Вопросы и задания по творчеству Гумилева

Фрагменты из учебной хрестоматии

1. А. А. Ахматова писала о своем образе в гумилевских стихах: “Я так привыкла видеть себя в этих волшебных зеркалах и с головой гиены, и Евой, и Лилит, и девочкой, влюбленной в дьявола, и царицей беззаконий, и живой, и мертвой, но всегда чужой”. Соотнесите эти слова А. А. Ахматовой со стихотворениями Н. С. Гумилева “Царица”, “Из логова змиева”, “Она”.

2. Прочитайте следующие фрагменты.

“В апреле 1910 г. они венчались. По воспоминаниям Ахматовой, свадьба была не началом, а концом отношений – или, вернее, началом конца Гумилев исповедовал идеал мужественного служения долгу. Его всегда привлекало “солнечное”, дневное начало (солнце один из главных образов в его поэзии). Ахматова, с ее настроенностью на психологизм, не принимала его увлечения экзотикой и героикой. Она придавала огромное значение своей внутренней, душевной жизни, каждому ее излому; была всегда замкнута и печальна – тогда как Гумилев рвался навстречу жизни, везде искал радости и новизны” (Д. Быков).

“Соединение под одной крышей двух таких самобытных и сильных поэтов, как Гумилев и Ахматова, не сулило мирного уюта. Тут интересно вспомнить поздние автобиографические наброски Анны Андреевны, где она говорит о своем чтении в ранней юности романов Кнута Гамсуна. Характерно, что “Пан”, где описана воинственная любовь двух гордых и сильных людей, нравился ей уже тогда больше, чем “Виктория”, эта поэма о чистой взаимной любви, разбитой внешними препятствиями. Уже тогда она говорила в своих стихах о “пытке сильных – огненном недуге”, о “страсти, раскаленной добела” (в черновике – о “бешенстве тоскующего зла”)” (Э. Г. Герштейн).

Затем прочитайте стихотворения Н. С. Гумилева, отражающие его отношения с А. А. Ахматовой.

Ты помнишь дворец великанов,
В бассейне серебряных рыб,
Аллеи высоких платанов
И башни из каменных глыб?
Как конь золотистый у башен,
Играя, вставал на дыбы
И белый чепрак был украшен
Узорами тонкой резьбы?
Ты помнишь, у облачных впадин
С тобою нашли мы карниз,
Где звезды,
как горсть виноградин,
Стремительно падали вниз.
Теперь, о скажи, не бледнея,
Теперь мы с тобою не те,
Быть может, сильней и смелее.
Но только чужие мечте.
У нас как точеные руки,
Красивы у нас имена,
Но мертвой, томительной скуке
Душа навсегда отдана.
И мы до сих пор не забыли,
Хоть нам и дано забывать,
То время, когда мы любили.
Когда мы умели летать.

Это было не раз

Это было не раз, это будет не раз
В нашей битве, глухой и упорной:
Как всегда, от меня ты теперь отреклась,
Завтра, знаю, вернешься покорной.
Но зато не дивись, мой враждующий друг,
Враг мой, схваченный темной любовью,
Если стоны любви будут стонами мук,
Поцелуи – окрашены кровью.

Из лирического цикла “Беатриче”

Пощади, не довольно ли жалящей боли,
Темной пытки отчаянья, пытки стыда!
Я оставил соблазн роковых своеволий,
Усмиренный, покорный, я твой навсегда.
Слишком долго мы были затеряны в безднах.
Волны-звери, подняв свой мерцающий горб,
Нас крутили и били в объятьях железных
И бросали на скалы, где пряталась скорбь.
Но теперь, словно белые кони от битвы,
Улетают клочки грозовых облаков.
Если хочешь, мы выйдем для общей молитвы
На хрустящий песок золотых островов.

Рассмотрите эти стихотворения как лирический цикл. Для этого ответьте на вопросы: 1) Какие картины прошлого предстают перед нами? 2) Как соотнесены с прошлым настоящее и будущее? 3) Можно ли поставить эпиграфом к циклу стихотворение Ф. И. Тютчева “Предопределение”?

3. Прочитайте следующие прозаические фрагменты, а затем стихотворение Гумилева “Утешение”.

