Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-11 классов

Игра “Знатоки русского языка” (для учащихся 5-11 классов)

Цели игры:

Формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка; Развитие коммуникативной и кооперативной компетенции, культуры общения; Воспитание интереса к родному языку, истории и культуре русского народа.

Оборудование : листы с заданиями для каждой команды, компьютерная презентация, сигнальные карточки

Формы работы: групповая, индивидуальная

Форма проведения: беседа, викторина

Ход занятия

Правила проведения игры

Ученики классов поделены на 2 группы по 6 человек (по одному представителю от класса). Те, кто не занят в команде, являются болельщиками. В каждой группе выбирается капитан команды. У членов жюри есть бланки с правильными ответами.

Вступительное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята. Вы сегодня должны показать свои знания по основным разделам русского языка, умение разгадывать мудрые языковые загадки. Конечно, успех каждой команды будет зависеть от знаний конкретного участника и, конечно, от сплоченности вашей группы. У нас присутствует жюри в составе:

__________________________ __________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

После выполнения каждого задания жюри посчитывает количество правильных ответов, данных каждой командой. В конце занятия подсчитываются баллы и определяется команда-победитель. Желаю удачи всем командам!

Задания для команд

Задание №1

Учитель: Что изучает раздел науки о языке “орфоэпия”? (ответы учащихся) Вот и начинаем мы с орфоэпической разминки. Расставьте правильно ударения в следующих словах и произнесите их. Время выполнения -3-4 минуты:

Слова для 1 группы: красивее, статуя, позвонит, занята, квартал, диспансер, договор, материальные средства, запломбировать; ( 10 баллов) Слова для 2 группы : эксперт, запломбированный, исчерпали, каталог, компетентный, медикаменты, столяр, на складах, ржаветь, танцовщица; ( 10 баллов)

(жюри слушает и считает правильные ответы)

Задание №2

Учитель: Что изучает фонетика? (ответы учащихся). Сейчас команды будут выполнять задание, в котором нужно будет продемонстрировать знания их этой области языкознания. Время выполнения -3-4 минуты:

Задание для всех групп:

Определите, сколько букв и звуков в каждом слове: Местность, гладкий, бурьян, съемка, каюта. Запишите слова, переданные фонетической транскрипцией, , ,

Задание №3

Учитель: как известно, словарный состав русского языка постоянно меняется: одни слова устаревают, а другие активно входят в наш язык. Как называется раздел науки о языке, который занимается изучением слова и его значения? ( ответ учащихся)

Задание командам: попробуйте объяснить значение слов и словосочетаний из “Трехъязычного лексикона”, который был выпущен в 1704 году Ф. Поликарповым, определите их современное толкование. Время выполнения -3-4 минуты:

Извнутряю, зад главы, задышка, возглавие, крадебница, могута, мешанина, детоводница, скус, охабка, оковрач, очник.

Каждая команда читает свой вариант ответа, жюри подсчитывает количество правильных.

Задание №4

Учитель: в русском языке очень много иноязычных слов, но богатство нашего языка проявляется в том, что многие из заимствованных слов можно заменить русскими синонимами. Вот и попытайтесь сейчас это выполнить. Время на выполнение – 3 минуты.

Слова для 1 группы: актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал; Слова для 2 группы : миссия, эпилог, имитация, шеф, триумф.

Задание №5

Учитель: часто, чтобы правильно написать то или иное слово, нужно разобрать его по составу, или выполнить морфемный разбор. Вот и сейчас вам предстоит выполнить такое задание. Как называется раздел науки о языке, который изучает состав слова и способы его образования?

Задание для всех групп: Разберите по составу выделенные слова: Расточка Деталей. Из земли показались три Росточка.

Задание №6

Учитель: в языкознании есть еще один раздел, который изучает устойчивые выражения слов. Как он называется? (фразеология). Фразеологизм – это языковое средство, которое позволяет сделать нашу речь образнее, эмоциональнее. Частота употребления фразеологизмов в речи является одним из показателей сформированности речевой культуры человека. Вот и следующее задание для команд позволит выявить, как участники команд знают значение фразеологизмов и умеют употреблять их в своей речи.

Задание для команд: найдите фразеологизмы среди этих выражений и с 2-3 фразеологизмами придумайте предложения.:

Синие глаза, мозолить глаза, опустить глаза, карие глаза, с глазу на глаз, попасть в глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, промыть глаза, глаза открылись, лечить глаза, глаза на мокром месте, глаза разгорелись, темные глаза, глаз подбит, глаз набит.

Задание №7

Учитель: наш русский язык является одним из богатейших языков мира. Это позволяет человеку, владеющему богатым лексиконом, выражать мысли образно, ярко, эмоционально. Сейчас, выполняя следующее задание, каждая команда покажет умение правильно подбирать, находить как можно большее количество эпитетов к слову.( за каждый правильно подобранный эпитет 1 б.)

Задание для команд: подберите как можно больше эпитетов к словам:

Слово для 1 группы: улыбка; Слово для 2 группы: погода.

