отдельными достопримечательностями, сколько Постижение разнообразных способов освоения мира ; познание мира носит Деятельностный характер и опирается на собственный опыт ребенка; соблюдается Первичность наблюдения и опыта по отношению к информации : текстам учебника, рассказам экскурсовода предшествует активная творческая деятельность учащихся, связанная с освоением объектов окружающего мира, опирающаяся на наблюдение, исследование, проведение опытов или экспериментов; обеспечивается Право выбора учеником форм и методов освоения действительности, а также право принятия самостоятельных решений; детям дается возможность Самим найти ответы на поставленные вопросы, педагог направляет и организует их деятельность, отказываясь от роли всезнающего и объясняющего руководителя; каждый участник путешествия может Свободно высказать свое мнение, основанное на ощущениях, самостоятельно добытых знаниях и собственном опыте; познание мира происходит в процессе Столкновения различных точек зрения, что позволяет ребенку переосмыслить увиденное, сопоставить собственную позицию с иными и скорректировать ее.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Все дороги ведут в Петербург