Вопросы и ответы к стихотворе­нию Г. Р. Державина “Властителям и судиям”

К кому обращается Державин в стихотворении “Властителям и судиям”? Каков характер этого обращения (обличение, наказ, прославление)?

Стихотворение (переложение псалма 81) звучит как прямое гневное обращение к “земным богам”, т. е. царям, властителям. В противоположность сложившейся литературной традиции восхваления в одах и других поэтических произведениях “земных богов” Державин не только сводит их с пьедестала, но и судит их, напоминая об обязанностях перед подданными. Стихотворение содержит и обличение, и наказ (наставление).

Как понимает Державин назначение правителей, “земных богов”?

Земные правители должны, как утверждает Державин, строго следовать законам, не допускать их нарушения (“на лица сильных не взирать”), защищать обездоленных и неимущих от несправедливости (“о? сильных защищать бессильных”), заботиться о материальных нуждах и соблюдении гражданских прав, чтобы все были равны и едины перед законом.

Каков настоящий облик “властителей и судий”? Соответствует ли он представлению поэта о просвещенном государственном деятеле?

На самом деле облик “властителей и судий” весьма далек от представлений поэта-классициста о просвещенном государственном деятеле. При их попустительстве творятся злодейства и несправедливости, процветает мздоимство (взяточничество). “Земные боги” не хотят исполнять возложенные на них всевышним Богом обязанности. Державин выдвигает очень меткую формулу, раскрывающую основы деятельности такого монарха, его отношения к творимым беззакониям: “Не внемлют! видят – и не знают! Покрыты мздою очеса”. Ничтожность царей, их человеческая слабость, склонность к соблазнам становятся особенно ощутимы благодаря антитезам: идеальный государь – государь реальный, царь – раб:

Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстныИ также смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!

Надеется ли поэт на исправление пороков власти?

Нет, никаких надежд на исправление пороков власти Державин не питает. Именно поэтому он обращается к Всевышнему быть “един царем земли” и покарать лукавых властителей и судей.

Какие чувства испытывает автор, каково его личное отношение к адресатам и какими словами оно выражено?

Негодование, презрение, ирония по отношению к земным властителям. Даже выражение “земные боги” воспринимается здесь как ирония. Злодейство, неправда, покрыты мздою очеса, лукавые – лексика, характеризующая пороки власть имущих. Вместе с тем мы слышим в стихотворении глубокую скорбь о судьбах обездоленных, которых надо защищать, “исторгнуть бедных из оков”. Бедные, сироты, вдовы – объект сочувствия автора. Он называет их правыми и обращается к Богу: “Боже правых”, на которого с молением и надеждой уповают нуждающиеся в защите. Переложение псалма завершается энергичным призывом-мольбой покарать злодеев и стать единым царем земли.

Каким стилем написано стихотворение “Властителям и судьям”?

Стихотворение написано высоким стилем, который избирается автором не для восхваления царствующих особ, а для обличения и показа высокого назначения земной власти. Архаичная лексика (восстал, всевышний, сонм, взирать, покров, исторгнуть, очеса, зыблет, внемли) придает торжественность выражению мыслей и чувств Державина.

Сопоставьте это стихотворение с одой Ломоносова. В чем, по-вашему, сходство и различие этих двух произведений?

Сходство в понимании назначения высшей власти: забота о подданных, соблюдение закона, защита от несправедливости; и оды Ломоносова, и стихотворение Державина полны поучений монархам. Различие состоит в том, что Ломоносов отождествляет по законам одического жанра прогрессивные государственные идеи с намерениями царствующей императрицы, ее деятельностью. Быть может, это в какой-то мере пожелание, изображение должного, идеального. Но в одах Ломоносова мы не найдем державинские обличения власти.


Вы читаете: Вопросы и ответы к стихотворе­нию Г. Р. Державина “Властителям и судиям”