Вопросы и ответы к творчеству С. А. Есенина (№1)



Что объединяет в понятие “Родина” Есенин?

В понятие “Родина” Есенин вкладывает большой смысл. Это и место, где он родился, и вся дорогая ему Русская земля. Прежде всего, это деревенская жизнь, деревенская природа, религиозная и бытовая культура русского человека. Поэт любит деревенскую Русь, тяготеет к гармонии человека и природы, чувствует любовь ко всему живому, что населяет Родину.

Его восхищение вызывают “хаты – в ризах образа”, поля, низенькие околицы, запах яблока и меда, деревенские развлечения – пляс и девичье пение. Вся любовь поэта к родимой земле сосредоточена в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная…”, завершающемся весьма интересной концовкой, в которой предпочтение отдается жизни на родине, нежели в раю.

Если крикнет рать святая:”Кинь ты Русь, живи в раю!”Я


скажу: “Не надо рая, Дайте родину мою”.

В стихотворении “Я покинул родимый Дом…” в понятие родины включаются родители поэта, тоскующие, что сын надолго оставил старый клен “на одной ноге”, который “стережет голубую Русь”. В каждом стихотворении, посвященном родине, образ родного края наполняется новыми яркими деталями, через которые передается любование поэтом красотами и духовными ценностями родной земли.

Какой образ Руси возникает в стихах поэта? Почему стихотворения последних лет носят трагический оттенок?

В стихах поэта возникает образ крестьянской Руси, привлекательной для него как страны его детства, полной поэтических впечатлений. В 20-е годы он уже скорбит о деревенской Руси, погибающей под пятой наступившего на нее железного города, пришедшей в деревню революции. В написанной в эти годы поэме “Сорокоуст” он рисует трагическую сценку отчаянных гонок красногривого жеребенка, который стремится обогнать бегущий “на лапах чугунный поезд”. В 20-е годы Есенин видит катастрофическое крушение вековых устоев русской деревни, всего уклада жизни русского человека; его тревожит происходящая переоценка духовных ценностей.

Каков лирический герой есенинской поэзии? Как в нем сочетаются “смиренный инок” и “грешник”, “бродяга и вор”?

Это сам поэт в разные времена – в детстве, периоде взросления, юности, зрелости, конце жизни, много перестрадавший, но оставшийся верным своей деревенской юности, любви к природе, традиционному крестьянскому быту. Он видит себя странником и богомольцем; его уход с малой родины в город не принес радости: город оказался для него чужим. Постоянные воспоминания о юности, о родной земле сопровождают лирического героя через все творчество Есенина. В последний период в результате тяжелых душевных переживаний наряду с этими мотивами прорывается второе “я”, нашедшее воплощение в “Черном человеке”, бунтарское, эпатажное, грешное. Отсюда возникает и образ грешника, бродяги, скандалиста и вора.

Литературовед К. А. Кедров отмечает три основных цвета в поэзии Есенина: алый, синий, золотой. Покажите использование этих цветов и раскройте их символическое значение.

Алый, золотой, синий – яркие цвета природы. В стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая…” Есенин называет себя поэтом “золотой бревенчатой избы”. Поэт имеет в виду и цвет избы – желтый и ее ценность как символа крестьянского быта с традиционными нравственными устоями. Золотая роща, золотая осень – символы увядания природы. Есть также мнение (Сергей и Станислав Куняевы), что ранняя есенинская цветопись в точности воспроизводит расположение цветов на русской иконе, а “алый мрак в небесной черни” возникает на границе перехода из мира земного в мир небесный. И сама икона в его стихах становится окном в мир иной. Очень часто синий цвет выступает как символ холода в отличие от притягательности голубого. Однако есенинский синий цвет ближе к голубому, чем у Блока, у которого он символизирует тоску, холод, грусть. Все вместе – яркие краски русской природы (алый закат).

С помощью каких художественных приемов Есенин дает почувствовать красоту и животворящую силу природы?

Природа в раннем творчестве Есенина предстает как божественный храм, “ночных небес иконостас”, звезды уподобляются лампадкам небесным, “хаты – в ризах образа”, деревья – монашкам, сумрак – ангелу, ветер – схимнику, туман сравнивается с рясой. Благодаря таким параллелям между земным и небесным жизнь природы на страницах есенинских стихотворений воспринимается как торжественное, животворящее действие. Особую роль в произведениях Есенина играют образы луны, месяца и солнца как символы дня и ночи, лунной и солнечной сфер, влияющих на человека. Однако наиболее важным является для него образ земли. В стихотворении “Я иду долиной, на затылке кепи…” поэта привлекают “розовые степи”, “тихая река”. “На земле милее. Полно плавать в небо”, – утверждает он, воспевая природу крестьянской деревни и крестьянский труд. Но это уже признание в любви к родине в поздних стихах, написанных после заграничных путешествий.

По свидетельству С. А. Толстой, С. Есенин написал стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу…” под влиянием одного из лирических отступлений “Мертвых душ” Н. В. Гоголя, которое заканчивалось словами: “…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчанье хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!” Выскажите ваше суждение.

