Викторина по рассказам А. П. Чехова “Человек в футляре”, “Ионыч”, по пьесе “Вишневый сад”



1-й конкурс: “Кто это говорит?”

Задание: Прочитайте выразительно отрывок, определите героя и дайте ему характеристику.

1. “Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. (Пауза.) Подумайте… ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней… Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом”.

2. “Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, Господи, вишневый сад мой! Скажите мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется… (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком


бегал… купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, только кажется… Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности”.

2-й конкурс: “Чей это портрет?”

1. “Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх”.

2. “…еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками… то картина бывает внушительной, и кажется, что едет не человек, а языческий бог…”

3-й конкурс: “Афиши пьесы”

Задание для 1-й команды. В афишу, представляющую героев “Вишневого сада”, включено несколько персонажей из других произведений Чехова. Восстановите подлинную афишу “Вишневого сада”, внесите в нее недостающие имена персонажей.

Раневская Любовь Андреевна, помещица.

Аня, ее дочь, 17 лет.

Тригорин Борис Алексеевич, беллетрист.

Старцев Дмитрий Ионыч, врач.

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.

Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.

Чимша-Гималайский Иван Иванович, ветеринар.

Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.

Гуров Дмитрий Дмитриевич, служащий банка.

Задание для 2-й команды. Внимательно прочитайте приведенный ниже список действующих лиц “Вишневого сада”. Исправьте допущенные в нем фактические ошибки, внесите недостающие сведения о персонажах.

Раневская Любовь Андреевна, помещица.

Аня, ее приемная дочь, 24 года.

Варя.

Гаев Андрей Леонидович, брат Раневской.

Лопахин Ермолай Алексеевич, помещик.

Трофимов Петр Сергеевич…

Шарлотта Ивановна…

Епиходов Фирс Пантелеевич, управляющий имением.

Яша, конторщик.

Действие происходит в усадьбе Гаева.

Во время выполнения этого задания можно предложить вопросы командам:

В чем состоит своеобразие драматургии Чехова?

Что такое “подводное течение”? (Можно предложить в виде текста.)

1. Это когда внешнее действие стоит на месте или движется очень медленно, а внутренний конфликт резко нарастает.

2. Когда переживания людей остры и глубоки, но внешне это выражается в нейтральном поведении.

3. Когда конфликт вообще отсутствует.

Покажите на примере пьесы “Вишневый сад”, что Чехов не делит героев на положительных и отрицательных.

Какова основная тема пьесы “Вишневый сад”?

Как сам автор определял жанр пьесы?

4-й конкурс: “Отгадай героев”

Ведущий на доске вывешивает плакат, на котором сделаны кармашки с наклеенными на них именами персонажей.

Для первой команды: Раневская, Гаев, Трофимов.

Для второй команды: Лопахин, Шарлотта, Аня.

От каждой команды ведущий приглашает по 2 или 3 человека, которым выдаются карточки с репликами героев.

Задание. Из предложенных карточек вам необходимо выбрать те, которые соответствуют вашим героям, и положить их в кармашки. (Реплики команды могут подготовить дома.)

5-й конкурс: “Кто из героев Чехова…”

– обращался к шкафу с торжественной речью? (Гаев)

– съел сразу полведра огурцов? (Симеонов-Пищик)

– имел прозвище “двадцать два несчастья”? (Епиходов)

– с презрением относился к своей матери-крестьянке, так как побывал в Париже и считал себя образованным? (Яша, лакей)

– хорошо показывает фокусы? (Шарлотта Ивановна)

– отдает золотой случайному прохожему, тогда как дома есть было нечего? (Раневская)

– говорит о себе, что у него отец мужик был, а сам он теперь в белой жилетке, желтых ботинках? (Лопахин)

– прощаясь с прежней жизнью, восклицает: “Здравствуй, новая жизнь!”? (Аня)

– говорит: “Вся Россия наш сад?” (Петя)

– говорит, что все состояние проел на леденцах? (Гаев)

6-й конкурс: “Чьи это вещи?”

Ведущий приглашает к столу, на котором лежат вещи (темные очки, зонтик, деньги, фонендоскоп, тарелка, книга, леденцы, ноты, тетрадь, платок, ножницы, линейка, лук, ключи в чехле, классный журнал и другие), по одному участнику от каждой команды.

Задание. На столе лежат вещи, которые “принадлежат” героям Чехова. Угадайте, кому и какие? (Кто больше найдет.)




1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (No Ratings Yet)
Loading...
Вы читаете: Викторина по рассказам А. П. Чехова “Человек в футляре”, “Ионыч”, по пьесе “Вишневый сад”