Вопросы и ответы к теме “Древнерусская литература”



Как вы объясните важность понимания позиции автора при чтении художественных произведений?

Чтение художественного произведения – всегда диалог с автором. Мы или соглашаемся с ним или спорим, но почти никогда не остаемся равнодушными.

Понять позицию автора необходимо хотя бы для того, чтобы определиться с нашей собственной позицией читателя. Даже если мы говорим, что книга нам не понравилась, мы всегда умеем объяснить, почему возникла такая оценка. Так, уже в 5 классе некоторые ученики активно не принимают рассказы барона Мюнхгаузена, потому что “они совсем не похожи на реальные события жизни”.

Все ли произведения фольклора можно отнести к какому-то неопределенно далекому времени? Приведите примеры.

Большую часть объемных произведений устного народного творчества – былины, сказки


– их безымянные авторы относят к сказочным временам, например временам царя Гороха. И время и место событий сказок часто подчеркнуто лишены конкретности. Но совсем не обязательно произведения фольклора существуют в таком неопределенно далеком времени. Есть много произведений, которые отражают конкретное время. Таковы, например, исторические песни о Петре I или Иване Грозном, пьеса о войне с Наполеоном, современные отклики на события наших дней.

Однако даже былинное прошлое не абсолютно лишено примет времени. Во многих былинах живут отклики не на конкретное событие, а на эпоху.

Какие качества исторической личности привлекали древнерусских авторов?

Древнерусских авторов привлекали, с одной стороны, такие качества исторической личности, которые помогали человеку большого масштаба править страной, вести страну к победам. Здесь был важен и дар руководителя, и смелость, и оперативность. А с другой – привлекали и чисто личные достоинства: доброта и наблюдательность, заботливость и отсутствие жадности… Так и формировалось представление о герое исторического народного Предания как об идеальном человеке, который, конечно, был безупречным образцом для подражания и как руководитель и как один из членов сообщества людей своего времени.

Какое из произведений XII-XVII веков помогло вам составить впечатление о том времени, о людях, живших в то время, их быте, нравах?

Каждое из произведений определенной эпохи, которое мы читаем, помогает представить былое. Особенное доверие вызывают у читателя летописи, которые стремятся точно воспроизвести только что происшедшие события.

Чем отличается исторический труд и художественное произведение, посвященное историческим событиям? Ответьте на вопрос, используя произведения Карамзина и Пушкина.

Исторический труд точно воспроизводит события. В художественном произведении те же события включаются в вымышленную канву, созданную автором, что помогает понять эпоху. Таковы включенные в учебник-хрестоматию произведения Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина. Высокий уровень владения материалом, талант писателя помогают этим авторам не только точно передать конкретные события и образы конкретных героев, но и воспроизвести эпоху и вынести авторскую оценку изображенным событиям. Таков рассказ о великом Новгороде. Такова версия судьбы вещего Олега. Таковы события восстания Пугачева. В этих произведениях даже вымышленные герои помогают читателю представить реальных героев и реальные события ушедшей эпохи. Петруша Гринев и Савельич ничуть не менее убедительно характеризуют эпоху, чем исторически достоверный вождь восстания Емельян Пугачев.

Авторы XIX и XX веков с интересом и любовью обращались к былинам. Как вы считаете, их волновала родная история или художественные достоинства народных произведений? Попробуйте объяснить этот интерес.

Интерес к былинам у многих русских классиков объяснялся тем, что они не были безучастны к родной истории, а также тем, что их вдохновляли художественные достоинства нашего фольклора. Знакомясь с былинами, они увлекались их героическими сюжетами и героическими характерами представленных в них богатырей. Особую прочность этих чувств вызывала точность воспроизведения многих событий в жизни этих героев. Каждый из них имеет свою биографию, свою общую для всего цикла былин характеристику. Для сказителей это были реальные люди, жизнь которых была им знакома и близка до мельчайших деталей. И авторы XIX и XX веков обращались к былинам с такой же доверчивостью и любовью. Их волновали как герои и события тех времен, так и связь времен, в том числе и связь собственного времени с далеким былинным временем. Их привлекало и привлекает героическое начало в характерах богатырей, способность к преодолению трудностей и стойкость их характеров, психологическая точность воспроизведения типичных для жестокой борьбы.