“В жизни Коли было много увлечений. Но самой возвышенной и глубокой его любовью была любовь к Маше Маша с первого взгляда произвела на поэта неизгладимое впечатление. Это была высокая тоненькая блондинка с большими грустными голубыми глазами, очень женственная Как-то раз Маша ему откровенно сказала, что не вправе кого-либо полюбить и связать, так как она давно больна и чувствует, что ей недолго осталось жить. Это тяжело подействовало на поэта Осенью, прощаясь с Машей, он ей прошептал: “Машенька, я никогда не думал, что можно так любить и грустить”” (А. А. Гумилева).

“Как и ” Роман” с Ахматовой, “караваевская история” 1911 года оставила значительный след в творчестве Гумилева Кажется, что здесь впервые в гумилевском творчестве явился “софийный” свет, характерный для лирики поэта в последние годы” (Ю. В. Зобнин).

Утешение

Кто лежит в могиле –
Слышит дивный звон,
Самых белых лилий
Чует запах он.
то лежит в могиле –
Видит вечный свет,
Серафимских крылий
Переливный снег.
Да, ты умираешь,
Руки холодны,
И сама не знаешь
Неземной весны.
Но идешь ты к раю
По моей мольбе.
Это так, я знаю,
Я клянусь тебе.

Выполните следующие задания.

1) Как соотнесены в стихотворении образы земной и небесной жизни?

2) Выявите ритмические особенности стихотворения; мотивируйте их.

3) Сопоставьте отношение лирического героя к своей возлюбленной в “ахматовском” и “караваевском” циклах.

4) Можно ли отнести стихотворение, написанное поэтом в 1918 году, к символистской лирике?

4. Прочитайте следующий фрагмент:

“В поэзии и драмах Гумилева единый “мифологический” прообраз, своего рода структурная матрица, с которой можно соотносить большинство авторских текстов. Ее строение таково: человек рождается (и возрождается), чтобы войти в земную действительность, которая временно может удовлетворять его плотские желания, но никогда – дух. Последний осознает, что его истинное прибежище – это астральный мир, сверхмир, потусторонность. Земля когда-то была частью сверхмира, но теперь связь порвана. Поэтому человек, а с ним все человечество, – “чужестранец” в этом мире, блудный сын, который найдет спасение, только вернувшись к собственному Отцу. Такой возврат всегда возможен через врата смерти. Но не всегда человек достигает готовности к этому возврату в пределах собственной жизни. Отсюда – потребность в перевоплощении. Готовность к возврату приобретается в результате исчерпывающего познания тленности материального мира. Это познание освобождает от материальной зависимости и приоткрывает перед человеком путь к его духовному обиталищу. Но в пустыне жизни есть много “оазисов”, и одаренный чувством человек может легко сбиться с пути, забыв, что есть на свете “огненный столп”, который может указать выход из пустыни, помочь ему вернуться в Землю Обетованную потустороннего мира.

“Возвращение” – вот ключевое слово в поэзии Гумилева. Земля может вернуться в Сверхмир, Адам обретает свой Эдем, блудный сын возвращается в Отчий Дом. Возвращение принадлежит будущему. Поэтому поэт благоговеет перед прошлым, презирает настоящее и надеется на будущее, которое сулит восстановление прошлого на высшем уровне бытия” (И. Делич; перевод с английского А. В. Панкова).

Опираясь на прочитанное, раскройте мистический смысл символа дороги в стихотворении 1912 года “Вечное”.

Я в коридоре дней сомкнутых,
Где даже небо тяжкий гнет,
Смотрю в века, живу в минутах,
Но жду Субботы из Суббот:
Конца тревогам и удачам,
Слепым блужданиям души…
О день, когда я буду зрячим
И странно знающим, спеши!
Я душу обрету иную,
Все, что дразнило, уловя.
Благословлю я золотую
Дорогу к солнцу от червя.
И тот, кто шел со мною рядом
В громах и кроткой тишине;
Кто был жесток к моим усладам
И ясно милостив к вине,
Учил молчать, учил бороться,
Всей древней мудрости земли, –
Положит посох, обернется
И скажет просто: “Мы пришли”.

Покажите связь гумилевского мифа с картиной мира, созданной Лермонтовым в стихотворении “Ангел”.

5. Прочитайте стихотворение Гумилева “Заблудившийся трамвай”.

1) Вставьте в указанные места статьи Вяч. Вс. Иванова цитаты из стихотворения Н. С. Гумилева.

Стихотворение Гумилева начинается на “улице незнакомой”, откуда трамвай “по трем мостам” уносит поэта “через Неву, через Нил и Сену” после того, как едущие на нем “обогнули стену” и “проскочили сквозь рощу пальм”. Смещение и соединение всех земных мест, когда-либо увиденных поэтом, сопровождается таким же смещением времен: стихотворение оттого и называется “Заблудившийся трамвай”, что трамвай в нем “заблудился в бездне времен”.