Задание №8

Учитель: правильно говорить на русском языке необходимо каждому человеку. Однако не все это могут делать и порой допускают ошибки. Следующее задание и заключается в том, чтобы исправить грамматические, речевые и фактические ошибки в предложенных вам предложениях:

Предложения для 1 группы:

А) Цены подорожали (выросли)

Б) Он поднял тост за дружбу ( поднял бокал, произнес тост)

В) Решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков ( на искоренение)

Г) В ответ на это мы получили такой ответ ( на это был получен ответ);

Предложения для 2 группы:

А) В парке заложено 52 дерева (закладывать парк, сажать деревья, посажено 52 дерева);

Б) Храбрая мысль ( смелая)

В) Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма ( демонстрируется один и тот же фильм)

Г) В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий ( в Петербурге)

Задание №9

Учитель: а теперь давайте устроим турнир для капитанов. Капитаны вызываются к доске.

Блиц – опрос. Побеждает в этом задании тот из капитанов, кто первым правильно отвечает на вопрос, и за каждый верный ответ получает по 1 баллу.

Сколько букв в русском алфавите? (33) Образуйте родительный падеж от существительного КОПНА (копен) Раздел науки о языке, изучающий географические названия (топонимика) Язык на котором ведется богослужение в православных храмах

( церковнославянский)

Определите значение слова десница ( правая рука) Что обозначает слово ВЕЩИЙ в поэме А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”? (мудрый, знающий) На основе какой азбуки было создано русское письмо? ( на основе кириллицы) Какого рода слово ШИМПАНЗЕ? ( мужского) Какое небесное тело имеет два названия: одно – мужского рода, а другое – женского рода. (Луна, месяц) С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? ( с глаголом)

Задание №10

Учитель: очень много в нашей жизни зависит от правильно поставленной запятой. Вспомните знаменитую фразу: “Казнить нельзя помиловать”! Вот и сейчас, команды, выполняя очередное задание, еще раз докажут важность правильной расстановки знаков препинания. Их задание в этом и заключается:

Задания:

1). Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте?

Завещание правителя.

Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: “Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую” (“Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую”)

Расставьте знаки препинания в этом предложении:

2) Не Бахчисарайский ли фонтан вы перечитываете? ( Не “Бахчисарайский” ли “фонтан” вы перечитываете?)

Задание №11

Учитель: последнее задание будет заключаться в том, что каждая команда должна привести 3-5 весомых аргументов в пользу того, почему важно изучать и хорошо знать русский язык.

( выступление представителя от каждой команды с защитой выработанного группой мнения)

3. Итог занятия. Подсчет жюри набранных командами очков и определение победителя игры. Награждение каждой команды грамотами в соответствии с занятыми местами.

Ответы для жюри:

Задание 2

__ Задание для всех групп:

Определите, сколько букв и звуков в каждом слове: Местность, гладкий, бурьян, съемка, каюта. (местность (9б, 7 зв.), гладкий (7б, 7зв.), бурьян(6б, 6 зв.), съемка(6б, 6 зв.), каюта(5б., 6зв.).) Запишите слова, переданные фонетической транскрипцией, , , ( прут, пруд; съест, съезд; ест; баюкать)

Задание №3

Задание командам: попробуйте объяснить значение слов и словосочетаний из “Трехъязычного лексикона”, который был выпущен в 1704 году Ф. Поликарповым, определите их современное толкование. Время выполнения -3-4 минуты:

Извнутряю ( попрошу), зад главы ( затылок), задышка ( отдышка), возглавие ( подушка), крадебница ( воровка), могута( сила), мешанина ( смесь), детоводница ( няня), скус ( вкус), охабка ( объятие), оковрач, очник ( окулист).

Задание №4

Учитель: в русском языке очень много иноязычных слов, но богатство нашего языка проявляется в том, что многие из заимствованных слов можно заменить русскими синонимами. Вот и попытайтесь сейчас это выполнить. Время на выполнение – 3 минуты.

Слова для 1 группы: актуальный (важный), антракт ( перерыв), ситуация

(положение), лозунг ( призыв), финал ( завершение);

Слова для 2 группы : миссия (задание, роль представительство), эпилог

(заключение), имитация (подражание), шеф ( начальник), триумф ( успех, победа).

Задание №6

( Ответы: мозолить глаза, с глазу на глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, глаза открылись, глаза на мокром месте, глаза разгорелись, глаз набит.)

Задание №8

Учитель: Следующее задание и заключается в том, чтобы исправить грамматические, речевые и фактические ошибки в предложенных вам предложениях:

Предложения для 1 группы:

А) Цены подорожали (выросли)

Б) Он поднял тост за дружбу ( поднял бокал, произнес тост)

В) Решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков ( на искоренение)

Г) В ответ на это мы получили такой ответ ( на это был получен ответ);

Предложения для 2 группы:

А) В парке заложено 52 дерева (закладывать парк, сажать деревья, посажено 52 дерева);

Б) Храбрая мысль ( смелая)

В) Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма ( демонстрируется один и тот же фильм)

Г) В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий ( в Петербурге)

Задание №10

Задания:

1). Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте?

Завещание правителя.

Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: “Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую” (“Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую”)

Расставьте знаки препинания в этом предложении:

2) Не Бахчисарайский ли фонтан вы перечитываете? ( Не “Бахчисарайский” ли “фонтан” вы перечитываете?)

Задание №11

Учитель: последнее задание будет заключаться в том, что каждая команда должна привести 3-5 весомых аргументов в пользу того, почему важно изучать и хорошо знать русский язык.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-11 классов