Что способствовало возникновению литературы на Руси и/как это отразилось на ее содержании?

Древнерусская литература является начальным этапом в формировании и развитии русской литературы. Ее возникновение тесно связано с процессом образования раннефеодального государства. Она была во многом подчинена политическим задачам укрепления этого государства, стремлению объединить раздробленные княжества в единое централизованное государство. В ней нашли отражение разные периоды развития Древней Руси с XI по XVII век.

По словам исследователя В. В. Кускова, “это литература формирующейся великорусской народности, постепенно складывающейся в нацию”. Особую роль в выполнении этой задачи сыграла летопись.

Возникновению древнерусской литературы во многом способствовало принятие Русью христианства, что повлияло на ее содержание, художественные формы и складывающиеся жанры.

Содержание литературы русского Средневековья отличается особой духовностью. Жизнь человеческой души, воспитание и совершенствование нравственного мира человека – вот главная ее задача. В ее произведениях прославлялись такие христианские идеалы, как милосердие, скромность, душевная щедрость, нестяжание. Следствием стало появление жанра жития, прославлявшего героическую и подвижническую сущность достойнейших людей эпохи – святых, героев, военачальников, деятелей православной церкви, чьи физические и духовные подвиги могли служить примером для воспитания юношества.

Как трактуется в апокрифе “Хождение Богородицы по мукам” библейский сюжет о сошествии Христа на землю и принятии им мук за грехи людские?

Как и другие апокрифы, “Хождение Богородицы по мукам” попало в XI веке в список “отреченных книг”, т. е. не признанных церковью из-за несоответствия ряду официальных церковных трактовок.

Так, трактовка темы грешников в апокрифе отличается от канонической прежде всего в изображении ада и мук, которым подвергаются там умершие. Если церковные книги лишь утверждали неизбежность мук после смерти грешника, то апокриф поражал воображение читателя подробными картинами адских мучений. Некоторые исследователи древнерусской литературы (Н. К. Гудзий, В. В. Кусков) усматривают в памятнике некое противопоставление Божьему Суду живого сочувствия Богородицы к грешникам.

Что же касается пришествия Христа в мир и принятия им мук за людские грехи, то расхождений между библейской трактовкой и трактовкой апокрифа нет.

Согласно Библии, Господь послал на землю сына своего как Спасителя мира, который избавит людей от рабства греха и власти диавола – “сотрет главу змия”, как сказал Бог еще первым людям в раю, спасет людей от вечной смерти и откроет врата в Царство Небесное для вечной блаженной жизни с Богом. Путем добровольной искупительной жертвы Христос спасает людей от окончательной погибели. Поправ собственной смертью смерть, он даровал людям жизнь вечную, вечное блаженство, т. е. спасение всем, уверовавшим в него.

В апокрифе в ответ на мольбы грешников, заступничество пресвятой Богородицы и ангельского сонма Христос сходит с престола и говорит, что он приходил на землю, чтобы освободить людей от первородного греха. При этом он напоминает о нарушении заповедей Божьих и нераскаянности грешников. Явление же Христа грешникам и временное облегчение их участи не является каноническим текстом и потому церковью не признается.

Попробуйте доказать, опираясь на приведенный отрывок из текста “Жития Феодосия Печерского”, что перед вами художественное изображение святого.

Преподобный Нестор, изображая Феодосия Печерского, использует присущие художественным произведениям приемы создания образа героя, в данном случае – святого. К ним относится развернутое сравнение Феодосия со светилом, всем видимым и освещающим путь черноризцам. Это сравнение призвано особо выделить его святость, признание его чудодейственных заслуг перед всем мирским и монашеским обществом.