Лучше всего это смещение пространственно-временных представлений видно в строфе “Заблудившегося трамвая”, где возникают события недавнего прошлого: ЦИТАТА.

Еще заметнее смещение и временных, и причинно-следственных отношений в конце стихотворения, где автор и его любимая неожиданно переносятся в XVIII век: ЦИТАТА.

На вопрос: “Где я?” – сердце поэта отвечает переиначенной ссылкой на поиски Индии Духа у немецких романтиков, Шлегеля и Гейне (вспомним вопрос последнего: “Мы искали Индию физическую и нашли Америку; теперь мы ищем духовную Индию, и что мы найдем?”) ЦИТАТА.

Две строфы, следующие за этим вопросом, относятся не к прошлому, а к будущему. Они представляют собой мрачное метафорическое предвидение смерти поэта: ЦИТАТА.

Предвидение собственной смерти в “Заблудившемся трамвае”, где он сам собирается отслужить в Исаакиевском соборе панихиду по себе, сопровождается удивительным открытием: ЦИТАТА.

Предвидение будущего, не пугающее, а мобилизующее, создающее все условия для выбора. Как в одном из самых известных ранних стихотворений Гумилева “Выбор”, человек свободен потому, что у него остается

…несравненное право –
Самому выбирать свою смерть.

“Своя смерть” – сочетание, в русском и других родственных ему языках (славянских, балтийских, иранских) уходящее корнями в доисторическое прошлое. У некоторых больших писателей XX века, в том числе у Андре Мальро, во многом близкого Гумилеву в своей поэтике воинского мужества и жертвенного героизма и в своей тяге к Востоку, как и у одного из великих символистов – Рильке, тема “своей смерти” старого дворянина была главным, что он запомнил о своем родственнике. Это и отличало жизнь в прошлом от того Парижа начала века, где жил и сам Рильке, и его герой. В современном городе – массовая фабрика смертей, в прошлом умирали индивидуально, сохраняя свое личное достоинство.

2) Закончите следующее высказывание Л. Аллена : “Снова он оказывается под покровительством “Музы дальних странствий”, и, конечно, ожидается, что по всем природным данным его душа “мореплавателя и стрелка” таит восторг и счастье. Но получается как раз обратное. Сухой перечень этапов путешествия вызывает, кроме впечатления хаотичного нагромождения, еще…”

3) Ю. В. Зобнин утверждает, что Машенька в гумилевском стихотворении – это М. А. Кузьмина-Караваева, о которой мы уже читали. Притом исследователь считает, что в “Заблудившемся трамвае” переплелись судьбы Гумилева и Машеньки, Державина и его жены Екатерины Яковлевны: “24 декабря 1911 года Гумилев провожал Машу в Сан-Ремо; казалось, ничто не предвещало трагедии.

Но ты снегу улыбнешься,
Ты на льду не подскользнешься,
Принесут тебе письмо
С надушенною подкладкой,
А на нем сияет сладкий,
Милый штемпель – Сан-Ремо.

Письмо, о котором мечтал поэт, так и не пришло. 29 декабря 1911 года Машенька Кузьмина-Караваева, приехав в Сан-Ремо, умерла от чахотки.

После того как в 1788 году противники Державина спровоцировали скандал в доме тамбовского председателя гражданской палаты Чичерина, Екатерина Яковлевна, вовлеченная интригами в конфликт, от полученного потрясения занемогла – здоровье ее уже к тому времени было расшатано “нездоровым климатом” Тамбова, и достаточно было толчка, чтобы процесс начал развиваться необратимо. После опалы и суда по ложному обвинению в злоупотреблениях Державин был вновь приближен ко двору. Поэтому он часто отлучался из Петербурга в Царское Село – “представляться императрице””. Почему поэт соотносит свою жизненную трагедию с жизненной трагедией Г. Р. Державина, тяжело переживавшего смерть своей жены?

4) И. Делич писал о гумилевском стихотворении следующее: “Поэт вновь открывает для себя, что противоречия бытия невозможно разрешить “здесь” – только “там””. Может ли, по-вашему, с этим утверждением согласиться Вяч. Вс. Иванов? Аргументируйте свою точку зрения.


Вы читаете: Вопросы и задания по творчеству Гумилева