Сходство мотивов в лирическом отступлении из “Мертвых душ” Н. В. Гоголя и стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…” есть. Это и сожаление о прошедшей юности, и философское восприятие новой поры жизни, ее быстротечности. Однако у Есенина все это выражено несколько по-другому. Во-первых, начальная строка “Не жалею, не зову, не плачу…” гармонирует с последней строфой, отражающей настроение примирения с непреодолимыми законами жизни: “Будь же ты вовек благословенно, / Что пришло процвесть и умереть”. Восприятие юности связано у поэта с картинами родины, с которой и ассоциируются лучшие годы жизни (“белых яблонь дым”, “увяданьем золота”, “страна березового ситца”). “Буйство глаз и половодье чувств” – это свойство молодости рисуется Есениным также по ассоциации с картинами дорогой ему деревенской природы. Очень интересно метафорическое сравнение быстро промчавшейся жизни со своей скачкой “весенней гулкой ранью… на розовом коне”.

В каких стихотворениях, прочитанных вами, поэт размышляет о земном пути человека?

В стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная…” он называет себя “захожим богомольцем”. Как уже было проанализировано в стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…”, поэт принимает вечные законы бытия и благодарен судьбе за дар пребывания в “стране березового ситца”. И здесь тоже возникает тема бродяжничества по земле. По мотивам прошедшей жизни ему также близко стихотворение “Отговорила роща золотая…”, в котором развивается есенинская идея о земном пути человека (“Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник…”). Его странничество в этом мире вновь, что и в предыдущем стихотворении, повторяет мысль о должном принятии законов бытия: “ничего в прошедшем мне не жаль”. Пребывание на земле связано с глубокими и быстротечными изменениями в сознании человека, его интересах (“Я теперь скупее стал в желаньях…”). Оригинально сравнение увядания человека, утраты им молодости с рощей золотой, которая “отговорила… березовым веселым языком”. Мотив земного пути человека неотъемлемо связан с родиной: “Никакая родина другая / Не вольет мне в грудь мою теплынь”, “Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!”. Каждое стихотворение с мотивами земного странничества завершается благодарным чувством любви к родине и желанием упокоения в родной земле.

Проанализируйте стихотворение “Отговорила роща золотая…”. Какие образы созданы в стихотворении?

Стихотворение имеет кольцевую композицию. В начале его представлена картина осени и отлета журавлей с печальным чувством в дальние страны. В конце стихотворения поэт вновь возвращается к увядающей природе и заявляет, что “роща золотая отговорила милым языком”. Весь процесс осеннего увядания природы вызывает у лирического героя смешанные чувства – печальные и отрадные. Картины, нарисованные поэтом, яркие, красочные, золотые. Красная, спелая рябина – вот символ этого времени года. Важен собирательный образ журавлей, которые, “печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком”. Они вызывают определенные ассоциации и через них осуществляется косвенное сравнение с людьми-странниками на земном поприще (“ведь каждый в мире странник”). Как и журавли, лирический герой философски воспринимает идею временного пребывания на земле, с удовольствием вспоминает юность и ничего прошедшего не жалеет. И все же мотивы грусти явно присутствуют в стихотворении. Подобно дереву, роняющему листья, герой роняет “грустные слова”. Основные образы имеют символическое значение. Так, золотая роща – это жизнь поэта, даже вообще бытие. Осень – пора тишины и ярких красок, поэтому в стихотворении преобладают цветовые образы, а звуковых практически нет. Журавли представляют собой лейтмотив осени жизни, музыкальная тема стихотворения, прощальная песня со всем юным, веселым, с “сиреневой цветью” природы и души человека.

Цвет играет большую роль в этом стихотворении: осень золотая – это и цвет осени, и символика прекрасного. Тема бесприютного странника подчеркивается холодным цветовым эпитетом – над голубым прудом.

Как использует Есенин изобразительные средства языка для создания поэтических образов?

Язык Есенина богат и разнообразен. Мы уже видели это на примере анализа стихотворения “Отговорила роща золотая…”. Вновь, уже с этой точки зрения обратимся к стихотворению “Не жалею, не зову, не плачу…”.

В стихотворении много “земных” образов, выписанных ярко, сочно, афористичным языком и с редким проникновением в жизнь природы: “все пройдет, как с белых яблонь дым”, “золото увяданья”, “страна березового ситца” и т. д. А рядом с этим соседствует фраза из поэтического лексикона XIX века (“о моя утраченная свежесть”) и типично есенинское, народно-человеческое: “буйство Плаз и половодье чувств”.

В этом стихотворении есть и символический образ розового коня. Образованный с помощью цветового эпитета – розовый, он воплощает восход, весну, радость жизни. На заре реальный крестьянский конь в лучах восходящего солнца кажется розовым. Следовательно, эпитет имеет как реально видимый, так и символический смысл. “Проскакал на розовом коне” – трагический знак уже отшумевшей жизни.

К изобразительным средствам языка для создания поэтических образов в творчестве С. Есенина можно отнести эпитеты, в которых взаимодействуют земное и небесное, имеющие свойство сливаться и оказывать воздействие друг на друга. Так, по модели “голубое небо” оно может определяться как “голубая трава”, “голубой песок” и т. д.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Вопросы и ответы к творчеству С. А. Есенина (№1)