Создавая живой, яркий образ Феодосия Печерского, автор говорит о том, что тот с радостью работал в пекарне, был телом силен и крепок. Это отличает изображение Феодосия от принятой обрисовки других святых – седовласых, седобородых, серьезных и сосредоточенных на своих внутренних раздумьях. В этом описании звучит необходимая для агиографической литературы наставительная идея – пример такого подвижнического труда для юношества.

Какие особенности летописей вы можете выделить?

Летопись возникла еще в Киевской Руси из потребности русского общества иметь свою письменную историю, и это было связано с ростом национального самосознания народа. Летопись представляла собой исторический документ, включающий в себя тексты или переложения договорных грамот, завещания князей, постановлений феодальных съездов и другие документы. События не только отечественной, но и мировой истории, их взаимосвязь становились предметом интереса летописцев. Особенно ярко это, проявилось в “Повести временных лет”, в которой вопрос о происхождении русского народа исследовался в связи с общемировой историей. Летопись велась по годам, имела коллективное авторство, и потому в ней мы находим разнообразные мнения о событиях истории, более широкий охват, непосредственное отражение народной точки зрения на эти события. В ней можно заметить даже различия в политических взглядах и литературном мастерстве ее составителей.

Часто использовались летописцами фольклорные и книжные источники. Один из первых летописных сводов – “Повесть временных лет” – памятник коллективного творчества, над которым, начиная с правления Ярослава Мудрого в 30-е годы XI века, трудилось не одно поколение русских летописцев, как правило, монахи или представители княжеско – боярской среды. Наибольшую известность как летописец приобрел преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря.

Летописи, и особенно “Повесть временных лет”, допускали смешение жанров в рамках одного произведения. Так, в составе “Повести…” мы находим летописные сказания (например, о смерти князя Олега от своего коня, впоследствии использованное А. С. Пушкиным), близость к житийной литературе (о перенесении мощей святых Бориса и Глеба, о преставлении Феодосия Печерского). В недрах летописи начинает формироваться воинская повесть, например о мести Ярослава Святополку Окаянному. В “Повесть временных лет” вошло и “Поучение Владимира Мономаха”. Однако при всей событийной и жанровой мозаичности летописи она отличается тематическим единством – изображением отдельных вех истории Руси, изложением событий в строгой временной последовательности. Хронологическая связь событий подкреплялась в летописи генеалогической линией, т. е. показом преемственности власти князей Рюриковичей. Летописец обязательно указывает на родственные отношения между князьями, чью славу наследует каждый из них.

Летописи провозглашают в качестве основных своих идей утверждение независимости Руси, превосходство христианства над язычеством, неотделимость русской истории от всеобщей, призыв к единству действий в борьбе с врагами, духовное единение русского общества.

Можете ли вы назвать отличительные черты жанра “поучение”?

В Древней Руси развивалась ораторская проза, которая, в свою очередь, делится на торжественное и учительское красноречие. Поучение принадлежит к учительскому красноречию. Его цель – наставление (назидание), информация, полемика. Оно невелико по объему, часто лишено риторических украшений, писалось или произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке.

“Памятники дидактической прозы, часто безыскусные по стилю, содержали немало ярких бытовых реалий и сцен “низкой” действительности, особенно в описании пороков человеческих… Воспитывая христианскую нравственность, “учительная” литература осуждала пороки и прославляла добродетели, напоминая верующим о дне Страшного суда и неизбывной муке, которая уготована грешникам после смерти в аду.

Среди произведений дидактического красноречия особо выделяется группа “слов” на тему “казней Божьих”, где любое бедствие, обрушившееся на страну: засуха или наводнение, эпидемия или вражеское нашествие расценивается как Божественное возмездие за грехи. Другая группа “поучений” и “бесед” адресована монахам и содержит ряд правил, которым неукоснительно должен следовать инок: соблюдать пост, отличаться кротостью нрава, совершать молитвенный подвиг, как можно чаще прибегать к покаянию и причастию”. (Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников)

Примером памятника светской “учительной” литературы является “Поучение Владимира Мономаха”.




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Вопросы и ответы к теме “Древнерусская литература”