Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
М. Лермонтов. Мцыри
М. Ю. Лермонтов за все время своей творческой деятельности успел создать множество ярких и запоминающихся образов. Среди них меня больше всех привлекает романтический герой Мцыри из одноименной поэмы.
С детства оторванный от родины, дома, друзей и родных, он лелеет в своем сердце “одну, но пламенную страсть”: вырваться из сумрачного монастыря, “от келий душных и молитв” на волю:
В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы.
Рабской покорности и смирению монахов Мцыри противопоставляет не только вольных и гордых горцев, но и саму природу, которая неподвластна никому. Несмотря на то, что “после к плену от привык”, и монастырь успел наложить свой отпечаток на душу юного послушника, надежда на освобождение не покидает Мцыри, наполняя смыслом всю его жизнь.
Совершив побег из монастыря, юноша обретает долгожданную свободу. С радостью и удивлением он впитывает в себя звуки и краски природы. Он научился угадывать “думы” скал и цветов,
Я цель одну – Пройти в родимую страну – Имел в душе.
Однако трагедия Мцыри в том, что, вырванный в детстве из привычного окружения, лишенный прямого общения с природой, он не может теперь найти обратной дороги. Заключенный в монастыре, Мцыри только сейчас знакомится с вольными просторами, на протяжении многих лет бывшими в непосредственной близости к нему. Юноше не хватает знаний и умений для самостоятельной жизни в гармонии с природой, поэтому он с горечью сравнивает себя с тепличным цветком, вынесенным доброй рукой в сад:
Едва взошла заря, Палящий луч ее обжегВ тюрьме Воспитанный цветок…
Чувство горького разочарования ожидает Мцыри, едва успевшего узнать полноту жизни во всей ее красе. Во время героической схватки с барсом юноша проявил свои лучшие бойцовские качества. Упоенный победой, он не замечает ран. Заблудившись, потеряв дорогу и выйдя обратно к монастырю, Мцыри понимает,
Что мне на родину следаНе проложить уж никогда.
Свободолюбивое сердце Мцыри не может вынести повторного заключения в душных стенах “темницы”. Он предпочитает умереть от смертельных ран, полученных в бою, чем провести всю жизнь в монастыре, в ненавистной неволе.
Уже умирая, Мцыри просит монаха перенести его в сад, в густую траву, где “свежий воздух так душист”. В единстве с природой он хочет провести последние минуты жизни. К тому же “оттуда виден и Кавказ!” Мцыри умирает с мыслью “про милую страну”, такой же одинокий, как и раньше, но гордый и непокоренный.